Газета Спорт-Экспресс № 155 (4435) от 12 июля 2007 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 1

12 июля 2007

12 июля 2007 | Олимпиада

ОЛИМПИЗМ

Вчера гостем "СЭ" был генеральный директор Заявочного комитета "Сочи-2014".

Дмитрий ЧЕРНЫШЕНКО: "ЧЕМ СОЧИ ХУЖЕ ЛАЗУРНОГО БЕРЕГА!"

ПОСЛЕДНИЕ ЧАСЫ

-Теперь, когда уже все позади, выборы выиграны и Сочи назван олимпийской столицей, можете рассказать, какие мысли вас посещали, пока тянулись часы перед объявлением итогов голосования?

- Никаких мыслей, если честно, уже не было. Как и эмоций. Только рефлексы. Ощущение абсолютной нереальности происходящего и в то же время - абсолютной концентрации и спокойствия. В голове шла непрерывная обработка информации. Я физически чувствовал, что время стало осязаемым до секунд. И что в организме открылись какие-то колоссальные резервы. Появилось ощущение, что я могу все. Помню, что за мной не успевали передвигаться три помощника.

Могу объяснить, почему мы приехали в Гватемалу заранее и поселились в укромном месте, где ничто не отвлекало от подготовки к выборам. Это было сделано с той целью, чтобы в последние три дня перед началом сессии, когда члены МОК собрались вместе, все оставшееся время посвятить общению с ними. Представьте: этих людей всего 115 - меньше, чем руководителей государств. Но они - своего рода закрытый клуб. Как говорится, кровь и плоть олимпийского движения. Именно они формируют стратегию развития этого движения в мире. За полтора года, которые имелись в моем распоряжении до выборов, я должен был не только, как говорится, подготовить продукт и осуществить продажу этого продукта, но сделать все возможное для того, чтобы с каждым из этих 115 выстроить отношения, спрогнозировать сферу их интересов.

Должен покаяться, стопроцентно выполнить это не удалось. С некоторыми из членов МОК я познакомился только в Гватемале, хотя заочно мы контактировали со всеми. Но когда предвыборная гонка уже вышла на финишную прямую, думать по большому счету было некогда. Когда тот или иной человек ко мне подходил, я рефлекторно вспоминал все, что о нем знаю, начиная с того, как его зовут и как к нему обращаться. Это, кстати, немаловажный момент. Потому что среди этих людей есть такие, кто до сих пор требует обращения к себе в соответствии с занимаемой в прежнее время государственной должностью. К королевским особам следует обращаться в полном соответствии с тем, как это принято в его стране. И не дай бог что-то перепутать. Это не только будет выглядеть вопиющей бестактностью, но и наверняка вызовет вопрос: "Как можно этим лоботрясам что-то отдавать?"

Я всегда считал, что можно запомнить и держать в голове только определенный объем информации. А тут вдруг этот объем расширился до неограниченного. Для меня это было незнакомым чувством. Никогда не поверил бы, что могу каждый день не просто проводить пресс-конференции на чужом для себя языке, но делать это, что называется, с ходу и при этом быть готовым ответить на любые подлые вопросы, которые, как вы понимаете, у наших недоброжелателей всегда были наготове. Возможно, сыграла свою роль ответственность, которая постоянно висела над головой, и осознание, что ты сделал все, на что способен. Но именно в Гватемале я, например, понял истинный смысл слов "олимпийское спокойствие".

-Все, о чем вы сейчас рассказываете, как раз напоминает состояние спортсмена, который находится на самом пике формы и намерен бороться за золотую олимпийскую медаль.

- Именно так: ощущение ментального и физического пика формы и понимание, что идешь выигрывать.

-В связи с этим еще один вопрос: в эти последние перед голосованием часы вас посещало чувство, что в подсознании проносится вся предыдущая жизнь?

- Было такое. Словно в голове параллельно с происходящим постоянно крутится кино с обрывками каких-то жизненных воспоминаний. И еще - что мое сознание существует отдельно от тела и что в нем сплелись переживания тысяч людей, которые поддерживают нашу заявку. Невероятное чувство, которое, наверное, бывает у человека раз в жизни.

37 ЛОББИСТОВ

-Сейчас уже никто не сомневается, что решающим моментом стал приезд в Гватемалу Владимира Путина и его выступление на сессии МОК. Насколько трудно было уговорить президента страны на участие в выборах и кому вообще пришла в голову эта мысль?

- Не думаю, что здесь применим глагол "уговорить". С самого начала предвыборной кампании мы отдавали себе отчет: если хотим победить, президент страны должен приехать в Гватемалу.

-Подобно тому, как теперь уже бывший премьер Великобритании Тони Блэр приезжал два года назад в Сингапур?

- Именно. Об этом говорили все эксперты-лоббисты, которых мы собрали на самой ранней части заявки, когда остальные наши конкуренты даже не думали о том, чтобы привлекать подобные силы. Это были люди, хорошо известные в спортивных кругах и представляющие 12 разных стран. Они принимали самое активное участие в подготовке пяти предыдущих олимпийских заявок.

Мы четко просчитали: для того, чтобы держать ситуацию в поле зрения, занимать время "клиента", да так, чтобы представители стран-конкурентов не имели возможности к нему подойти, и, как говорится, определять "среднюю температуру по больнице", эксперт может работать с не более чем пятью людьми одновременно. Поэтому даже самые серьезные наши "тяжеловесы" в этой области работали именно в таком режиме. Таких экспертов-лоббистов у нас было 37. Естественно, что с африканцами работали африканцы, с европейцами - европейцы и так далее. Вести подобную деятельность не запрещено - просто не многие знали, что на самом деле все эти люди работают на нас. Я вам совсем уж внутреннюю кухню раскрываю.

Нужно ведь понимать, с какими конкурентами мы на самом деле сражались. На прошлых выборах Пьонгчанг в первом туре чуть было не опередил Ванкувер, который в итоге и получил Игры-2010. Зальцбург - всемирно признанный центр мирового зимнего спорта. У первого претендента - неограниченный ресурс практически во всех областях, второй - с полностью готовой инфраструктурой, исключающей какие-либо риски. Победить их можно было только как в старой доброй сказке, собрав все прутики в один веник.

-Вы сказали, что были постоянно готовы к "подлым" вопросам. По каким точкам били ваши оппоненты?

- Прежде всего, они касались исполнимости наших планов, экологии и безопасности и все это обсуждалось нашими соперниками в различных вариациях.

-Эти вопросы волнуют и тех, кто живет в России. В частности, такой: не нарушит ли олимпийское строительство уникальную экологическую обстановку в регионе?

- Очевидно, что олимпийская стройка будет постоянно находиться в фокусе всеобщего внимания. По нашей инициативе уже создан специальный экологический совет, в который входят крупные и хорошо известные западные компании. Такие, как Фонд дикой природы, например. Совет является своего рода платформой для переговоров между неправительственными природоохранными организациями и правительственными органами. Он может разрешать или запрещать какие-либо действия и с ним постоянно согласовываются все проекты. Специально выделенный спутник будет осуществлять мониторинг воздействия процессов на окружающую среду. Внедряются многие специальные программы. Сочи, безусловно, станет стандартом в очень многих областях. В том числе - в сфере экологической безопасности. И этот стандарт будет впоследствии применяться по всей стране... Я постоянно привожу в пример тот факт, что если не построить в Сочи настоящую систему центрального отопления, то население начнет вырубать ценные породы дерева. Вы, к примеру, знаете, что шашлык в Сочи делают именно на них?

-И вы пробовали такой шашлык?!

- Конечно, пробовал. А там другого просто нет (смех в зале). Вот все сейчас обсуждают вырубку, которая будет сопровождать строительство олимпийских объектов. Но все забывают, что это будет одноразовая вырубка шириной 100 метров, которая в дальнейшем будет многократно компенсирована. Потому как взамен одного вырубленного дерева строители обязаны посадить три.

МАССОВОГО ПЕРЕСЕЛЕНИЯ НЕ БУДЕТ

-Как вы можете прокомментировать разговоры о том, что перед началом строительства объектов вам предстоит переселить множество людей?

- Да кто вам такое сказал? Это полный бред. Имеретинская долина представляет собой сельскохозяйственные угодья, 97 процентов ее территории принадлежит государству. В свое время отдельные хитрецы произвели там стихийную застройку, и теперь они бьются за то, чтобы узаконить свои незаконные строения. Этим людям, заметьте, не ставят никаких ультиматумов. Им готовы предоставить новое жилье в других районах или материальную компенсацию. По рыночным ценам. Никакого массового переселения быть не может, потому что таких проблемных участков отнюдь не сотни, и даже не десятки. Их гораздо меньше. Тем не менее в федеральной целевой программе существует специальная строка бюджета для выкупа этих застроек.

-У одного из нас в Сочи живут родственники. Они утверждают, что из-за роста цен никогда больше не смогут купить участок земли. Что вы им на это ответите?

- Если они там живут на постоянной основе, то их капитализация возросла. Почему они не учитывают тот факт, что стоимость их недвижимости выросла в несколько раз?

-Вы ожидаете стабилизации цен?

- Конечно. Скачок цен - явление временное. Не будем забывать, что на одном Сочи свет клином не сошелся. В конце концов, это довольно ограниченный кусок суши. Времена, когда никуда нельзя было выехать за пределы страны, ушли в прошлое. Если ситуация не стабилизируется, во что я не верю категорически, так рядом всегда есть Турция. Какой смысл ехать туда, где все втридорога, если можно отдохнуть в другом месте? Альтернатив полно! В любом случае, цены будут соответствовать покупательной способности наших граждан. Я не исключаю миграционных процессов, схожих с теми, что происходили на французском Лазурном берегу. Тогда, продав свою недвижимость на побережье, француз мог купить дом в пригороде Парижа, да еще получить средства на безбедное существование. Возможно, что часть сочинцев поступит точно так же, как жители Лазурного берега. Но в любом случае, вряд ли стоит видеть в этом глобальную проблему.

-Про недвижимость мы поговорили. Но что делать с дороговизной гостиничных номеров?

- В Сочи насчитывается примерно 250 тысяч койко-мест, назовем это так. После тщательной сертификации мы смогли предоставить в МОК около 50 тысяч гостиничных номеров, соответствующих заявленной звездности. Все эти гостиницы уже подписали контракты, согласно которым они не могут сдавать номера дороже заявленных цифр. Все это уже зафиксировано в официальном документе, причем цены там, поверьте, очень лояльные.

-А почему эти гостиницы пошли на подписание такого контракта? Не лучше ли им было дождаться Олимпиады и взвинтить цены?

- Они вошли в этот условный олимпийский гостиничный пул, понимая, что им на время Олимпиады гарантирована полная загрузка номера. И к тому же они в какой-то степени становятся партнерами того сообщества, которому предстоит обслуживать Олимпиаду. Однако я снова отношу вас к рынку. В конечном счете, цены будет диктовать спрос. Если в Сочи внезапно приедет огромное количество людей, готовых отдать абсолютно любые деньги за номер, глупо взывать к сознанию владельцев отелей и кричать: "Не завышайте цены!" Однако в это мне верится с трудом. В рамках олимпийского строительства будет создано около 19 тысяч новых гостиничных номеров.

ДЛЯ РОССИЯН - КВОТА НА БИЛЕТЫ

-Мы все видели ролик, показанный в ходе презентации в Гватемале, в котором олимпийская чемпионка Ирина Роднина виртуально посетила пять олимпийских финалов за один день. Вы не планируете вводить специальные абонементы, чтобы людям не приходилось покупать массу билетов?

- Этот вопрос обсуждать преждевременно, так как он находится в компетенции пока еще не созданного организационного комитета. Но в принципе предложение интересное, думаю, что оно будет рассмотрено.

-Смогут ли попасть на Олимпиаду простые россияне?

- У нас будет очень приличная квота по билетам специально для жителей России. Для удовлетворения ожидаемого спроса ее должно хватить.

-Вы уже представляете примерный порядок цен на билеты?

- Мы высчитывали доходную часть Игр от продажи билетов, взяв за основу туринскую модель.

-То есть билет на церемонию открытия, возможно, будет стоить до 800 евро, как было в Турине?

- А вы видели пустые места во время туринской церемонии открытия? Мы действительно ориентируемся на те цены, но исходим из того, что благосостояние нашего народа будет расти. Плюс ко всему, существует масса программ со скидками, например, для студентов.

-Озвученные 12 миллиардов долларов - это реальные цифры или желание показать, что мы за ценой не постоим?

- Нет, реальные. Мы исходили из того объема работ, которые нужно проделать.

-Что будет с федеральной трассой "Дон"?

- В федеральной целевой программе говорится о строительстве прямой скоростной дороги из Краснодара в Сочи, которая значительно сократит время в пути.

-Соответствует ли действительности информация о том, что сочинская Олимпиада даст 150 тысяч новых рабочих мест?

- Да. Таковы расчеты Министерства экономического развития. Возможно, что их будет еще больше.

-У вас нет опасений, что в Сочи приедет 150 тысяч турок или китайцев?

- Мы не может регулировать рыночные механизмы. Если зарплаты на стройках окажутся неподходящими для коренных сочинцев, они там работать не станут.

-Какую из проблем, стоящих перед оргкомитетом, лично вы считаете наиболее трудной?

- Наиболее важной задачей мне видится правильное стратегическое планирование следующих семи лет. От этого во многом будет зависеть успех Олимпиады.

-К подготовке заявки Сочи были привлечены лучшие мировые силы. Собираетесь ли вы использовать опыт зарубежных специалистов при непосредственной организации Олимпиады?

- Если я войду в состав оргкомитета, то буду настаивать, чтобы иностранные эксперты были привлечены. С 1980 года, когда Москва проводила Олимпиаду, мир ушел далеко вперед. Сегодня для работы во многих российских сборных, не говоря о клубах, привлечены лучшие иностранные тренеры. Так почему же не пригласить зарубежных специалистов для создания лучших в мире спортивных арен?!

Сергей БУТОВ, Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ, Евгений ДЗИЧКОВСКИИ