Газета Спорт-Экспресс № 138 (4418) от 22 июня 2007 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1

23 июня 2007

23 июня 2007 | Теннис

ТЕННИС

Елена Бовина, которая всего два года назад была 14-й ракеткой мира, сейчас предпринимает очередную попытку вернуться в WTA Tour после длительного перерыва, связанного с травмами. Как уже сообщал "СЭ", на этой неделе россиянка сыграла на турнире в Голландии.

Елена БОВИНА: "ТРАВМЫ СДЕЛАЛИ МЕНЯ СИЛЬНОЙ"

В прошлом году, оправившись от травмы, Бовина выступила на "Кубке Кремля", проиграла там в первом же круге, после чего... снова надолго выпала из поля зрения теннисной публики. С тех пор россиянка приняла участие лишь в четырех турнирах. Три из них проходили в начале этого сезона в Австралии, четвертый - на этой неделе в голландском Хертогенбосе, куда Бовина приехала в ранге 1012-й ракетки мира. Причем и в январе, и теперь в июне она всякий раз терпела поражения в стартовых матчах.

Решив разузнать подробнее, что происходит с нашей теннисисткой, я позвонила в Барселону, где Бовина тренируется в академии Эмилио Санчеса и Серхио Касала.

-Из-за чего вы снова так долго не играли?

- В феврале, вернувшись в Москву из Австралии, получила травму. Смена покрытия, интенсивные тренировки, к которым я, возможно, была не готова физически - все сыграло свою роль. У меня произошло защемление, и, как следствие, воспаление нерва между третьим и четвертым пальцами стопы. Предлагали сделать какой-то укол или даже операцию. Но я не сторонница столь радикального лечения. Хотя, возможно, все зажило бы быстрее.

-Что предприняли?

- Уехала в Испанию. Тут хорошие условия. Можно в море поплавать, что для ноги полезно. Из процедур делала лишь самую простую физиотерапию. И никаких уколов.

-С каким тренером сейчас сотрудничаете?

- Конкретного тренера у меня в академии нет. Зато любой специалист может и помочь, и подсказать, и проконсультировать.

-А почему нет личного тренера?

- Те, которые мне нравятся и, как я считаю, могли бы помочь, заняты. При необходимости мы можем встретиться или проконсультироваться по телефону. А иметь тренера только для того, чтобы кто-то был рядом - это, по-моему абсурд. Лучше уж одной тренироваться, так мне спокойнее. Беру спарринг-партнеров или каких-то ребят из клуба - и делаю то, что необходимо.

-К Аранте Санчес-Викарио за помощью не обращались?

- Она сейчас много работает на телевидении и редко появляется на корте.

-А как с бытовыми условиями?

- Снимаю дом в трех минутах ходьбы от моря. Корты, считайте, тоже рядом - минутах в 20.

-Режим тренировок сейчас какой?

- Утром 2 - 2,5 часа занимаюсь теннисом. После обеда - физподготовка. Либо в тренажерном зале, либо - пробежки по пляжу. У меня сейчас хороший тренер по фитнесу, который раньше работал с баскетболистами. Я долго искала человека, который следил бы за моей физической формой. Сейчас она для меня не менее важна, чем теннисные тренировки. Без хорошей "физики" организм не выдерживает нагрузок, и на турнирах ты практически разваливаешься.

-Какое впечатление осталось у вас от выступления в Хертогенбосе?

- Хоть я и проиграла в первом же круге, свое состояние оцениваю как хорошее. Тяжело выйти после долгого перерыва и сразу начать всех обыгрывать. Уровнем тенниса тоже осталась довольна. Сейчас все, что мне надо, - это сыграть в трех-четырех турнирах, втянуться в соревновательный ритм.

-Пока не выступали, за теннисом следили?

- Смотрела и по телевизору и непосредственно на турнирах, если была возможность. В основном люблю наблюдать мужской теннис. Там многому можно научиться, подметить что-то интересное. Некоторые вещи я даже пытаюсь записывать. А из женщин смотрю только первую пятерку. Когда играют Жюстин Энен, Серена Уильямс - это стоит увидеть.

-Энен сейчас играет в Истборне и, как всегда, не оставляет соперницам никаких шансов...

- Она сделала огромный шаг вперед за последнее время. Прибавила буквально в каждом компоненте. Жюстин небольшого роста, но меня потрясает ее умение "выжать" из себя максимум. Смотрю на нее и чувствую, как у самой прибавляется уверенности. Сравнивая физические данные Энен со своими (рост Бовиной - 192 см. - Е.Р.), понимаю, какой у меня потенциал. Если она так играет, то что могу сделать я?! Нужно только найти тренера, который помог бы мне раскрыться.

-В последнее время на первые роли в мире вышла Елена Янкович из Сербии. Некоторые считают, что по манере игры вы с ней похожи.

- Я бы сказала, что она больше похожа на Анастасию Мыскину. Не считаю себя прямолинейным игроком, но ничего замысловатого я на корте не придумываю. А Янкович вечно плетет какие-то комбинации. Очень разноплановый игрок, хорошо чувствует мяч, площадку. Она играет, опираясь больше на свои внутренние ощущения, чем на заученные комбинации и схемы. Это как раз то, что я пытаюсь развить в себе сейчас.

-Вы ведь обучались в академии Ника Боллеттиери вместе с Янкович. Что запомнилось из того времени?

- Насколько я помню, у нее никогда не было постоянного тренера. Даже сейчас она ездит на турниры лишь со спарринг-партнером. Кстати, я не считаю отсутствие тренера большой ошибкой. Наставник наставнику рознь. Настоящий тренер должен вести себя разумно, а не забивать теннисисту голову заученными схемами. Это подавляет естественные инстинкты игрока, которые очень важны, если, конечно, он действительно талантлив. Хороший тренер тем и отличается, что видит сильные стороны спортсмена и старается их развить, дать им естественный выход изнутри. И если Янкович все время тренировалась одна, значит, она выражает на корте свою собственную мысль - а не вбитую в ее голову кем-то посторонним.

-Сейчас также громко заявляет о себе другая сербка - Ана Иванович. Как вы думаете, яркая внешность не помешает ей добиться больших высот в теннисе?

- Чтобы стать первым, совсем необязательно быть уродиной. Все зависит от настроя, от тех задач, которые теннисистка перед собой ставит. Если Иванович по-настоящему хочет стать лучшей в мире, думаю, ничто не помешает ей добиться успеха. Кстати, она тренировалась здесь, в академии, две недели. Вполне симпатичная девочка.

-Но вы же знаете: если у теннисистки великолепные внешние данные, то ее агент, как правило, стремится сделать из красавицы рекламную звезду. И порой это отражается на спортивных результатах.

- Это право агента - использовать внешность своих подопечных для заключения контрактов. Почему бы и нет?! Я всегда это приветствую. Приятное с полезным вполне можно совмещать. Но только до тех пор, пока спортсмен знает, чего он хочет. Если коммерческие задачи выходят на первый план, ни к чему хорошему это, как правило, не приводит.

-Незапланированное отлучение от тенниса сделало вас голодной до игры?

- Скорее кардинально изменило мое отношение к теннису. Раньше я себя ощущала чужой в WTA Tour. Меня многое беспокоило, и трудно было понять почему. А сейчас я настолько внутренне изменилась, что смотрю на все совершенно иначе. Можно сказать, другим человеком стала! Более сильным. Появилось внутреннее спокойствие. В общем, сейчас я твердо стою на ногах и выбить меня из колеи намного труднее, чем раньше. Думаю, теперь добиваться высоких результатов мне будет намного легче. Знаете, если бы не эти травмы, вряд ли я могла бы так измениться. Слава богу, что они уже позади.

-Каковы ваши ближайшие планы?

- Через неделю вместе с тренером по фитнесу еду на две недели в Мюнхен - к тому наставнику, который мне нравится. А в середине следующего месяца, скорее всего, буду играть в Америке. Там перед US Open проводятся шесть больших турниров.

-А на самом US Open собираетесь выступить?

- Если наберу достаточное количество очков, чтобы по рейтингу попасть хотя бы в квалификацию, то да. Сейчас мне выбирать особо не приходится. Куда попаду, там и сыграю.

Елена РЕРИХ