Газета Спорт-Экспресс № 136 (4416) от 20 июня 2007 года, интернет-версия - Полоса 2, Материал 1

20 июня 2007

20 июня 2007 | Футбол - РПЛ

ФУТБОЛ

РОСГОССТРАХ - ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА

ДЛЯ "СПАРТАКА" НАШЛИ ЖЕСТКУЮ РУКУ

Окончание. Начало - стр. 1

Чрезмерное внимание Первака к челябинскому "Спартаку", где тот был хозяином, а также ряд других факторов побудили Федуна летом 2005-го гендиректора уволить. На его место неожиданно для многих и был назначен Шавло, который до тех пор скромно трудился в селекционном отделе (именно он, к примеру, обнаружил Федора Кудряшова). Теперь очевидно, что владелец красно-белых искал, с одной стороны, человека со спартаковским прошлым - это прибавляло ему вистов в глазах болельщиков, - а, с другой - несамостоятельную фигуру. Потому что все ключевые решения в "Спартаке", судя по действиям председателя совета директоров, должен был принимать он сам - и никто другой. При этом Федун с командой принципиально не общался, свято придерживаясь идеи жесткой субординации.

Поначалу казалось, что приход Шавло позиции Старкова только укрепит: посвященные знали, что их жены-рижанки много лет дружат. Но видимость единства сохранялась только до тех пор, пока в Старкове всерьез не засомневался Федун. А когда грянуло "дело Аленичева", Шавло "сдал" недавнего друга с легкостью, которой не скрывал в различных интервью и сам тренер из Латвии. "Спартаковская солидарность" Аленичева и Шавло, на которую рассчитывали многие сторонники опального капитана, тоже оказалась мифом. Гендиректор предпочел избавиться от обоих фигурантов конфликта, в то время как сам остался весь в белом.

С момента назначения Шавло гендиректором "Спартака", по моей информации, резко изменились его отношения и с Федотовым. Новый руководитель стал подчеркнуто держать дистанцию - причем не только со спортивным директором, но и с ветеранами футбольного "Спартака", которые немало удивлялись, как же порой должности меняют людей.

Но больше всего Федотов и его семья были потрясены, когда Шавло даже не позвонил, чтобы выразить им соболезнования по поводу смерти Константина Бескова, тестя Федотова, а также устранился от участия в организации похорон. Как результат - на панихиде в манеже "Динамо" появились лишь считаные игроки "Спартака" - в то время как, скажем, ЦСКА прибыл в Петровский парк в полном составе, с Жо, Карвалью и Вагнером.

С этого момента Федотов и Шавло общались сугубо по делу. Точнее, практически вообще не общались. Никакой поддержки от гендиректора за весь год своей работы главным тренером Федотов не ощущал. Скорее - противодействие. О чем, насколько мне известно, и заявил Федуну во время первой их встречи тет-а-тет в 2007 году. Состоялась она в прошлый четверг.

В то же самое время, за три дня до матча с "Москвой", на базу в Тарасовку приехал Шавло. Без ведома Федотова (что вчера в интервью подтвердил и сам экс-тренер) он встретился с игроками. О чем они толковали, остается только догадываться.

БОЛЕЗНЬ ОСТАЛАСЬ

Контактность и доброжелательность Федотова не знают границ. По моей информации, он звонит Сергею Юрану с поздравлениями после каждой победы "Шинника". Олег Романцев - заявивший, что после прихода Федотова вновь начал болеть за "Спартак", - передает ему в подарок рыбу, которую выловил. Вдова Льва Яшина - Валентина Тимофеевна - говорила: "Не могла себе представить, что когда-нибудь буду переживать за "Спартак". Но благодаря Володе это произошло!"

Однако ни Шавло, ни Федуну общение с главным тренером, видимо, необходимым не представлялось. Вернее, владелец клуба с Федотовым разговаривал - но только в присутствии остальных руководителей, когда многие вещи сказать открыто не представлялось возможным.

Например, то, что Шавло умышленно не усилил команду в межсезонье - в этом, по имеющейся информации, Федотов сейчас убежден. Возникла схема, аналогичная той, что год назад была в "Зените", когда Властимил Петржела получил только Несвадбу и Хен Ен Мина, тогда как после прихода Дика Адвоката начался трансферный взрыв. До последнего дня дозаявок единственным дебютантом "Спартака" был свободный агент Сабитов. Покупка же "на флажке" Плетикосы объяснялась тем, что приобретение вратаря было поручено Федуном персонально спортивному директору Черчесову.

Оторванность Федуна от реалий жизни команды привела, с моей точки зрения, к наивной убежденности владельца "Спартака", что у него - самый сильный состав в премьер-лиге. Эту мысль он не раз высказывал журналистам. Переубедить его, доказать, что у тех же ЦСКА и "Локо" кадровое превосходство над красно-белыми не вызывает сомнений, в клубе, судя по всему, было некому. А Федотова и не спрашивали. Хотя он, полагаю, мог бы повести себя решительнее.

Не собираюсь утверждать, что Федотов не совершал ошибок. Более того, тренер свои оплошности признавал. Так, вину за поражение от "Локомотива" он в интервью "СЭ" взял на себя, а после поединка с нальчикскими одноклубниками назвал целый ряд своих недоработок - и со схемой с одним форвардом, и с настроем.

Мягкость и доброта Федотова, вошедшие в легенду, увы, не очень сочетаются с менталитетом большинства современных футболистов-миллионеров. Особенно российских, для которых игра в футбол заканчивается в тот момент, когда подписывается первый "взрослый" контракт. Им, как показывает жизнь, нужен кнут - тот самый, который так любил покойный великий тесть Федотова. Сейчас от Черчесова они этот кнут получат.

У некоторых из игроков, впрочем, присутствует совесть. И порой после визитов Шавло на базу они даже говорили Федотову: "Вы не представляете, какую он пытался собрать информацию". Может ли нормально работать тренер, который знает, что руководство только и ждет его ошибки? И могут ли нормально играть футболисты, которые становятся всему этому свидетелями?

Не соглашусь с теми, кто сейчас убежден, что Черчесов "всю дорогу" был заодно с Шавло. В Австрии они особо не общались, да и в Москве друзьями и единомышленниками их назвать трудно. Не может жесткий человек со своей позицией по каждому вопросу всерьез водить компанию с человеком, у которого мнение всегда совпадает с мнением начальства. А если Черчесов питает какие-либо иллюзии на этот счет, то я убежден: при случае Шавло "сдаст" его точно так же, как Старкова и Федотова.

Не стану скрывать: мне виделось, что знания и характер Черчесова больше соответствуют посту генерального директора клуба. Уж он-то дал бы прикурить потерявшим совесть игрокам после "Химок". И с отстаиванием собственного мнения перед Федуном, думаю, у него бы проблем не было, и связи в европейском футболе у него налажены крепкие.

Однако сам он видел себя главным тренером - кем в итоге и стал. Теперь Черчесову не выжить без жесткой чистки внутри клуба. Одна из его первейших задач - настоять на ней перед Федуном.

Последнюю неделю в "Спартаке" шарахались от одной крайности к другой. После ничьей с Нальчиком владелец клуба, по моим данным, сказал Федотову в довольно жесткой форме: мол, матч с "Москвой" может стать для него последним. Но на встрече в четверг Федун извинился, признав, что погорячился. В ответ на рассказ тренера о ситуации внутри клуба председатель совета директоров якобы ответил: "Не беспокойтесь, здесь все решаю я. Продолжайте работать".

Все, что происходило после игры, включая слова самого Федуна, говорило за то, что немедленной отставки не будет. Но за два дня все перевернулось. Какие встречи и консультации этому предшествовали - не важно. Важно, что этот пожар - еще один признак непоследовательности во всем, что происходит в "Спартаке".

От того, что вчера в клубе появился седьмой главный тренер за четыре года, боюсь, вряд ли что-то изменится кардинально и всерьез. Тренер - часть клубного механизма, он ничего не сможет сделать один. А клуб "Спартак" серьезно болен.

Для автора этих строк пока загадка в одном. Осознает ли Федун, который вкладывает в клуб большие деньги, степень серьезности этой болезни?

Игорь РАБИНЕР