Газета Спорт-Экспресс № 106 (4386) от 15 мая 2007 года, интернет-версия - Полоса 15, Материал 17
ХРОНИКА |
РОССИЯ МОЛОДАЯ |
Как сообщал "СЭ", Международный олимпийский комитет принял решение о проведении с 2010 года Олимпийских юношеских игр для спортсменов до 18 лет. Чтобы успешно выступить в этих соревнованиях, необходимо, не откладывая, предпринять ряд важных шагов. Каких? Об этом размышляет Александр ПАРШИКОВ, один из самых авторитетных российских специалистов.
НЕДЕТСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКОГО СПОРТА
Для начала - необходимая справка. Полтора года назад первый вице-президент ОКР, депутат Госдумы Валерий Кузин, к большому сожалению, рано ушедший из жизни, организовал инициативную группу по созданию новой общероссийской общественной организации. Она должна была объединить на добровольных началах представителей спортивных школ - причем независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности. И тем самым помочь государственным организациям в решении насущных задач детско-юношеского спорта. Идею поддержали ОКР, Федеральное агентство по физкультуре и спорту, Комитет Госдумы, отвечающий за спорт и работу с молодежью. Под патронатом Комиссии Совета Федерации по делам молодежи и спорту в ноябре 2005 года и было создано Всероссийское объединение представителей спортивных школ.
ОБЪЕДИНИТЬСЯ, ЧТОБЫ НЕ УМЕРЕТЬ
Чтобы понять, для чего создавалась эта структура, надо вернуться на несколько десятилетий назад. Начиная с 60-х годов в стране активно создавалась государственная система подготовки спортивных резервов. Ее звеньями были детско-юношеские спортшколы, специализированные ДЮСШ, школы-интернаты спортивного профиля, школы высшего спортивного мастерства. Была создана нормативно-правовая база их деятельности. Регулярно проводились совещания, курсы повышения квалификации. Функционировала стройная как ведомственная, так и государственная система соревнований. Были выделены значительные финансовые средства. Система работала эффективно, что позволяло нам оставаться великой спортивной державой мира. А потом с политико-экономическими изменениями в стране все покатилось по наклонной.
Сегодня ситуация далека от идеальной. Почти полностью потеряны профсоюзные спортшколы. Те, что сохранились, перешли либо в систему образования, либо подчинены спорткомитетам. Но беда в том, что у этих школ не было своих баз, и ныне их новые хозяева вынуждены тратить огромные средства на аренду помещений. Немалые потери в детском спорте понесли также "Динамо" и армейские структуры.
Существуют большие проблемы в подборе управленческих кадров - директоров, завучей, методистов спортшкол. Их практически нет, как нет и организаций, где они могли бы набираться опыта, расти профессионально. Потеряна нить государственного управления, появились пробелы в организационной системе подготовки резервов, что не могло не сказаться на результативности деятельности спортшкол. Тогда-то и было решено объединить усилия.
КТО ПОСЛЕДНИЙ В ОЧЕРЕДИ НА СПАРТАКИАДУ?
Разумеется, мы начали работать не с нуля. Государство, особенно в последнее время, предприняло немало шагов, чтобы вывести детский спорт из тупиковой ситуации. Так, летом этого года пройдет уже третья Всероссийская спартакиада учащихся. Регулярно проводятся такие же соревнования и по зимним видам спорта. Причем если в начале приходилось уговаривать местные власти провести у себя эти старты, то теперь регионы стоят в очереди на проведение очередной спартакиады. Вновь приобретает популярность и Всероссийская молодежная спартакиада. Уже реализованы первые положения федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2015 года". Что очень важно, в ней значительное место уделено укреплению материально-технической базы и строительству новых арен, в том числе для детского спорта. Можно только порадоваться за Москву, Московскую, Нижегородскую, Челябинскую области, за Мордовию и Татарстан, где в приоритетное направление развития регионов включили физическую культуру и спорт, способствующие воспитанию здорового подрастающего поколения.
И все же - о сегодняшних проблемах. Главная из них - нехватка квалифицированных тренерских и руководящих кадров. За последние 20 лет более чем в два раза сократилась доля штатных тренеров с высшим образованием, ныне их чуть более 30 процентов. Я восемь лет преподаю в педагогическом университете, где мы готовим учителей физкультуры. В каждом выпуске максимум 5 - 6 человек, причем исключительно девушки, остаются работать в сфере физической культуры, остальные разбегаются. Причина - запредельно низкая зарплата, особенно в первые годы после окончания вуза, и для мужчин, которым надо содержать семью, она неприемлема. Не лучше обстоят дела с директорами спортшкол и их заместителями. Большинство имеют низкий уровень знаний в области законодательства, права, менеджмента и методики организации спортивной подготовки, а с таким багажом помочь тренеру невозможно.
БЕЗ БУМАЖКИ ТЫ - БУКАШКА
Уверен, многие хотели бы повысить свой профессиональный уровень. Но, к сожалению, на это нет денег ни у них самих, ни у государства. Поэтому вновь созданное объединение ищет возможность профессиональную переподготовку сделать более доступной.
Далее - отсутствует нормативно-правовое регулирование деятельности спортшкол. На них распространяется Типовое положение об учреждениях дополнительного образования детей, принятое еще в 1991 году которое, к сожалению, не учитывает нашу специфику. Правда, Министерство образования и науки, Федеральное спортивное агентство выпустили методические рекомендации. В них сформулированы основы для деятельности спортшкол, включая оплату труда. Но это лишь рекомендации, а к советам и рекомендациям у нас отношение известное, чаще наплевательское. Отсутствие же документа, регламентирующего деятельность спортшкол, с одной стороны, сдерживает и затрудняет работу с другой - постепенно снижает общий уровень требований.
И совсем уж неопределенная правовая ситуация складывается со школами высшего спортивного мастерства. До недавнего времени они считались учреждениями дополнительного образования. Их деятельность подпадала под действие Типового положения. Однако в конце декабря прошлого года постановлением правительства России ШВСМ были выведены из данного списка и превратились в обычное государственное учреждение. В связи с вступлением в силу законодательства об автономных учреждениях, есть опасения, что школы высшего спортивного мастерства могут быть вообще преобразованы и изменят свое первоначальное предназначение. А ведь школы эти являются важнейшим звеном в системе подготовки спортсменов высокого класса: более 80 процентов членов сборных команд страны обучаются в них. По нашему убеждению, необходимо как можно быстрее определить нормативно-правовую базу деятельности ШВСМ. Они должны остаться на бюджете государства и быть доступными для талантливых детей из различных слоев общества.
БЕЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ?
Теперь о самой наболевшей проблеме. Президент страны Владимир Путин сформулировал национальные приоритеты, среди которых назвал "качественное образование". В этой сфере будут осуществляться меры государственной поддержки, и в предстоящие два года за счет федерального бюджета тысячи образовательных учреждений будут оснащены на самом современном уровне. К сожалению, спортивные школы в этот список не включены!
Подготовка олимпийского резерва в территориях - это не столько проблема местной власти, сколько федеральной, ведь лучшие спортсмены защищают честь страны, и здесь без поддержки государства обойтись невозможно. Проходящие в стране реформы позволяют развивать различные отрасли в регионах за счет федерального бюджета. В связи с этим считаем необходимым внести изменения в Бюджетный кодекс и, соответственно, в Закон о бюджете статью по оказанию финансовой помощи детско-юношескому спорту в субъектах РФ.
УРОКИ МАСТЕРСТВА
Важная задача Всероссийского объединения представителей спортивных школ - привлечение в свои ряды ведущих специалистов. Тех, кому небезразлична судьба детского спорта и его будущее, тех, кто искренне хочет помочь общему делу. Со своей стороны мы хотим обеспечить условия для создания интеллектуального ресурса из лучших представителей спортивных школ страны, а таких, как мне известно, немало в различных регионах. Пример тому - Республика Мордовия, где в работе регионального отделения нашего объединения участвуют более 300 человек. В апреле там состоялся выездной президиум Всероссийского объединения совместно с комиссией спортсменов ОКР. Помимо обсуждения рабочих вопросов и встреч со специалистами были проведены мастер-классы с юными спортсменами и тренерами по боксу и борьбе в Саранске, а по волейболу и легкой атлетике - в одной из сельских школ. Надо было видеть, как горели глаза детей, когда занятия с ними проводили наши прославленные чемпионы - Ольга Брусникина, Валериан Соколов, Шамиль Сабиров, Мнацакан Искандерян, Дмитрий Фомин, Юлия Салцевич, Наталья Воронова!
За год с небольшим нам удалось объединить около двух тысяч специалистов. Создан учебно-методический центр повышения квалификации, разработаны учебные программы для руководителей и тренеров спортшкол, получена лицензия, и мы готовы начать обучение первых слушателей, начиная с октября этого года. Задачи ближайшего будущего - добиться внесения поправок и дополнений в статьи проекта Федерального закона по физической культуре и спорту касающиеся детского спорта и подготовки резерва. И нам удалось через депутатов и сенаторов Федерального собрания отстоять перед вторым чтением ряд наших предложений.
Александр ПАРШИКОВ, президент Всероссийского объединения представителей спортивных школ, профессор, член исполкома ОКР.