Газета Спорт-Экспресс № 84 (4364) от 17 апреля 2007 года, интернет-версия - Полоса 9, Материал 1
БОКС |
Виталий КЛИЧКО: "ЕСЛИ УКРАИНА ПОЛУЧИТ EURO-2012, ОНА СТАНЕТ ДРУГОЙ СТРАНОЙ"
Почетному чемпиону мира в тяжелом весе по версии WBC сегодня в Кардиффе предстоит отстаивать не боксерский титул, а заявку Украины и Польши на проведение чемпионата Европы по футболу 2012 года. Перед отлетом на заседание исполкома УЕФА знаменитый боксер, включенный в состав украинско-польской делегации, дал интервью корреспондентам "СЭ".
Дмитрий ИЛЬЧЕНКО, Эдуард ЛИПОВЕЦКИЙ |
из Киева |
Одетый по-домашнему, в светлые джинсы и клетчатую рубашку спортивного покроя хозяин роскошного офиса в центре Киева встретил гостей на пороге с телефоном в руках. День чемпиона, который осенью позапрошлого года ушел в политику, а теперь решил вернуться на ринг, расписан не то что по минутам - по секундам. На носу ко всем прочим заботам еще и турнир на призы братьев Кличко, на открытии которого Виталий и Владимир появляются каждый год - независимо от плотности графиков. Тем не менее три дня на поездку в Кардифф Кличко-старший выкроил: в его отсутствие делами турнира займется младший брат.
Пока Виталий, пригласив нас в кабинет, заканчивал важный телефонный разговор, мы осмотрелись по сторонам. И констатировали, что оказались в классическом современном офисе с внушительным, во всю стену, книжным стеллажом, где ожидаемая политическая и спортивная литература неожиданно соседствует с трудами Фрейда, Конфуция и Ницше.
В ФУТБОЛЕ Я ЭКСПЕРТ. КАК И ЛЮБОЙ МУЖЧИНА
-В Кардифф вы отправляетесь в составе представительной украинско-польской делегации, которая постарается убедить исполком УЕФА в преимуществах совместной заявки двух стран. Какую роль вы отводите себе в этой акции?
- Кое-что я сделал еще до поездки. Например, побеседовал с целым рядом знакомых спортивных функционеров, поскольку не сомневаюсь, что при определении места проведения чемпионата Европы многое, если не все, будет решаться на уровне личных контактов. Намерен употребить все свое влияние на благо родной страны и буду действительно счастлив, если мое участие повлияет на выбор людей, в руках которых находится, без преувеличения, будущее Украины и Польши. Ведь ни для кого не секрет, что в случае нашей победы обе страны получат мощный толчок к развитию и инвестиции, позволяющие приблизиться к европейским стандартам жизни.
-Предполагаем, что ради поездки в Кардифф вам пришлось отложить массу дел...
- Времени всегда не хватает - и это главный недостаток того жизненного ритма, в котором приходится существовать. В первую очередь страдают, как вы понимаете, близкие люди: дети видят меня значительно реже, чем сотрудники в офисе. Но есть, не сочтите за пафос, интересы страны, и если наша мечта осуществится, три дня слишком большой ценой не покажутся.
Многие не представляют себе в полной мере значение этого шанса для Украины. Да я и сам долгое время не понимал. Но, побывав на чемпионате мира в Германии, ощутил, как футбольная индустрия работает на всех уровнях - политическом, эмоциональном и, конечно же, финансовом. И пускай хозяева не прошли в этом турнире так далеко, как мечтали немецкие болельщики, игра команды Юргена Клинсманна вызвала настоящий национальный подъем. Не вызывает сомнений и экономическая выгода от чемпионата - по самым скромным подсчетам, она составила миллиард евро. А уж для имиджа Германии турнир сделал больше, чем сотни дипломатов.
Словом, победа в тендере для нас - один из национальных приоритетов: выгоду от проведения Euro-2012 получит буквально каждый гражданин Украины и Польши. И речь не только о живой прибыли, но и об инфраструктуре - ведь к чемпионату у нас построят дороги, аэропорты, отели. Украина станет совсем другой страной.
-Сейчас очень трудно судить о том, кто фаворит конкурса. Одно время им была Италия, однако коррупционный скандал и гибель полицейского поставили ее шансы под сомнение. В Венгрии и Хорватии население чуть ли не на митинги против первенства континента выходит. В результате Украина и Польша оказались как никогда близки к победе, но опасения у европейских футбольных чиновников способна вызвать накалившаяся политическая ситуация...
- Одно могу сказать определенно: все, что у нас сейчас происходит, не добавляет стране позитивного имиджа. Но думаю, что на выбор исполкома УЕФА наши политические разногласия не повлияют: мы на Украине переживаем непростой, но весьма кратковременный период нестабильности, о котором в 2012 году будем вспоминать всего лишь как о странице в истории.
-В Кардиффе ожидают глав двух государств - Виктора Ющенко и Леха Качиньского. Не вы ли, как штатный советник украинского президента, убедили его поддержать футбольный проект?
- А убеждать Виктора Андреевича и не потребовалось. Он, как и любой мужчина в нашей стране, страстный болельщик. И одновременно политик, отлично понимающий, что значит для Украины проведение форума такого масштаба.
-Футбол, насколько мы знаем, небезразличен вам не только как стороннему наблюдателю. Вы ведь и сами иногда выходите на поле в благотворительных матчах...
- Не назвал бы себя активным футболистом: катастрофическая нехватка времени дает шанс быть лишь активным болельщиком. Мой друг, шахматист Владимир Крамник, задал как-то шутливую загадку: чем шахматы отличаются от футбола? Я честно пытался найти ответ, предлагал свои версии, однако разгадка оказалась с философским подтекстом. "На самом деле, - сказал мне Крамник, - в футбол играют немногие, но экспертов в нем - хоть отбавляй. В шахматах же фигуры двигают все кому не лень, но по-настоящему в этой игре разбираются единицы".
Если принять за основу эту позицию, в футболе я имею все основания быть экспертом и, как любой представитель мужского пола, высказывать собственные суждения об игре, ее тактике и стратегии. Хотя сам вместе с братом играл в последний раз почти год назад. Володя в том благотворительном матче стоял в воротах и пропустил, кажется, три гола.
ДВА УСЛОВИЯ ЛЬЮИСА
-Полтора года назад, приняв непростое для себя решение об уходе из профессионального бокса, вы сделали одну оговорку: вернусь, дескать, лишь в том случае, если это сделает и Леннокс Льюис. Британец не возвратился, но вы все равно на этот шаг отважились. Что побудило к такому решению?
- Так ведь в принципе еще не вечер. Раскрою секрет: некоторое время назад я виделся с Ленноксом и обсуждал перспективу нашего матча-реванша. "Не сомневайся, Виталий, я слово свое держу - ответил британец. - Есть два условия. Первое: ты возвращаешься на ринг первым. Второе: нужно найти организаторов боя, способных сделать мне такое предложение, которое широко раскрыло бы мне глаза". Что ж, первое условие я практически выполнил. Что же касается второго, то если я завладею титулом чемпиона мира, телеканал НВО сможет найти для Льюиса достойные аргументы.
-Что было для вас сложнее - уйти из бокса или вернуться?
- Осенью 2005 года у меня просто не было другого выхода. Шутка ли: врачи обнаружили разрыв крестообразной связки! WBC дал мне отсрочку на три месяца, но этого было мало. Мы ожидали, что на восстановление потребуется полгода, мне же пришлось мучиться девять месяцев.
-Компромисс был невозможен?
- Мне не хотелось дожидаться, пока WBC попросит отдать титул без боя. В принципе я мог блокировать тяжелый вес всеми доступными средствами - уговорами, судами, разного рода мировыми соглашениями. Но подобный сценарий казался мне недостойным, и я, взвесив все "за" и "против", решил уйти. Этот шаг со стратегической точки зрения был самым верным: мне даже предоставили титул почетного чемпиона мира, что формально давало право при возвращении не начинать все сначала, а сразу предъявить претензии на чемпионский бой.
-Если можно, пролейте свет на причины отмены вашего московского боя с действующим чемпионом мира Олегом Маскаевым...
- Теперь, разумеется, каждая из сторон имеет свою точку зрения на произошедшее. Но скажу честно: все дело в том, что я как организатор поединка не смог удовлетворить непомерные финансовые амбиции как россиянина, пожелавшего получить 5 миллионов долларов, так и Сэма Питера, который потребовал в качестве отступных 3 миллиона. На самом деле можно было бы найти компромисс, но ни один из участников переговорного процесса, кроме нашей промоутерской компании, не был к этому склонен. Дискуссия не могла продолжаться вечно - канал НВО, один из главных игроков в наших переговорах, дал понять: поскольку до выбранной даты остается меньше восьми недель, телевидение просто не сможет включить поединок Кличко - Маскаев в свою сетку. То же касается и трансляции боя Маскаев - Питер. Как только НВО вышел из игры, стало понятно, что нужной суммы мы не найдем и подавно.
ЧАГАЕВ? НИЧЕГО УДИВИТЕЛЬНОГО
-Каким же будет призовой фонд встречи Маскаева и Питера?
- Дай бог, чтобы они собрали хотя бы три миллиона на двоих. Думаю, получив гонорар, эти ребята прослезятся. Одно из двух: то ли им не дают покоя непомерные амбиции, то ли с математикой в школе у них было худо.
-Если бы это потребовалось, вы были бы готовы пожертвовать собственными финансовыми интересами?
- Ради воплощения в реальность моей мечты я был готов боксировать за меньшие деньги, чем те, что потребовал Маскаев. Но я не готов работать в минус: меня просто не поняла бы моя команда, а это порядка двадцати человек.
-А может, существуют какие-то подводные течения, о которых широкому кругу любителей бокса неизвестно?
- Не могу вдаваться во все нюансы большого бизнеса, каковым, безусловно, является профессиональный бокс, но за те 11 лет, что я им занимаюсь, таких же тяжелых переговоров на моей памяти не было. Конечно, я мог обратиться в арбитражный суд, чтобы выяснить, у кого больше прав на бой с Маскаевым, но тяжбы такого рода тянутся достаточно долго. А блокирование тяжелого веса, повторюсь, в мои планы не входило. Словом, я отошел в сторону, дав Олегу с Сэмом как можно быстрее выяснить, кто из них сильнее. Ведь руководство WBC заверило меня, что следующим претендентом на титул буду я.
-Как полагаете: то, что Всемирный боксерский совет не стал принимать относительно московского боя волевого решения и предложил вам с Маскаевым и Питером договориться самим, свидетельствует об опасении WBC попасть в ситуацию, подобную прецеденту Грациано Рокиджани?
- WBC самоустранился именно потому, что решение в пользу Кличко или Питера могло повлечь за собой судебный иск. Бой с чемпионом мира был обещан Сэму, однако и я имел на него такие же права. Терять 30 миллионов, а уж тем более делать это повторно, никто не захочет.
-На поединке Маскаева с Питером вы будете пусть и заинтересованным, но все же зрителем. Кого считаете фаворитом боя?
- В том виде спорта, где решающим может оказаться не просто каждый удар, но и каждая мелочь, непосредственно к силе спортсменов не относящаяся, прогнозировать что-либо не рискну. Одно знаю точно: Маскаеву уже 38 лет, и он провел множество тяжелейших боев. Питеру всего 25, он кажется фаворитом, но не всегда антропометрические и возрастные данные играют решающую роль.
-Как в недавнем бое Николая Валуева с Русланом Чагаевым?
- А в нем, если разобраться, ничего удивительного не произошло. Чагаев показал самый обыкновенный бокс, чего не скажешь о Валуеве. Если обратиться к истории, у россиянина уже было несколько боев, в том числе с Ларри Дональдом и Джоном Руисом, когда победитель демонстрировал бокс сомнительного качества.
Вообще в боксе ценятся такие главные качества, как сила удара, техника, воля к победе. У каждого боксера есть своя отличительная черта. К сожалению, у Валуева, кроме физических габаритов, что-то отметить сложно. Конечно, он самый тяжелый и самый высокий боксер современности. Но это еще не делает его самым сильным. Мы с Володей очень расстроены исходом поединка. По одной простой причине - мы ожидали яркого бокса, и наши ожидания не оправдались.
-В 2003 году, когда Маскаев, проводивший в Киеве бой против Седрика Филдса, бросил вам вызов, вы отказались, сказав, что поединок с россиянином стал бы для вас шагом назад. А если бы не сорвался поединок с ним 2 июня в Москве, он стал бы для вас шагом вперед?
- В 2003-м я планировал оспаривать титул чемпиона мира, а не проводить рейтинговые бои с соперниками, находящимися на два десятка строчек ниже меня в рейтинге WBC. Сегодня же Маскаев - чемпион, и меня интересует не имя соперника, а его титул.
КОСТЯНОЙ НОГИ БОЛЬШЕ НЕТ
-Рискнем предположить, что в какой-то степени и имя играет роль. Маскаев много раз заявлял, что еще в бытность любителем не то трижды в одном поединке отправлял вас в нокдаун, не то нокаутировал. Речь шла, кажется, о полуфинале первенства Вооруженных сил 1991 года в Ташкенте. Так что же там было на самом деле?
- Пусть все заявления Маскаева на этот счет остаются на его совести. А тот бой едва ли не пятнадцатилетней давности я хорошо помню. Через полтора месяца мне предстояло ехать на чемпионат мира, и перед поединком с Олегом тренер советовал мне не пускать в ход поврежденную правую руку. Когда же я понял, что одной левой недостаточно и стал без ограничений работать двумя руками, тренер, подойдя к вопросу стратегически, выбросил на ринг полотенце. С наставником у нас впоследствии состоялся жесткий разговор, но как же он оказался прав! В декабре 1991 года я стал чемпионом мира именно благодаря тому, что в Ташкенте поберег травмированную руку.
-Не подкрепленные фактами заявления - обычная практика для профессионального бокса. Вы к этому уже привыкли?
- Очень хотел бы расставить все точки над i в поединке с Маскаевым и буду рад, если именно он победит в бое с Питером.
-Вы уже представляете, где, когда и на каких условиях состоится ваша встреча с одним из этих двух боксеров?
- Не стоит бежать впереди паровоза. Все должно происходить постепенно, шаг за шагом. Пусть Маскаев и Питер проведут бой, мы его проанализируем и лишь после этого начнем подготовку к очередному поединку. Я тренируюсь ежедневно и нахожусь в той базовой форме, которая позволяет в любой момент перейти к работе в расчете на определенного противника. Мало того, есть вероятность, что этим летом или в начале осени я проведу промежуточный бой, который, возможно, по статусу и не будет промежуточным...
-Что вы имеете в виду?
- Больше пока ничего сказать не могу. Но в этом направлении мы уже ведем работу.
-А может ли ваш бой с победителем пары Маскаев - Питер состояться, как вы и хотели, в Москве?
- Все будет зависеть от того, какие предложения поступят от принимающей стороны. Пока мы рассматриваем три варианта - московский, германский и американский.
-Если Украина благодаря победе в футбольном тендере подтянется по уровню жизни и инфраструктуре к европейским стандартам, поможет ли это осуществить вашу мечту - провести ваш серьезный титульный бой в родном Киеве?
- В будущем это возможно. Однако сегодня, увы, в украинской столице нет ни одного зала, отвечающего требованиям профессионального бокса. Да что говорить, если даже в Москве, где в спорт вкладываются несравнимо большие средства, нашлось лишь два зала, подходящих для организации боев мирового класса и телевизионной трансляции.
-Травмированное колено о себе больше не напоминает?
- Восстановление было долгим и непростым, однако теперь я полностью здоров. Это подтверждают все тесты.
-Значит, брат вас больше Костяной Ногой не называет?
- Владимир подшучивал надо мной потому, что в конце 2005 года я носил специальный корсет - похлопывание по больному колену и в самом деле вызывало жуткие звуки.
-Вы как-то говорили, что намерены объединить в одной семье чемпионские пояса в тяжелом весе по всем версиям. Эта задача по-прежнему актуальна?
- А как же! Но я, повторюсь, сторонник постепенного продвижения к цели.