Газета Спорт-Экспресс № 79 (4359) от 11 апреля 2007 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 2
ФОРМУЛА-1 |
Кими РАЙККОНЕН: "ЭТО ТРЕТЬЕ МЕСТО - СКОРЕЕ УСПЕХ, НЕЖЕЛИ НЕУДАЧА"
Второй этап 58-го чемпионата мира в Малайзии завершился победным дублем пилотов "Макларена". Триумфатор предыдущего "Гран-при Австралии" Кими Райкконен из "Феррари", финишировав на сей раз лишь третьим, утратил лидерство в общем зачете. Чего не хватило финну для еще одной победы? Собкор "СЭ" в Центральной Европе попытался получить ответ на этот вопрос у самого Райкконена, одного из претендентов на чемпионский титул, по традиции воспользовавшись помощью известного австрийского журналиста Хайнца Прюллера.
Борис ТОСУНЯН |
из Вены |
ДО ГОНКИ
-Кими, вы прибыли в Куала-Лумпур со смывающейся татуировкой на левой руке, которая чем-то напоминает татуировку боксера Майка Тайсона. С какой целью вы себя ею украсили? Может, в честь своей первой победы в составе "Феррари"? Или она подчеркивает ваше намерение выиграть чемпионат мира?
- Так далеко вперед я, как правило, не загадываю. Что же касается татуировки, то сделал ее себе просто под настроение. Скоро она смоется.
-А как вы отметили свою победу в Мельбурне?
- Я вообще-то думал, что мы будем говорить о спортивных аспектах, а празднование, насколько я понимаю, к ним не относится.
-Хорошо, сменим тему. Помнится, в 2003 году вы выиграли "Гран-при Малайзии"...
- Было такое. Знаете, как приятно приезжать в места, с которыми связаны хорошие воспоминания!
-Ваши результаты на последних тестах были довольно впечатляющими. Можно ли по ним сделать прогноз на гонку?
- Нет, потому что в "Формуле-1" может произойти все что угодно. Единственное, что для меня сейчас очевидно, - болиды "Феррари" обладают приличной скоростью, поэтому я не теряю надежды на повторение мельбурнского успеха. Ну а на результаты тестов не стоит обращать слишком большое внимание. Сколько раз бывало, что после увиденного и показанного на тренировках я начинал двигаться в неверном направлении.
-Ваши поклонники опасаются, что вам придется сменить мотор, так как на финише в Мельбурне у вас возникли проблемы с водяным насосом. Но это отбросит вас на стартовом поле на десять мест назад. Какой выход из этой ситуации вы видите?
- Мы решили во время пятничной тренировки использовать новый мотор, а в субботу вернуть на свое место старый. Если он выдержит, то не будет причин заменять его в воскресенье.
-Поговорим теперь о покрышках. В Мельбурне разница в результатах в группе лидеров, ехавших на мягкой и жесткой резине, доходила до 0,4 секунды на круге...
- В Малайзии эта разница существенно не изменилась. Отличие лишь в том, что в Австралии жесткие покрышки вели себя лучше мягких, а в Малайзии - наоборот.
-Скажите, как вы относитесь к идее запретить трэкшн-контроль?
- Без этой системы нам, пилотам, будет интереснее. Конечно, порой будут возникать сложности, так как придется ездить на предельных скоростях. С другой стороны, когда я начинал свою карьеру, на наших машинах не было электроники - и ничего, мы вполне справлялись.
-Насколько важной для вас стала победа в Мельбурне?
- Главное в ней то, что это не случайность, а результат большой работы. Конечно, у нас было некоторое преимущество в том, что "Феррари" уже давно сотрудничает с Bridgestone в отличие от нашего основного конкурента "Макларена". Правда, говорят прежде всего не об этом, а о том, что у нас якобы слишком большое расстояние между осями колес. На самом же деле истина заключается в другом: "Феррари" - просто лучшая на данный момент команда. Ведь у соперников было столько же времени, сколько и у нас, для подготовки к новому сезону.
-Что, на ваш взгляд, в первую очередь отличает "Феррари" от "Макларена"?
- У каждой команды есть свой стиль. Стиль "Феррари" - отличное знание каждым сотрудником своего участка работы, прекрасная атмосфера в команде. И я счастлив, что оказался здесь.
-Какие у вас взаимоотношения с партнером по "Феррари" Фелипе Массой?
- Очень хорошие.
-До Мельбурна вы в последний раз побеждали очень давно - 9 октября 2005 года...
- Да. Слава богу, теперь ко мне перестанут приставать с вопросами, когда ты наконец выиграешь еще один "Большой приз".
-Наверное, церемонию награждения трехнедельной давности до сих пор вспоминаете?
- Еще бы! Если итальянский гимн в последние годы звучал довольно часто, то о финском, увы, этого никак не скажешь.
-Если не секрет, кто поздравил вас, когда один из шефов "Феррари" Жан Тодт передал вам свой мобильный телефон?
- Михаэль Шумахер. Однако связь с Европой была настолько плохой, что мы практически не слышали друг друга.
-Он оказывает вам какую-то помощь? Может, советует что-то?
- Если честно, то я видел Михаэля в этом году лишь пару раз: во время презентации нового болида и на первых тестах.
-Ветеран "Феррари" Ники Лауда, когда пошли слухи о том, что он будет вашим консультантом, сказал в интервью нашей газете: Шумахер не нужен Райкконену в качестве няньки...
- Да мы с Михаэлем толком даже и не общались.
-Первая победа за рулем "Феррари" досталась вам с трудом или это была необременительная прогулка?
- Со стороны могло показаться, что я легко ушел в отрыв, однако на самом деле это далеко не так. Еще на старте я потерял радиосвязь с центром управления команды, и восстановить ее не удалось до самого финиша. К счастью, накануне мы с моим гоночным инженером обговорили все детали, вплоть до пит-стопов, когда нужно было, согласно новым правилам, обязательно сменить один тип резины на другой, и это меня в общем-то выручило.
-А я слышал, что перед стартом в Мельбурне пилот Марк Уэббер посоветовал вам захватить в кокпит газеты и журналы: мол, предстоит очень скучная гонка.
- Был момент, когда я действительно чуть не заснул за рулем, потерял концентрацию. Такое случается, когда не испытываешь никакого давления со стороны конкурентов.
-А что произошло в середине гонки, когда вы потеряли три важные секунды?
- То и дело приходилось обгонять круговых, которые, несмотря на предупреждающие флаги, не слишком спешили уступать мне дорогу.
-В упоминавшемся уже интервью нашей газете Лауда посоветовал вам следующее: строго соблюдать дисциплину, не совершать необдуманных поступков и взять на себя в команде роль лидера...
- Да, я слышал об этом, однако пока никак не могу выкроить время, чтобы внимательно изучить его рекомендации.
-За спортивной судьбой своего экс-партнера по команде Хуана Пабло Монтойи следите?
- Признаться, меня не очень интересует гоночная серия, в которой он теперь выступает.
-Стоящая сейчас в Малайзии жара вас не беспокоит?
- У меня есть одна особенность: я во время гонки в любую погоду изрядно потею и уже привык к этому состоянию.
ПОСЛЕ ГОНКИ
-Гонка сложилась для вас не лучшим образом. По сути, все решилось во время старта, когда дебютант Льюис Хэмилтон из "Макларена" оттеснил вас и Массу без всякого уважения к вашим былым заслугам.
- Что поделать. В первом повороте Фернандо Алонсо и Хэмилтон оказались лучше нас.
-Собственно, борьба в нем Алонсо с Массой и стоила вам потери одной позиции.
- Не вдаваясь в детали, скажу, что на старте наши покрышки сработали не так хорошо, как у соперников, и мы сразу отстали на какие-то метры, а потом к этому добавилось удачное прохождение пилотами "Макларена" первого поворота.
-Вы очень расстроены своим третьим местом?
- Я испытываю противоречивые чувства. С одной стороны, здорово, что удалось завоевать шесть очков, с другой - я разочарован, потому что рассчитывал на большее. Впрочем, в данной ситуации, учитывая имевшиеся у меня технические проблемы, которые не позволили реализовать весь потенциал болида, третье место скорее успех, нежели неудача.
-Вы имеете в виду те сложности с мотором, о которых мы говорили до гонки?
- Верно. Они обернулись для меня некоторой потерей скорости. Мы знали, что нельзя ждать от двигателя стопроцентной отдачи, поэтому сконцентрировали свое внимание на его надежности, чтобы вдруг не подвел на трассе.
-Не лучше ли было просто сменить его?
- Не знаю. Могу лишь повторить: разочарование, конечно, есть, однако шесть очков - тоже неплохо. Они мне еще сослужат добрую службу. Сезон ведь только начинается.
-А у Массы с болидом все было в порядке?
- Да, и я обогнал Фелипе лишь благодаря допущенной им ошибке. К сожалению, в этот день у меня не было такой скорости, как у моего партнера по команде.
-Но под конец гонки ваша машина стала быстрее...
- Ею было довольно легко управлять, но скорости все равно не хватало. Мы знали причины проблемы, но, увы, ситуация не позволяла предпринять что-то кардинальное для ее ликвидации. Надеюсь, в следующий раз подобное не повторится.