Газета Спорт-Экспресс № 76 (4356) от 7 апреля 2007 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 1

7 апреля 2007

7 апреля 2007 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

Накануне стартов в Малайзии, как и перед предыдущей гонкой - в Мельбурне, на вопросы "СЭ" ответил один из самых знаменитых гонщиков всех времен, трехкратный чемпион мира.

Ники ЛАУДА: "РАЗ ТЫ В "ФЕРРАРИ" - УЛЫБАЙСЯ!"

Борис ТОСУНЯН

из Вены

-Г-н Лауда, вы были гостем на автодроме в Мельбурне, увидели первую гонку сезона-2007 вживую. Каковы ваши первые впечатления от стартовавшего чемпионата мира?

- Чемпионат начался так, как и должен был начаться. Особых сенсаций первый этап в Австралии, с моей точки зрения, не принес. Разве что поразило поведение Жана Тодта. Один из высших чинов "Феррари" явно переборщил с восторженными высказываниями по адресу дебютанта команды Кими Райкконена. Получилось слащаво и слишком театрально.

Рядом с Тодтом целое десятилетие находился великолепный Михаэль Шумахер. Теперь он ушел - и это для команды потеря. Не понимаю, зачем надо столь нарочито демонстрировать миру умиление пришедшим Шумахеру на смену гонщиком. Как будто Райкконен не новичок команды, а уже сам - красный барон. Если бы я был на месте Михаэля, то, став свидетелем столь трогательных сцен по телевизору серьезно призадумался бы и даже обиделся бы. Истинные любовь и уважение нужно заслужить.

-После гонки в Мельбурне многие болельщики "Феррари", прежде всего в Италии, тоже были удивлены и разочарованы, но по другой причине. В отличие от их прежнего кумира новый лидер Скудерии, став первым, никак не продемонстрировал своих эмоций. Тифози к этому не привыкли...

- Райкконен начал службу на новом месте в лучших традициях знаменитой конюшни: поул, победа, быстрые круги. Тем самым он моментально завоевал доверие боссов "Феррари", да и болельщикам своей команды подарил немало минут счастья. Но вы правы: своей неэмоциональностью Райкконен итальянцев просто шокировал. И совершил ошибку. Раз он теперь выступает за Скудерию, обязан делать поправку на южный менталитет. То, что ты из Финляндии и характер у тебя спокойный, северный, тебя в глазах тифози не оправдывает. Иногда нужно быть актером - чем быстрее Райкконен это поймет, тем лучше для него.

Вот в "Макларене" ситуация иная: там главное - сесть за руль и показать высокий результат. Все остальное, в том числе и демонстрация победных эмоций, никого в англо-немецкой команде не волнует. И в "Феррари", понятно, главное - хорошо ездить, но эмоции там, знаю по личному опыту нельзя держать при себе: их надо то и дело демонстрировать окружающим. Впрочем, разве это так сложно?

-Статистика свидетельствует о том, что победители первого этапа 13 раз за последние 20 лет становились и чемпионами мира. Значит ли это, что Райкконена уже можно назвать явным фаворитом нынешнего первенства?

- Говорить об этом пока рано. Успех Райкконена в Мельбурне меня, признаться, не убедил. Давайте посмотрим, как будут развиваться события на этот раз: в Малайзии борьба всегда бывает намного более острой. Вот после воскресной гонки многое уже станет очевидным.

-И "Макларен", и "Феррари" располагают парами быстрых пилотов. Может, снова дойдет до захватывающих дуэлей прошлых лет, которые вели партнеры по команде вроде Сенны и Проста?

- На мой взгляд, для шефа конюшни нет ничего лучше, чем иметь под своим началом двух гонщиков, способных добиться побед. В этом случае конкуренты как бы друг друга подгоняют, из-за чего едут все быстрее и быстрее. В такой ситуации обычно не нужно бывает даже подсказок из центра управления. Правда, на последних двух-трех этапах чемпионата их борьбу лучше на самотек не пускать.

-Во время гонки в Мельбурне шла упорная борьба между Фернандо Алонсо и Льюисом Хэмилтоном...

- Вряд ли "Макларен" три недели назад что-то по этому поводу предпринимал. Во всяком случае, вмешательства боссов команды в ход борьбы двух пилотов я не почувствовал. Алонсо вышел вперед, так как имел возможность дольше оставаться на трассе. Подобные ситуации в нашем мире происходят регулярно. Но Хэмилтон, признаться, меня впечатлил. Он, пожалуй, лучший на данный момент дебютант. Причем не отстает от Алонсо и на тренировках. Да и "Феррари" еще, думаю, от него наплачется. Разумеется, у Хэмилтона будут и неудачи, он будет вылетать с трассы, однако общая ситуация для восходящей звезды, особенно из-за его молодости, весьма благоприятная, так что у него есть все шансы добиться по ходу карьеры больших успехов.

-Старты в Мельбурне показали, что "БМВ" - третья сила...

- "БМВ" совершенствует свои болиды и, очевидно, находится на правильном пути. Но я, признаться, не понимаю, почему в пятничных заездах принимает участие тест-пилот Себастьян Веттель. А где же его более именитые партнеры? Считаю, что их отсутствие - большая ошибка, которую советовал бы шефу команды Марио Тийссену как можно быстрее исправить.

Тийссену надо хорошенько подумать и решить для себя раз и навсегда, чему собственно, отдавать приоритет. Он может, конечно, открыть школу по обучению подающих надежды пилотов. А может, отказавшись от этой странной затеи, бросить все силы на то, чтобы вывести команду на новый уровень. Неужели непонятно, что тренировки в пятницу когда идет проверка покрышек и различных систем автомобиля, крайне важны для боевых пилотов? Единственное объяснение, которое я могу дать действиям руководства "БМВ", - Веттель, видимо, сам платит за все это. Или же, быть может, за его спиной стоят солидные спонсоры. Хотя, если честно, с трудом могу себе представить, что такое возможно.

-Что скажете по поводу идеи использовать на болидах стоп-сигнал?

- Этот вопрос на моей памяти обсуждался, наверное, уже раз сто. И в ходе дебатов всегда выяснялось, что желающих установить на болидах дополнительное оборудование нет. Да и кому по большому счету нужны эти красные фонари? Любой гонщик прекрасно знает места, где соперники тормозят, а скорость у всех участников гонок приблизительно одинаковая.

-Идут разговоры, что уже в ближайшем будущем будут проведены ночные гонки. Реально ли это?

- Вопрос только в финансировании. Если найдется желающий, который возьмет на себя расходы по освещению трассы, надо без раздумий соглашаться. Потому что особых проблем для стартов в ночных условиях нет. Мы ведь ездим, скажем, в тоннелях Монте-Карло. Это теперь их по-настоящему осветили, а в мое время там было зверски темно.

-А что вы думаете по поводу идеи проводить "Гран-при Франции" в парижском Диснейленде?

- Готов на все, лишь бы что-нибудь изменить в гонке, которую считаю самой скучной. Зрители "Гран-при Франции" своим вниманием в последние годы не балуют. Такое впечатление, что только пасущиеся на близлежащих лугах коровы наблюдают за ходом соревнований. Разве это правильно?

Редакция "СЭ" благодарит известного австрийского журналиста Хайнца Прюллера за помощь в организации этого интервью.