Газета Спорт-Экспресс № 65 (4345) от 26 марта 2007 года, интернет-версия - Полоса 12, Материал 3
ХОККЕЙ |
ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. СУПЕРЛИГА. Плей-офф. 1/4 финала. Четвертые матчи |
Павел СТРИЖЕВСКИЙ |
из Ярославля |
Американский тренер Пол Гарднер в субботу проиграл с "Локомотивом" четвертый матч серии "Авангарду" - 3:4 в овертайме, но тем не менее по итогам сезона получил признание Ярославля.
Пол ГАРДНЕР: "НЕ ХОЧУ ПЕРЕД ВАМИ РАСПЛАКАТЬСЯ..."
Как же нужны Полы Гарднеры российскому хоккею! Дело даже не в том, что этот добродушный канадский великан, не зная ни слова по-русски, за считаные недели сделал из барахтающегося середняка грозного претендента на медали. Менталитет и культура поведения - вот чему следовало бы поучиться у Гарднера российским коллегам. А еще - умению достойно проигрывать и ценить доброе к себе отношение. Много раз вы видели, чтобы убитый горем российский наставник, вылетев из плей-офф, не брел в раздевалку одновременно с финальной сиреной, а выходил на лед поаплодировать болельщикам? Гарднер вышел. И сколько можете вспомнить случаев, чтобы его самого, проигравшего (!) тренера, на пресс-конференции награждали аплодисментами журналисты? Гарднеру в субботу пресс-центр рукоплескал.
Наш разговор состоялся возле раздевалки "Локомотива" сразу по окончании пресс-конференции. На интервью "СЭ" Пол согласился сразу, попросив лишь 30-секундный тайм-аут на то, чтобы сбросить с себя пиджак.
"АВАНГАРД" БЫЛ СИЛЬНЕЕ, НО НИЧЕМ НЕ УДИВИЛ
-Если бы в момент принятия "Локомотива" вам сказали, что ваша команда вылетит в четвертьфинале, но из 22 матчей вы проиграете всего пять - обрадовались бы?
- (Вздыхает.) Да, наверное. Нелегко в этом признаваться, но, скорее всего, был бы рад самому факту выхода в четвертьфинал. Когда я приехал в Ярославль, "Локомотив" шел 12-м, и моей целью было подняться в восьмерку. Но сейчас я все же считаю, что мы были немного лучше, чем тот результат, на котором остановились. Далее при том, что я отдаю себе отчет, насколько классной команде мы уступили.
-В одном из своих первых матчей в Ярославле вы обыграли именно "Авангард". Могли тогда ожидать, что именно с этим клубом встретитесь в четвертьфинале?
- Хорошо помню ту встречу: мы выиграли - 4:3. А помню ее потому, что рассчитывал повидаться со своим другом с еще нэшвиллских времен Виталием Ячменевым. Но он из-за травмы в тот раз не приехал, и из омичей поговорить удалось только с Нормом Мараклом... Что касается вашего вопроса, то я еще с января опасался их розыгрыша большинства. Понимал и то, насколько Омск силен в меньшинстве. Думаю, эти два фактора и стали решающими в нашей серии.
-Насколько хорошо вам удалось разобраться в игре "Авангарда" перед встречей с ним в четвертьфинале?
- Я пересмотрел видео того январского матча плюс изучил соперника по записи их нескольких последних игр. Мои ассистенты и видеооператоры прекрасно поработали над материалом, чтобы я мог разобраться во всех нюансах. В результате "Авангард" нас ничем не удивил. Мы в точности знали, что они станут делать на площадке. Просто они оказались немного сильнее нас. На протяжении серии я был огорчен несколькими судейскими решениями, но о том, что такое будет происходить, меня тоже предупреждали с самого начала (усмехается). Мне, наверное, не положено критиковать арбитров, но, к примеру, тот штраф, которым судья наказал нас сегодня в начале третьего периода за еле заметный зацеп, после которого он вообще не дунул в свисток ни разу, понять очень сложно.
-Если бы могли вернуться в начало серии, сделали бы хоть что-нибудь иначе?
- Нет. Я привык доверять своим игрокам и верить в собственные решения. И те 22 парня, которые раздевались на последний матч, и все остальные, кто не играл, работали изо всех сил. Очень горжусь своими ребятами и могу поручиться, что никогда не забуду их имена. (В глазах Гарднера заблестели слезы.) Все они очень мне дороги, и если я продолжу говорить на эту тему, то расплачусь.
66 ДНЕЙ И ГРУППОВЫЕ ОБЪЯТИЯ
-Вы всегда относитесь к своим игрокам так сентиментально? Знаю, что у вас и к "Нэшвиллу" сохранились немалые душевные привязанности.
- Вы правы: в "Предаторз" немало ребят, за которых я болею всей душой. Но то же самое могу сказать и про этих парней. Независимо от того, увидимся мы еще когда-нибудь или нет, я постараюсь следить за их судьбами хотя бы по интернету. К слову, почти не сомневаюсь, что некоторые из них обязательно заиграют в НХЛ: Варламов, Анисимов, Шафигулин. Даже если мне не суждено поработать с ними в России, я непременно выкрою время, чтобы повидаться с ними. Эти 66 дней в Ярославле всегда будут для меня очень памятными.
-Приехав сюда, вы впервые в жизни столкнулись с проблемой языкового барьера. Преодолеть его было сложнее, чем вы предполагали?
- Не сказал бы. В "Локомотиве" около 12 игроков из двух с небольшим десятков понимают по-английски. Остальным переводил Николай Борщевский. Кроме того, мне очень помогли ветераны, поигравшие в НХЛ: Уланов и в особенности Кудашов. Едва познакомившись с ними, я сразу попросил их о помощи в донесении моих мыслей до остальных. Точно знаю, что много раз уже после того, как я выходил из раздевалки, эти двое повторяли мои слова остальным.
-При всех лингвистических сложностях, удавалось ли вам передавать игрокам свои эмоции?
- Мне показалось, что мои эмоции им схватывать удавалось. Мы самую малость изменили стиль тренировок, а главное - постарались выдумать, как заставить ребят смеяться. Помню, как в первый день моей работы мы посадили ребят в конференц-зале, и пока я с ними говорил, не увидел на 25 лицах ни единой улыбки! И одной из моих первых фраз, с которой я к ним обратился, была такая: "О'кей, мальчишки, здесь можно улыбаться!"
-В тот день, когда вы принимали "Локомотив", я случайным образом оказался в Нэшвилле, где местные журналисты и главный тренер Барри Тротц рассказали, что вы славитесь именно умением разрядить обстановку: надевали галстуки с героями мультфильмов, в Хэллоуин приезжали на тренировки в маске, а под Рождество - в колпаке Санта-Клауса. Пробовали что-нибудь из этого в Ярославле?
- Я слишком уважал клубную униформу и красный галстук "Локомотива", чтобы выкидывать свои мультипликационные фокусы (смеется). Привезти их я привез, как и свои костюмы, поскольку, собираясь, еще не знал, что в России тренеры носят униформу клуба. Зато здесь мы взяли за правило завершать каждую тренировку групповыми объятиями. Ну вы знаете, что это такое: это когда все 25 парней собираются в тесную кучу, обнимают друг друга и скандируют что-нибудь этакое, боевое. Например: "Победа!"
САМОЕ ТЯЖЕЛОЕ - РАЗЛУКА С БЛИЗНЕЦАМИ
-Вообразите себя на секунду президентом этого клуба, который размышляет над вопросом: заключать ему новый контракт с тренером Полом Гарднером, который выиграл 15 матчей из 22, или не заключать.
- Надеюсь, Пол Гарднер действительно вернется в Ярославль. Что он вернется сюда со своей семьей, с Николаем, Анатолием и Владимиром в качестве помощников. Не далее как несколько часов назад обсуждал такой вариант со своей женой.
-Насколько помню, она должна была приехать к вам в конце февраля. Приехала?
- Конечно. Провела здесь шесть замечательных дней, а единственный матч, который мы сыграли дома за те дни, выиграли - 6:2.
-Путешествуя по российским городам, сильно чувствовали контраст между, скажем, Ярославлем, Москвой и Омском?
- Ну, Москва - это почти Нью-Йорк. Гигантский занятой город с жуткими пробками и сумасшедшей жизнью. Ни в коем случае не хочу критиковать Ярославль, поскольку ловил здесь невероятный кайф, но городу, конечно, не хватает более пристойных дорог. Да и вообще мне грех жаловаться, у меня здесь был водитель. А в остальном типичный город: продуктовые магазины, шопинг-центры, рестораны. Во всех этих местах мне не хватало только языка. Но к следующему сезону, надеюсь, не будет и этой проблемы.
-Случались за эти 66 дней моменты, когда вы просто хватались за голову?
- Не сказал бы. Самое тяжелое, с чем приходилось сталкиваться каждый день, - это когда по вечерам я приходил в свою спальню и видел фотографии моих близнецов, которым сейчас по пять с половиной лет. Ничего тяжелее, чем разлука с ними, мне пережить не пришлось.
-Если "Локомотив" положит-таки перед вами новый контракт и одновременно поступит предложение стать помощником главного тренера клуба НХЛ, что вы выберете?
- Большущий знак вопроса. Особенно при условии, если мне удастся перевезти сюда семью. Не знаю.
ПОЧЕМУ НЕ СПРАШИВАЕТЕ ОБ АРТЮХИНЕ?
А перед этим была пресс-конференция. Вот некоторые лишь наиболее интересные ответы американского тренера:
- Мы проиграли очень сильной команде, и уж если я и буду болеть за чью-то победу в чемпионате, то надеюсь, что золото достанется "Авангарду".
-Почему вы решили поменять тот состав, который победил во втором матче в Омске, и не стали менять состав, проигравший третью игру в Ярославле?
- Звенья, которые выходили на площадку в решающие минуты, были, на мой взгляд, моими лучшими двенадцатью форвардами и восемью защитниками. Я очень разочарован тем, что мы проиграли, но проблема, поверьте, была не в составе. И уж из-за этого страдать бессонницей я не буду точно.
-Был ли у вас готов список пробивающих буллиты?
- Я специально готовил троих игроков к сериям штрафных бросков, и эти ребята на протяжении последних десяти дней усиленно тренировались их пробивать. Эти трое - Власенков, Михнов и Семин, хотя сейчас это не имеет ровным счетом никакого значения. (С улыбкой осматривая зал.) Все довольны этими кандидатурами? (Смех в зале).
-Что сподвигло вас после матча выйти на лед и поаплодировать болельщикам?
- С первого дня ваши земляки отнеслись ко мне с невероятной теплотой. И мне, конечно же, хотелось их за это поблагодарить. Как бы дальше ни сложилась жизнь, Ярославль навсегда оставит за собой особое место в моей душе.
-Что хотели бы сказать тем болельщикам, которые до сих пор сидят во дворце и смотрят эту пресс-конференцию на видеокубе?
- Что я безумно им признателен и что буду помнить о них еще очень-очень долго. (Дрожащим голосом.) И пожалуйста, не спрашивайте меня об этом снова, мне не хотелось бы перед вами расплакаться (аплодисменты в зале).
...Сейчас же, не понимаю, почему вы до сих пор не спросили меня об Артюхине (смех в зале).
-Разрешите задать вопрос об Артюхине (громкий смех в зале) .Если вы останетесь у руля команды, означает ли это, что Артюхина в составе не будет?
- Абсолютно не означает. Никаких проблем у меня с ним нет. Он хороший игрок и прекрасный парень. Просто для сегодняшнего матча я выбрал 12 других форвардов. Таково было мое решение.