Газета Спорт-Экспресс № 49 (4329) от 6 марта 2007 года, интернет-версия - Полоса 16, Материал 2
ФУТБОЛ |
ФЕНОМЕН |
ТАБАКОВ
Один из последних номеров журнала "Спартак" привлек меня обложкой, где изображен Олег Табаков. И на шее у народного артиста - фанатский спартаковский шарфик.
Почти одновременно с этим мелькнул в теленовостях кадрик какого-то театрального междусобойчика - так даже там Олег Павлович присутствовал в демонстративно повязанном красно-белом атрибуте. Образ, однако. Что и требовалось доказать - или не требовалось, но очень уж захотелось.
Когда-то доверчивые кинозрители писали артистам письма, обращаясь к ним как к героям поразивших фильмов. При всей трогательности было в этом что-то от "на деревню дедушке". Сегодня по-другому. Артисты входят в общественно-телевизионное сознание в отрыве от сыгранных-отыгранных ролей. Нынешнего зрителя гораздо больше занимает сама по себе популярность лицедея, чем персонажи, представленные им на сцене или в кино. И поле лицедейства сужается - актеру дано теперь говорить от узнаваемого лица, которое в "лихорадке буден" свободно сойдет за первое.
Популярность, как война, списывает любой произносимый артистом с телеэкрана текст. Сегодня и герой, похоже, не нужен. Всего необходимее артист в славе. Для публики он и есть самый главный герой, который имеет право сказать о себе, перефразируя драматурга Островского: "Я - артист. Мое место в информационно-политическом шоу".
Только вот человек, украсивший собой обложку "Спартака", ведет себя совсем не так, как среднеарифметические звезды. Везде и всюду непременно напоминает, что он - комический артист. А комик ни при каких обстоятельствах в смешном положении сам не окажется. Да и образ на просто узнаваемость наш сегодняшний герой никогда не променяет.
Табаков - Гуру (он и в действительности педагог, справедливо гордый своими учениками), это роль выигрышная. Но Болельщик (разумеется, с большой буквы, которая из судьбы Олега Павловича с юности не исчезает) - роль, я бы сказал, понароднее и, по-моему, достойнее нынешнего Табакова, чем прочие роли в драматургии нашего времени.
Болельщик - главная фигура в футболе. В принципе Болельщиком-звездой с одинаковым успехом на трибунах может быть и дворник, и генерал. Тем не менее футбол тщеславен. И какой удачей стало бы, сыграй генерал (а для большинства публики - и маршал) Табаков в многосерийной эпопее роль великого Болельщика, но рядового, по жизненному статусу, человека. Это для мужчин - любителей футбола - значило бы, как мне кажется, не меньше, чем когда-то для миллионов одиноких женщин явление Алексея Баталова в роли слесаря из фильма "Москва слезам не верит".
В таком сериале я предложил бы Табакову роль дедушки какого-нибудь фаната, лишенного теперь и тени того зрелища, какое его дедушка некогда застал. Ведь в представлении такого вот дедушки тот же "Спартак" - чемпион по своему замыслу. К тому же чемпион не по футболу, "хаваемому" всеядными фанатами, а по Футболу с той же большой буквы, что проходит в нашем тексте рефреном.
"Современник" был изначально футбольным театром. Даже равнодушный, в общем, к этой игре Олег Ефремов в телепередаче про выдающегося мхатовского старика, страстного спартаковского болельщика и друга Андрея Старостина, воскликнул: "И как же можно сегодня жить, не увлекаясь спортом?!" А Василий Аксенов рассказывал, что однажды спектакль по его пьесе "Всегда в продаже" (Табаков там фантастически смешно играл женщину-буфетчицу) закончился на сорок минут раньше - артисты торопились смотреть футбол...
Я нисколько не удивился, узнав, что Олег Павлович ежедневно от корки до корки прочитывает "Спорт-Экспресс". Вспомнил, как в шестьдесят восьмом году на Всемирном фестивале молодежи в Софии увидел Табакова залезающим в автобус, который доставлял делегатов на соревнования по гимнастике. Каюсь, я сорвал тогда эту поездку. Передал будущему постоянному читателю "СЭ" настоятельное приглашение собкора АПН, где тогда служил, на обед. Собкор, мечтавший познакомиться с Табаковым, расстарался: пирогов напекли, мяса нажарили... В тогдашнем облике артиста еще прочитывались следы военной недокормленности. А я, вероятно, был красноречив - хотелось в рабочем порядке под марку Олега Павловича выпить водки из представительских запасов...
Отчетливо представляю себе сцену, где дедушка-Табаков отчаянно конфликтует с упертым в яростную корпоративную одинаковость фанатом-внуком. Без тех, конечно, перегибов, какие наблюдали мы в картине Киры Муратовой, когда зараза-внучка отравила Табакова-дедушку. Не надо. Болельщик Табаков всем нам нынче до зарезу необходим живой и здоровый.
Александр НИЛИН