Газета Спорт-Экспресс № 49 (4329) от 6 марта 2007 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 1
ФОРМУЛА-1 |
Марио ТИЙССЕН: "С НЕТЕРПЕНИЕМ ЖДУ,
КОГДА РУССКИЕ ПОЯВЯТСЯ В КОРОЛЕВСКИХ ГОНКАХ"
Собственный корреспондент "СЭ" в Центральной Европе встретился с Марио Тийссеном, который возглавляет "БМВ - Заубер" и является, пожалуй, одним из самых образованных и потому наиболее уважаемых шефов команд "Формулы-1".
НЕМЦАМ ЛЕГКО НАЙТИ ОБЩИЙ ЯЗЫК СО ШВЕЙЦАРЦАМИ
-Господин Тийссен, два года назад я беседовал в этом же кабинете, в котором мы с вами сейчас находимся, с его экс-хозяином Петером Заубером. Какое наследство оставил "БМВ" ваш предшественник?
- Наследство если и не самое богатое, то чрезвычайно высокого качества. Два года назад мы всерьез задумались об отделении от "Уильямса" и занялись поисками подходящей команды, чтобы купить ее. По нашему замыслу, у нее должны были быть ограниченные финансовые возможности и высокая мотивация. Выйдя на "Заубер", мы сразу поняли: это именно то, что нам нужно. Преимущество союза со швейцарцами заключалось еще и в том, что новое хозяйство расположено довольно близко к головному заводу в Мюнхене. Там, кстати, у меня тоже есть кабинет, в который я продолжаю регулярно наведываться. Объединив две крупные структуры, мы получили мощный кулак, способный вывести нас в лидеры, что, собственно, является нашей давней мечтой.
-Желание ее осуществить и побудило вас в первую очередь сменить партнера?
- Да, мы хотим бороться за чемпионский титул, нам надоело ходить в середняках. Можно было, конечно, начать все с чистого листа в Мюнхене, но это усложнило бы задачу, решать которую надо в жесткие сроки. И мы предпочли пойти более коротким путем. Тем более что немцам легко найти общий язык со швейцарцами.
-А с англичанами, выходит, трудно?
- Видите ли, "БМВ" многого добился в области создания моторов. Порой исключительно благодаря нашим двигателям можно было даже кое-что выиграть. Однако нам этого было мало. Мы хотели идти вперед по всем направлениям, а "Уильямс", к сожалению, особой помощи в этом оказать нам не мог.
-Таким образом, Петер Заубер дал вам возможность уйти от слабого партнера и обзавестись с нынешнего сезона своей собственной конюшней. Не в знак ли благодарности вы решили оставить в названии команды его фамилию, которая теперь соседствует с аббревиатурой мюнхенского автогиганта?
- На мой взгляд, все-таки следует говорить о заслугах не одного человека, а всего коллектива. Знаете, попав после нашего слияния в Хинвил, я был поражен увиденным: колоссальный объем работы делался руками всего 275 человек. Для сравнения: сейчас мы увеличили штат местного персонала до 400 человек, но все равно продолжаем ощущать острую нехватку кадров. Поэтому скоро получим очередное существенное подкрепление.
-А есть ли у вас достаточно места для такой армады специалистов?
- В данный момент нам действительно тесновато, приходится даже арендовать помещения поблизости. Однако скоро, надеюсь, станет значительно легче. Рядом с основным зданием быстрыми темпами идет строительство еще одного, в котором, в частности, мы собираемся разместить наши многочисленные лаборатории.
ЭЙНШТЕЙН НАМ ПОМОЖЕТ
-Что вы успели изменить в своих новых владениях?
- Например, заработала на полную мощность аэродинамическая труба, причем в круглосуточном режиме. Но самое, на мой взгляд, главное заключается в том, что мы привезли с собой суперкомпьютер "Альберт Эйнштейн".
-Позвольте, я точно помню, что машина с таким громким названием уже была здесь два года назад.
- Та модель здорово устарела, поэтому пришлось заменить ее современной, в пять раз более мощной. Пожалуй, в Европе нашему компьютеру нет равных, а в мире он, насколько мне известно, занимает третье место.
В этот момент прибыл гонец от самого гениального "Эйнштейна". "Плохие новости", - с порога заявил сотрудник вычислительного центра и положил перед своим шефом какую-то распечатку. Однако по виду Тийссена, с лица которого не сходила вечная улыбка, нельзя было сказать, что он расстроен полученной информацией.
-Наверное, ваш "Эйнштейн" никак не может найти способ увеличить количество лошадиных сил в двигателе? - поинтересовался я у своего собеседника.
- Знаете, есть такая любопытная закономерность. Каждый гонщик моментально чувствует потерю в моторе даже одной лошадиной силы, но когда двигатель его болида нашими стараниями становится мощнее на 50 лошадиных сил, он уверяет, что никаких изменений не ощущает.
-И кто же это, если не секрет, у вас такой привередливый?
- Никто. Это моя фирменная шутка, когда речь заходит об увеличении количества лошадиных сил или оборотов. Разумеется, какая-то доля правды в ней есть, но не более того. Ну а наш электронный мозг весом 21 тонна занят сейчас не поиском дополнительных лошадиных сил, что в связи с новыми правилами не слишком актуально, а улучшением аэродинамики болидов. Этот наш электронный сотрудник, не требующий, к счастью для нас, зарплаты, 24 часа в сутки размышляет над тем, как сделать "БМВ - Заубер" еще более агрессивными на трассе, чтобы можно было легко обгонять конкурентов.
У ГОНЩИКОВ РУЛЬ НЕ ОТНИМАЮ
-А сами вы, кстати, никогда не пробовали ощутить на себе всю мощь созданных вами болидов?
- В "Формуле-1" я веду себя более чем скромно. У меня есть правило никогда ничего не просить у гонщиков, в том числе пустить меня за руль. Может, именно поэтому я и пользуюсь у них хорошей репутацией. Не хотелось бы ее потерять. Единственное, что я себе иногда позволяю, это прокатиться с ветерком на машине "Формулы - БМВ". Как-то к нам в гости приехал президент Международной федерации автоспорта Макс Мосли. Мы провели с ним на автодроме целый день и наездились досыта.
-Работа в "Формуле-1" повлияла как-то на ваш стиль вождения?
- Нет. Если он и изменился, то совсем по другой причине: из-за возраста я стал еще более осторожным.
-А как вам удается все успевать? Говорят, вы еще и в университете преподаете...
- Да, читаю лекции, только посвящены они не гоночным автомобилям, а обычным. Ведь в "БМВ" я начинал с должности начальника отдела развития и только потом стал отвечать за спорт. На всякий случай у меня есть устная договоренность с ректором университета: пока я занят в "Формуле-1", имею право появляться в аудитории всего раз в год.
-А по ночам плохо не спите? Не лезут в голову мысли о том, как конкурентов обогнать?
- Нет, сплю крепко, пушкой не разбудишь. И кошмары по ночам не мучают. В общем, с нервами у меня полный порядок, что в нашем деле очень важно.
ЖАЛЬ, ЧТО БЕРГЕР СТАЛ КОНКУРЕНТОМ
-Еще когда вы были в связке с "Уильямсом", я как-то побеседовал с вашим тогдашним коллегой по команде Герхардом Бергером. И знаменитый в недавнем прошлом пилот сказал, что "БМВ" нужно поскорее отделяться и создавать свою собственную конюшню, а то и две. Вам что, недостаточно одной?
- Особой необходимости во второй команде я не вижу. Другое дело, что в связи с новыми правилами мы теперь производим гораздо меньше моторов для себя, чем раньше, и появилась возможность поработать на кого-то еще. Пока у нас период становления, и, честно говоря, просто руки еще не дошли до расширения своей деятельности. Как только разберемся с внутренними проблемами, думаю, начнем искать покупателей на наши моторы.
-Кстати, как вам работалось с Бергером?
- Мы с ним с самого начала вместе руководили командой и без проблем находили общий язык. У нас до сих пор сохранились теплые отношения. Жаль только, что мы стали конкурентами и в разговоре друг с другом не можем быть, как прежде, полностью откровенными.
КАК ИЗБЕЖАТЬ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ КАТАСТРОФЫ
-Недавно президент ФИА Макс Мосли, явно опасающийся глобального энергетического кризиса, выступил с инициативой, суть которой сводится к следующему: болиды "Формулы-1" должны во всем служить примером для обычных автомобилей. Речь идет прежде всего об экономии топлива. Как вы к этому относитесь?
- Поддерживаю. Причем, на мой взгляд, действовать надо сразу в двух направлениях: снижать расходы традиционного горючего и использовать альтернативные источники энергии. Правда, может получиться так, что новое топливо будет стоить дороже прежнего. Поэтому надо хорошенько подумать, как этого избежать. И тут "Эйнштейн" со своими выдающимися мозгами может нам помочь.
-А призыв Мосли к командам сократить работу в аэродинамических трубах вы тоже поддерживаете?
- Мосли имел в виду несколько иное. Он хочет, чтобы команды, у которых две трубы, ограничились какой-то одной. Но это не всегда осуществимо. Возьмем, например, нас. Труба в Мюнхене загружена до предела, так как в ней продувают и серийные автомобили, поэтому без трубы в Хинвиле нам не обойтись. Я чувствую, что в связке с "Эйнштейном" она может привести к технологическому прорыву который пойдет на пользу и производству серийных автомобилей. А это как раз то, за что ратует сейчас ФИА.
-А не боитесь, что этот технологический прорыв может отодвинуть пилотов на второй план?
- Наоборот. Во всяком случае, в предстоящем сезоне роль гонщиков должна только возрасти. Ведь с переходом всех команд на покрышки одного производителя от мастерства пилотов будет зависеть еще больше.
-На днях гонщик "Феррари" Фелипе Масса заявил, что новый "БМВ" лучше новых болидов его команды и "Макларена"...
- Думаю, говоря это, Масса прежде всего хотел, чтобы мы расслабились. Хотя, с другой стороны, мне приятно, что соперники столь высокого мнения о нас.
-Какие ближайшие и более отдаленные задачи вы ставите перед своими подопечными?
- В чемпионате этого года - регулярно попадать в число призеров, а в идеале - выиграть хотя бы один этап. В 2008 году планируем несколько побед, а в 2009-м по идее уже должны созреть для борьбы за титул чемпиона мира.
НЕ ПАТРИОТИЗМ, А РАЦИОНАЛИЗМ
-В "БМВ - Заубер" появилось юное дарование Себастьян Веттель, который, как я слышал, внес разлад в ваши дружные ряды...
- Тут отчасти моя вина. Мне хочется, чтобы тест-пилот принимал участие в пятничных тренировках, но основным гонщикам это не слишком нравится, каждый желает сам сидеть в машине. Однако на самом деле все не так драматично, как может показаться со стороны. Мы найдем вариант, который всех устроит.
-Веттель действительно настолько талантлив, что вы его так продвигаете?
- Конечно, Веттель подает большие надежды, но пока рано говорить о чем-то еще, ему предстоит многое доказать. К сожалению, у него маловато опыта. Из-за чего ему пришлось дважды платить штраф ФИА. Сумма, кстати, была столь велика для него, что нам уже самим не захотелось его подвергать наказанию, хотя парень нас сильно подвел.
-Говорят, в отличие от "Мерседеса" вы очень патриотичная команда: у вас три гонщика-немца, да и поставщики ваши в основном из соотечественников.
- Нами движет не столько патриотизм, сколько рационализм. Из одинаковых по качеству товаров мы покупаем те, которые производятся ближе к нам. Что же касается гонщиков, то они приходят в нашу команду из "Формулы БМВ", которая считается лучшей школой для пилотов "Ф-1".
-За вашу команду будет выступать Роберт Кубица, а Польша, как и Россия, не относится к формулическим державам. Есть ли шанс и у кого-то из россиян попасть в "БМВ"?
- Россия, насколько я знаю, сейчас увлечена "Формулой-1", поэтому шансы, конечно, есть. Мы будем рады, если ваши соотечественники для начала пройдут школу нашего концерна.
-А вы можете представить, что лет через десять чемпионом мира будет выходец из России?
- Я многое могу себе представить, в том числе и это.
-У вашего экс-партнера Бергера много друзей в России. А у вас?
- У меня, к сожалению, нет таких широких связей, как у него. Но я с нетерпением жду, когда русские появятся в королевских гонках.
Борис ТОСУНЯН |
Хинвил - Вена |