Газета Спорт-Экспресс № 28 (4308) от 8 февраля 2007 года, интернет-версия - Полоса 1, Материал 3
ФУТБОЛ |
ЗАЧЕМ НАМ СВОЙ ЖАРЕНЫЙ ПЕТУХ, ЕСЛИ ЕСТЬ ИТАЛЬЯНСКИЙ?
Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ
Италия снова будет играть в футбол. После того как шум, вызванный трагедией на Сицилии, слегка поутих, футбольно-политические органы дали добро на продолжение шоу. Иначе, собственно, и быть не могло.
Во-первых, представить Италию без футбола в принципе невозможно, а во-вторых, кальчо является таким круговоротищем денег в природе, который смерть одного полицейского остановить не в состоянии, как ни кощунственно это звучит.
Однако продолжит Италия не с тех позиций, на которые она скатилась в последние годы. Нынче у властных структур присутствует решимость как следует перетряхнуть футбол страны. У чиновников наконец-то открылись глаза - по крайней мере сами они так утверждают, - и выяснилось, что единой концепции безопасности на итальянских стадионах не существует, что сами эти стадионы являются источником опасности как конструктивно, так и организационно, что арены не принадлежат клубам, и потому происходящее в секторах во время игры по большому счету никого не волнует.
Спешно был разработан перечень мер "по недопущению впредь". Среди них - раннее начало матчей, поскольку с дебоширами трудно сладить в темноте, передача государством стадионов и ответственности за происходящее на них клубам, ужесточение требований к аренам, запрет на выезды в другие города для фанатов, уже действующий, например, в Греции, отлучение от футбола виновных в беспорядках на срок до семи лет и т.д. Если итальянцы сумеют воплотить в жизнь хотя бы половину задуманного, они шагнут далеко вперед. Но сомнения присутствуют, не без этого. Хотя бы потому что введенные в стране уже довольно давно именные билеты в настоящее время не более чем фикция, входящих на стадион по ним не идентифицируют.
Полагаю, на Апеннинах не прочь пойти английским путем. Британия уже полтора десятка лет может похвастать образцовым порядком на своих стадионах. Разумеется, без жареного петуха там тоже не обошлось: 39 жертв на брюссельском "Эйзеле" во время финала Кубка чемпионов-84/85 "Ювентус" - "Ливерпуль" и 96 погибших в Шеффилде на полуфинале Кубка Англии "Ливерпуль" - "Ноттингем Форест" в 1989-м подтолкнули консервативные английские власти к очень жестким мерам против футбольных хулиганов. На свет появился мощный доклад-рекомендация судьи Питера М. Тейлора, взятый за основу при наведении порядка. С тех пор любой матч на любом английском стадионе может состояться только при соблюдении гигантского списка организационных и технических требований, за чем власти следят пристрастно и неподкупно.
Но не родились еще, похоже, петухи, которые устроили бы переполох в России. Казалось, смотри и учись, делай выводы, страхуйся на будущее. Чужие ошибки идеально подходят для этой цели. Да и своих ведь было немало! Оставляя за скобками классические фанатские побоища прошлого и пресловутую Манежную площадь, вспомним хотя бы гибель 15-летнего болельщика в Санкт-Петербурге и убийство самарского омоновца из ракетницы три года назад. Никто, однако, и не подумал тогда приостановить чемпионат из-за таких "пустяков". Или, скажем, изменить подход к организации матчей и разобраться наконец с ответственностью заинтересованных сторон. А непосредственный виновник гибели омоновца - 19-летний кретин по кличке Кефир, выстреливший из абсолютно нелегально пронесенной на стадион ракетницы, - был приговорен аж к двухмесячному заключению в колонии. Воистину, иногда и саму российскую Фемиду хочется отдать под суд.
Нельзя сказать, разумеется, что у нас в каждом туре толпа выходит из берегов, как в той же Греции. Но ведь это и не заслуга властей! На трибуны в России можно пронести все что угодно, вплоть до нейтронной бомбы. База данных футбольных хулиганов существует только на бумаге, и реально отсечь от футбола никого из этих списков нельзя. Лучшим средством борьбы с фанатским беспределом у нас считается беспредел милиции, готовой радостно отбить почки человеку любого пола и возраста. И относительно редки ЧП на российских стадионах только потому что сознание наших футбольных архаровцев большую часть сезона недостаточно воспалено для серьезных дел.
О гарантиях безопасности не может быть и речи - все базируется на вялости самих социально опасных элементов. Власти стараются просто не будить лихо, пока оно тихо. А в таких реалиях и рост числа зрителей, и человеческие условия в секторах, и футбольные страсти на поле нежелательны, потому что от них всего лишь шаг до нефутбольных. Для милиции и даже для некоторых клубов каждый лишний человек на трибуне - головная боль, поскольку пользы от него, как от козла молока, а мороки много.
В 2005 году, когда ЦСКА выиграл Кубок УЕФА, полстраны тряслось в ожидании технического поражения армейцев из-за брошенной в Черкизове петарды и якобы оглохшего вратаря Буччи. Тогда обошлось, и все решили почему-то, что огнеметателю и без воспитательного процесса стало стыдно. Напрасно. Ибо петарды с файерами как летели с трибун, так и летят. Валерий Газзаев в Ружомбероке дошел до ненормативной лексики по отношению к собственным фанатам, едва не спалившим словацкий стадион. А "спартачи" на "Сан-Сиро" в октябре в очередной раз явили себя Европе во всей нашей свинской красе.
Между тем что мешало вычислить в напичканном камерами и стюардами Черкизове человека, бросившего петарду и устроить ему публичную, показательную и законную порку? Этот вопрос я задал Виталию Мутко на встрече в редакции "СЭ". Вразумительного ответа не получил и, по-моему был заподозрен в излишней кровожадности. Вистов с этого дела, согласен, президент РФС набрал бы не так много, как с поимки источника телефонных угроз судье Иванову, но эффект мог быть значительно большим. Ибо не придумано еще для борьбы с хулиганами средства лучшего, чем страх неотвратимого наказания. Есть он сейчас, этот страх, на российских стадионах? Я вас умоляю. А на английских - есть. И именно страх, а не сознательность британцев, которой у них и в помине нет, - главная причина порядка в английском футболе.
Президенты клубов - Евгений Гинер и Леонид Федун, например, - тоже не чувствуют себя полностью ответственными за происходящее. Разве что морально: за порядком-то должна следить милиция. А ей чаще всего на все наплевать. И почему наша система безопасности устроена именно так, а не иначе, понять невозможно.
Разновидность беспорядков и предтеча столкновений в секторах - животный мат на российских трибунах. На "Динамо", помнится, этим делом руководил как-то чуть ли не руководитель фан-клуба болельщиков с мегафоном в руках. Получалось слаженно, громко и мерзко. А потом один вполне взрослый товарищ, имеющий, кстати, отношение к РФС, на полном серьезе убеждал меня, что это нормально, что такая у нас, дескать, историческая культура боления. "Погоди, - спорил я, - а как быть с женщинами, детьми, в которых вы пихаете свою культуру насильно?". "А пусть не ходят на стадион, - последовал ответ. - Или не слушают. Или терпят. Футбол - мероприятие специфическое, для определенного круга людей. И мат там идет в комплекте со всем остальным".
Совсем другой круг людей создал в марте 2004 года рабочую группу по подготовке концепции системы обеспечения безопасности на стадионах. Туда приказом министра внутренних дел были включены высокопоставленные чиновники МВД, руководители Международной академии футбольной и спортивной индустрии (МАФСИ), представители клубов, РФПЛ, ПФЛ и, между прочим, автор этих строк. До конца 2004 года мы должны были "разработать концепцию безопасности, после чего представить ее для обсуждения и утверждения в законодательные органы Российской Федерации".
Признаюсь как на духу: ничего я не разрабатывал. Поучаствовал в первом заседании, и все. А может, не в первом, а в единственном - не знаю. Во всяком случае, никто меня больше никуда не приглашал и освещать концепцию в СМИ (для чего корреспондента "СЭ", думаю, в рабочую группу и включили) не предлагал.
Возможно, в каком-то виде она в природе все-таки существует. И, может, была даже обсуждена и утверждена "законодательными органами Российской Федерации". Но на спокойствии российских болельщиков это, ручаюсь, никак не отразилось. Не пришло еще, видать, ее, концепции, время. Вот когда клюнет жареный петух...
О последнем развитии событий в Италии - стр. 3 |