Газета Спорт-Экспресс № 4 (4284) от 11 января 2007 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 2

11 января 2007

11 января 2007 | Биатлон

БИАТЛОН

КУБОК МИРА

Владимир АЛИКИН: "НА СОБРАНИИ СКАЗАЛ, ЧТО НАДО СПУСТИТЬСЯ НА ЗЕМЛЮ"

Сверхуспешное выступление российских биатлонистов стало, пожалуй, главной сенсацией прошедшей части розыгрыша Кубка мира-2006/07. Накануне стартовавшего вчера очередного этапа в Рупольдинге о причинах этого прорыва корреспонденту "СЭ" Лине ХОЛИНОЙ рассказал старший тренер нашей сборной, олимпийский чемпион Владимир Аликин.

- Конечно, трудно было предположить, что с самых первых гонок наши ребята так хорошо побегут, - начал разговор Аликин. - Но в то же время летом мы проделали большую тренировочную работу, причем абсолютно иную по сравнению с той, к которой привыкли спортсмены, и они даже сами сказали: в этом сезоне мы, похоже, должны хорошо выступать. И первые же старты это подтвердили. Да, тогда в плане бега Бьорндален был вне конкуренции, но остальным мы в скорости не уступали. За стрельбу же я изначально не переживал: по сравнению с прошлым сезоном ребята прилично прибавили. В общем, я заставил их поверить в то, что они могут бороться с сильнейшими на равных.

-А что было важнее - тренировки или психология?

- Скорее всего, главную роль сыграл комплекс этих двух факторов. А еще я считаю весьма желательным, чтобы тренер обладал опытом выступлений на высоком уровне, сам прошел через все тренировки. Тогда он сможет давать своим подопечным правильную нагрузку, не загонять их.

-Помню, как во время сбора в Острове вы вдохновляли биатлонистов личным примером.

- Да, я вместе с ними и на лыжах катаюсь, и зарядку делаю, и кроссы бегаю. Вот во вторник в Рупольдинге весь круг прошел, правда, не на лыжах, а пешком - надо было с трассой получите познакомиться. С 1984 года здесь не был, а она за это время значительно изменилась. Поэтому прежде чем давать ребятам тренировочные задания, надо было произвести разведку. Вечером уже со знанием дела сказал им, на каких отрезках, на каких подъемах будем работать во время тренировки. В принципе это должен делать каждый тренер, но некоторые, наверное, ленятся. Что касается здешней трассы, то она стала проще. Раньше был большой, 4,5 - 5 км круг с длиннющими подъемами, а сейчас и круг, и подъемы значительно укоротили.

-Скажите, а ваши отношения с биатлонистами дружеские или деловые?

- Отношения старшего тренера со спортсменами должны быть хорошими, но рабочими. Дружить ребята могут между собой, а с тренерами у них должна быть определенная дистанция. Лично я так считаю. Субординация должна быть.

-То, что вы планировали перед началом сезона, сейчас реализовывается?

- На мой взгляд, большинство наших биатлонистов сделали все, что мы задумывали. Планы не просто выполнены, а перевыполнены. Думаю, уже сейчас этот сезон можно расценить как удачный. Но это касается Кубка мира. Главным же для нас остается чемпионат мира. Помню, весной руководство говорило, что послеолимпийский год надо сделать разгрузочным, больших задач перед собой не ставить. По-моему, это не совсем верно. Ведь в биатлоне каждый год проводится чемпионат мира!

Когда весной 2006-го я в своей программе на нынешний сезон запланировал три медали чемпионата мира, руководители сказали: куда столько, мы за последние несколько лет всего две награды завоевали. Я же думаю так: на чемпионате мира разыгрывается 6 комплектов медалей, неужели мы не можем выиграть по одной золотой, серебряной и бронзовой? Как тренировать ребят, если они не будут видеть перед собой конкретную цель? Не надо бояться ставить перед собой серьезные задачи. Помню, в мое время в программе чемпионата мира были три биатлонные дисциплины, и нас нацеливали на две золотые и одну серебряную награды. Так мы из кожи вон лезли! Считаю, если я сейчас запланирую одну бронзовую медаль, то это будет неуважением к самим спортсменам. Конечно, заниженные планы удобны для тренера: одну медаль взяли, а тебя все равно погладят по голове. Но такую систему надо ломать.

-Как правило, новогодний перерыв не идет на пользу нашим биатлонистам: переезды, акклиматизации и реакклиматизации отражаются на их выступлениях сразу после праздников не лучшим образом. Вам, как видно, удалось избежать этого "посленовогоднего синдрома"?

- Практика в предыдущие годы была такой: спортсмены на Новый год отправлялись по домам, а 3 января им надо было снова выходить на старт. Но встретив Новый год дома, с семьей, с родителями, они приезжали на соревнования не готовыми, эти несколько дней сбоя в турнирном ритме дорого обходились. В первых посленовогодних гонках ребята прилично "загружались", так как дистанция в Оберхофе сложная, да еще на высоте 800 метров. А через два дня в Рупольдинге им снова на старт выходить. В итоге многие "отходили" только к чемпионату мира.

В этом году мы пошли по другому пути и заранее решили, что начиная с 25 декабря проведем сбор в Рамзау. Это место хорошо тем, что, даже если снега не будет, можно подняться на глетчер и там поработать. Кто мог, приехал в Австрию с семьями, там и тренировались, и встречали Новый год.

-То есть праздник все-таки нужен?

- Конечно. Было весело, подарки все друг другу дарили. Короче, поработали в Рамзау мы хорошо, приехали в Оберхоф и сразу на уровне выступили. Посмотрим, что будет в Рупольдинге. Уж так сильно мы всех соперников, а особенно немцев разозлили, что сейчас они будут жилы рвать, пытаясь нас наказать. Шутка ли: в Оберхофе на глазах 80 - 90 тысяч зрителей мы не дали немцам ни одной дистанции выиграть! Обиделись они прилично. Я видел это по лицу своего друга Ульриха, старшего тренера немецких биатлонистов. После успехов россиян на первых этапах в Остерсунде и Хохфильцене он говорил мне: все здорово, твои парни молодцы. А тут смотрю - ходит чернее тучи.

-А как наши биатлонисты сами реагируют на то, что они сейчас сильнейшие, на популярность?

- На собрании я им жестко сказал: надо спуститься на землю. Победы на кубковых этапах - лишь рабочие моменты. Надо не о славе думать, а готовиться к чемпионату мира. И поменьше контактов с болельщиками: один-два автографа, переодеваемся и уезжаем домой. Спортсмен ведь, когда набирает форму, становится очень уязвимым с точки зрения здоровья: достаточно кому-то рядом чихнуть - и весь сезон может быть потерян.

-А в каком состоянии сейчас те же немцы, норвежцы?

- Мне трудно судить об этом, я же не знаю их планы подготовки. Кто-то наверняка собирался ударно провести первые кубковые этапы, кто-то - более поздние. К тому же в некоторых сборных идет отбор в сборную на чемпионат мира, а мы команду уже сформировали, и таких проблем у наших биатлонистов нет.

Но если сравнить, например, наши скорости со скоростью Бьорндалена, то в начале сезона он был быстрее всех, а сейчас ситуация иная. Скажем, в последней гонке преследования Максим Чудов чистым ходом проиграл ему всего 6 секунд. То есть Бьорндален отнюдь не железный, и с ним можно бороться.

-А благодаря чему у нас появилась такая слаженная эстафетная команда?

- Опять-таки все дело в том, что ребята почувствовали: им по силам бороться за самые высокие места. Перед гонкой мы собираемся и ставим задачи: бороться до конца, запасные патроны стараться не использовать, ведь два дополнительных патрона - это потеря 15 - 20 секунд, а такое отставание отыграть тяжело. После первого успеха они поняли, что в эстафете в тройку призеров надо входить железно. "Ногами" ребята нисколько не уступают соперникам и, главное, при такой высокой скорости справляются со стрельбой.

-Как вы считаете, Николай Круглов уже "переварил" свои победы?

- Так ведь он уже выигрывал и на кубковых этапах, и на чемпионатах мира, ему это не впервой. На сей раз Николаю пришлось посложнее остальных, он позже других ребят набрал форму. Помню, даже немного обиделся, когда я не поставил его на первую эстафету сезона, которую мы выиграли. Во второй Круглов выступил хорошо, показав на последнем этапе очень высокий результат, хотя и проиграл Ханеволду. Но норвежец был на тот момент сильнее и додавил Николая на последнем круге. Никто тогда Круглова не осуждал, борьба есть борьба. В Рамзау он здорово потренировался, а сейчас почувствовал вкус побед и, думаю, будет стараться если и не выигрывать, то держаться на самом высоком уровне. Правда, с каждой гонкой это будет делать все тяжелее. Да и болельщики теперь будут требовать побед, а если займем 4 - 5-е места, скажут: расслабились, сдали позиции. Но мы на это обращать внимание не будем, так как, повторяю, главное для нас - чемпионат мира.