Газета Спорт-Экспресс № 291 (4270) от 18 декабря 2006 года, интернет-версия - Полоса 2, Материал 1
ФУТБОЛ |
ИСК НА $ 5 000 000
БОРЬБА ЗА ПРАВА
В ноябре состоялись два судебных заседания, 4 и 13 декабря - еще два, но никаких решений принято не было. Гражданский суд надеется, что компромисс будет найден в спортивных инстанциях - скажем, на уровне исполкома РФС.
Юридически Гинер вроде бы прав. Однако есть процедурные нюансы, которые делают процесс более сложным, чем кажется при поверхностном рассмотрении.
Вопрос о продаже прав лигой структуре Федорычева обсуждался долго - несколько месяцев, да и собственно переговоры продвигались туго. У членов премьер-лиги нашлось много вопросов и сомнений. Наконец, 27 декабря 2004 года было принято принципиальное решение о сотрудничестве РФПЛ с зарегистрированной на Кипре компанией Fedcoin Media Ltd, и 2 февраля 2005 года стороны заключили трехлетний договор о передаче коммерческих и вещательных прав с возможностью его продления на четвертый год, а 22 февраля между ними и образованным ООО "Федком Медиа Центр" было подписано соглашение о передаче последней структуре прав по России. Компания обязалась выплатить РФПЛ в 2005 году 15,5 миллиона долларов, в 2006-м - 16,5 миллиона, потом еще плюс миллион.
Для России это был существенный сдвиг. В сезонах 2002 - 2004, когда РФПЛ работала с ВГТРК через своего оператора "Телеспорт-Маркетинг", она получала от спонсоров по 5,4 миллиона долларов за сезон. Так что доход лиги возрастал почти в три раза. Хотя до зарубежных телевизионных "кормильцев" нам, конечно, по-прежнему, как до Луны. Так, во Франции как раз в начале 2005 года Canal+, располагающий как кабельным, так и спутниковым вариантами вещания, приобрел эксклюзивные права на чемпионат страны на период с июня 2005-го по июнь 2008 года по 600 миллионов евро за каждый сезон. Тем самым он переплюнул на тот момент британскую BSkyB: в августе 2003 года компания, располагающая пакетом спутниковых каналов, выложила английской премьер-лиге 1,5 миллиарда евро за три сезона.
Впрочем, мы живем не за границей. В Италии, Англии, Германии и Франции матчи национальных чемпионатов транслируют исключительно по платным каналам. У нас в стране показ футбола только за деньги стал бы серьезной неприятностью для многих, кто еле-еле сводит концы с концами. Тем более что наш народ платить за телевидение в массе своей не привык и вообще с недовольством воспринимает любую замену "халявы" рыночными отношениями, будь то медицина, образование или телефонные переговоры.
Строго говоря, "за картинку" телевидение клубам у нас по-прежнему не платит. Сумму 15,5 миллиона, которая была распределена между клубами, обеспечили спонсоры, связанные контрактами с "Федкомом".
Другой финансовый поток следовал от спонсоров через "Федком Медиа Центр" на телевидение как плата за размещение заставок во время трансляций матчей и футбольных программ. Между тем есть Федеральный закон о физической культуре и спорте в РФ от 29 апреля 1999 года, согласно которому "государственные службы по телевидению и радиовещанию обеспечивают в приоритетном порядке финансирование программ физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и других незапрещенных источников". Так что и Первый канал, и телеканал "РТР-"Спорт" должны получать средства на футбол еще и от государства.
Впрочем, на ситуацию можно взглянуть под другим углом, а именно считать, что основная часть из 15,5 миллиона долларов, поступивших на счета клубов (а телеправа принесли порядка 14 миллионов, остальное - щитовая реклама), - это тоже вознаграждение за телевизионную рекламу, которую спонсоры просто перевели премьер-лиге через "Федком", минуя телевидение. Таким образом оно, мол, с РФПЛ и расплатилось. Гинер, устранив посредника, прежний механизм сломал и работает со спонсорами напрямую. С другой стороны, насколько известно, РФПЛ, теперешний владелец прав, телевидению не платит, что вообще-то логично. Лига предлагает зрелище, продукт, то есть выступает в роли продавца, а не покупателя телевизионного времени.
БУДЬ ПОПУЛЯРНЫМ - И ДЕНЬГИ ПОТЯНУТСЯ К ТЕБЕ
В Италии, частично в Испании и Германии клубы договариваются с телевидением самостоятельно (у нас это имеет место в еврокубках: так, "Спартак" и "Локомотив" извлекают дополнительную прибыль, работая на домашних матчах евротурниров с немецкой компанией Sportfive). В выгодном положении при ведении "сепаратных" переговоров оказываются популярные клубы-гранды. Так, "Реал" заработал в сезоне-03/04 на показе матчей испанского чемпионата 70 миллионов евро.
Внутри России доходы в 2005 году распределялись между членами РФПЛ по итогам первенства предыдущего года. Поэтому вознаграждения получили выбывшие в 2004 году из премьер-лиги "Кубань" с "Ротором", а не сменившие их "Томь" с "Тереком". 40 процентов (по 385 500 долларов) от общей суммы были поделены между всеми поровну, еще 40 процентов - в зависимости от занятого места: чемпион-2004 "Локомотив" получил округленно 1,049 миллиона долларов, ЦСКА - 864 тысячи, "Крылья Советов" - 771 тысячу, "Зенит" - 678 тысяч и т.д. Критерием при дележе оставшихся 20 процентов служило количество телетрансляций в 2004 году на центральных каналах. "Спартак", получивший за 8-е место 308 тысяч, заработал на показе своих матчей 448 тысяч долларов, став по этому показателю третьим вслед за "Локомотивом" (547 тысяч) и ЦСКА (497 тысяч). Четвертое место по доходам от телетрансляций поделили бронзовые "Крылья" и финишировавшее 13-м "Динамо" (по 298 тысяч). Совсем ничего не заработали "Шинник", "Амкар", "Ростов", "Алания" и "Кубань". Бренд и популярность - важные факторы.
По общей прибыли первая пятерка соответствует местам команд в чемпионате 2004 года: "Локомотив" (1,981 миллиона), ЦСКА (1,746), "Крылья" (1,455), "Зенит" (1,412), "Торпедо" (1,170). "Спартак" стал шестым (1,142), "Динамо" - 9-м (807 тысяч).
Будет ли достигнута цифра в 16,5 миллиона, полагавшаяся клубам в 2006 году по договору с "Федком Медиа Центром"? На состоявшемся 4 декабря общем собрании руководителей клубов премьер-лиги, по нашим сведениям, говорилось, что около 10 миллионов долларов уже имеются, еще 3 - на подходе, а 5 миллионов Гинер рассчитывает получить по суду.
КАК ОБРАЗОВАЛИСЬ ДОЛГИ
"Федком Медиа Центр" должен был с апреля по декабрь 2005 года ежемесячно выплачивать по 1,722 миллиона не позднее 15-го числа каждого месяца. Но последний взнос был произведен с опозданием и далеко не полностью: под Новый год на счет РФПЛ поступило лишь 350 тысяч. Потом платежи и вовсе прекратились.
В итоге руководство премьер-лиги воспользовалось пунктом договора, позволяющим расторгнуть его в случае нарушения графика платежей более чем на три месяца, о чем и уведомило уже бывшего партнера письмом от 22 марта. "Федком Медиа Центр" назвал это решение "односторонним", выразил с ним несогласие и погасил долг за предыдущий год. Но пока РФПЛ не заключила прямые соглашения со спонсорами, а также телевизионными компаниями, деньги автоматически поступали в адрес ООО "Федком Медиа Центр". Другими словами, посредник, как отмечается в иске, продолжал реализовывать коммерческие права третьим лицам, хотя лига считала, что они уже принадлежат ей. За этот период - с 1 марта по 31 мая - в чемпионате России состоялось 9 туров и набежала сумма 4 950 000 долларов. С учетом пени премьер-лига пытается теперь взыскать с ответчиков 5,656 миллиона.
Спрашивается, однако, почему нельзя было сразу после расторжения контракта с "Федком Медиа Центром" наложить "вето" на щитовую рекламу и, как ни прискорбно, на телетрансляции? Или убедить партнеров в срочном порядке в общих интересах заключить новые соглашения?
С "Федком Медиа Центра" взятки гладки. Его уставной капитал, по данным Единого государственного реестра юридических лиц, составляет... 8400 рублей. Так что востребовать деньги теоретически можно только с компании Fedcominvest, которая, напомню, представила поручительство. Однако информированный источник утверждает, что искомый документ составлен так, что на его основании обязать к чему-либо Федорычева будет мудрено. Это письмо, а не банковская гарантия, предусматривающая автоматическое снятие денег в случае невыполнения обязательств. Другое дело, что может пострадать деловая репутация бизнесмена, которому стоит посочувствовать: мало того что истратил уйму средств на "Динамо", а команда оказалась на грани вылета из премьер-лиги, так потом еще и скандал с телеправами вспыхнул.
РФС ПОКА В СТОРОНЕ
Арбитражный суд хотел бы, чтобы истец и ответчик пошли на мировую, попробовали найти компромисс, хотя в исковом заявлении и подчеркивается, что "возможность урегулирования спора во внесудебном порядке была полностью исчерпана". В качестве третейского судьи мог бы выступить РФС. В конце концов, именно РФС, "как организатор спортивных соревнований, согласно нормам ФИФА и УЕФА и законодательству РФ о физической культуре и спорте, является собственником всех прав, связанных с футбольными соревнованиями", включая коммерческие и телевизионные. Это цитата из его собственного устава (статья 61).
Между РФС и РФПЛ существует договоренность о передаче лиге коммерческих и телевизионных прав. "Федком Медиа Центр" никаких средств ведомству Виталия Мутко не перечислял, сейчас же союз, по имеющейся информации, должен получать от РФПЛ 1/16 общей суммы поступлений.
Обратимся к утвержденному исполкомом РФС документу, который называется "Регламент чемпионата России по футболу среди команд клубов ПЛ на 2006 год". В приложении № 1 находим: "РФС установил, что в сезонах 2005 - 2008 гг. централизованная реализация вещательных и коммерческих прав осуществляется ПЛ, которая, действуя от имени Клубов, заключила соответствующий договор с Коммерческим партнером". Этот партнер далее назван "владельцем" данных прав. Так кто же скрывается под наименованием "Коммерческий партнер"? Расшифровка содержится в статье 1 Регламента. Из нее явствует, что им является... "компания Fedcom Media Limited и/или "Федком Медиа Центр", которым ПЛ передала коммерческие и аудиовизуальные права на чемпионат".
РФПЛ договор с "Федком Медиа Центром" расторгла, а исполком РФС в регламент поправку не внес, положение о "Коммерческом партнере" не аннулировал. Похоже, ответчику есть на что опираться.
Между прочим, может вызреть и другая конфликтная ситуация, связанная с продажей прав, в результате которой РФС рискует быть вовлеченным в судебную тяжбу уже непосредственно - в качестве ответчика. Имеется в виду контракт, о котором не раз с возмущением говорил Виталий Мутко. Еще до его избрания РФС продал через своего партнера "Инфобанк Спорт Маркетинг" и австрийскую компанию TCF коммерческие и телевизионные права на домашние матчи сборной России немецкой Sportfive. Позже "Инфобанк" продал свою структуру, которая реализовывала эти права, - и возникло ООО ЦРМС. Эта компания 19 ноября 2004 года заключила с РФС договор, а 21 февраля 2005 года была переименована в... "Федком Медиа Центр".
Именно о ЦРМС, которую у нас в прессе почему-то принято обозначать латинской аббревиатурой, хотя это российская структура, президент РФС год назад говорил на пресс-конференции после очередного общего собрания членов РФПЛ: "Кто-нибудь знает такую компанию? Я тоже о ней ничего не слышал. А она владеет правами до 2014 года и за каждый отборочный цикл выделяет РФС лишь 11 миллионов, хотя мы уже сейчас можем зарабатывать намного больше".
Мутко посредников не признает, решил их отсечь и в уходящем году РФС имел прямые контакты со Sportfive, которая соответственно никому больше не платила. Тем временем сборная провела пять домашних матчей: с Бразилией, Латвией, Хорватией, Израилем и Эстонией. Интерес к играм российской национальной команды за пределами нашей страны имеется: ей, между прочим, еще Англию принимать, а это очень выгодный вариант. Понятно, что Sportfive не хочет ссориться с РФС, который может и другого партнера найти. Но посредники вряд ли тихо смирятся с участью отверженных, а суду, тем более уже не российскому, как представляется, безразлично, что соглашения подписывались еще при президенте Вячеславе Колоскове и генеральном директоре Александре Тукманове, что условия категорически не нравятся Мутко.
Так что борьба за права может получить новое поле битвы, от которой РФС устраниться не сможет.
АлександрПРОСВЕТОВ