Газета Спорт-Экспресс № 288 (4267) от 14 декабря 2006 года, интернет-версия - Полоса 2, Материал 4
ФУТБОЛ |
ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА |
НЕ БЕРИТЕ В РУКИ СКАЛЬПЕЛЬ
Леонид ТРАХТЕНБЕРГ
Писатель и кинодраматург Александр Нилин нередко в кульминационный момент наших творческих споров не без иронии произносит: "Если вы такой умный, покажите свои деньги!" Однако если в дискуссии с журналистом этот козырь может оказаться решающим, то, к примеру, в разговоре с хозяевами российских футбольных клубов использовать его не рекомендую. Люди они неглупые и истинные профессионалы в том роде деятельности, которая позволила им преуспеть в финансовом отношении. Тем не менее убежден: между знанием законов большого бизнеса и знанием законов большого футбола ставить знак равенства ни в коем разе нельзя.
Ведь если вдуматься, то люди, правящие балом в клубе, смотрят на игру глазами болельщика. А его взгляд при всем уважении достаточно поверхностный, резко отличается от взглядов специалиста, чье понимание происходящего на поле строится не только на определенной квалификации и опыте, но и на таланте, данном от Бога. То есть счастливой способности интуитивно принимать такие гениальные решения, которые не приходят в голову ни играющим, ни судящим, ни комментирующим, ни смотрящим игру с трибуны или даже из ложи VIP.
Но недаром считается, что каждый болельщик - в душе тренер. Так, может быть, не стоит строго судить тех, кто, вкладывая средства в команду в межсезонье настоятельно советует приобрести того или иного игрока, а уже в ходе самого сезона недвусмысленно дает понять тренерскому штабу что, естественно, хотел бы видеть новобранца в стартовом составе.
Причем для этого вовсе не обязательно напрямик отдавать приказ человеку, призванному по долгу службы состав определять. Вполне достаточно в интервью популярной газете высказать безапелляционное мнение: дескать, данный игрок - лучший на своей позиции из всех, кто выступает на ней в нашем чемпионате. Не включил "лучшего" в число одиннадцати - значит, даже в случае локального успеха подорвал авторитет работодателя с вытекающими для тебя отнюдь не радужными последствиями. А если шеф постоянно видит своего фаворита на газоне и при этом команда, по существу играя вдесятером, не реализует своего потенциала и не решает поставленной перед ней задачи? Тогда падает авторитет тренера, чья работа подвергается критике футбольных рецензентов и сопровождается оглушительным свистом торсиды при появлении на скамейке запасных. Выходит, и в этом случае увольнение не за горами...
Так как же все-таки вести себя тренеру в этой, похоже, тупиковой ситуации? Пожертвовать своей репутацией в угоду начальнику-дилетанту, от которого зависит благополучие твое собственное и твоей семьи? Или же следовать примеру Константина Бескова, который вмешиваться в свою тренерскую деятельность не позволял никому?
В начале 60-х в ЦСКА военачальники попытались внести коррективы в комплектование команды, и Константин Иванович моментально расстался с созданным им за короткий срок самобытном ансамблем. Правда, в 1976 году Бескова вновь пригласили в ЦСКА и, получив его согласие, представили футболистам. На следующий же день в узком кругу ему предложили кандидатуры двух ассистентов. "Сегодня вы навязываете мне помощников, а завтра состав на игру будете диктовать!" - вскипел Бесков и, громко хлопнув дверью, покинул один из просторных кабинетов Министерства обороны. К несчастью для ЦСКА и, как впоследствии выяснилось, к счастью для "Спартака".
Кстати, теперь ни для кого не секрет, что за "Спартак" болел секретарь (а впоследствии - генеральный секретарь) ЦК КПСС Константин Черненко, а в лидерстве команды, особенно при конкуренции с киевским "Динамо", были кровно заинтересованы первый секретарь МГК КПСС Виктор Гришин и завотделом пропаганды Альберт Роганов. Но ни один из этих троих даже в случае неудачи не смел подвергать малейшему сомнению те или иные тренерские ходы Бескова. Больше того - когда однажды до Старой площади дошли слухи о том, что несколько игроков пытаются организовать заговор против тренера (в чем, впрочем, лично я, достаточно хорошо знавший ситуацию в стане красно-белых, сильно сомневаюсь), Роганов немедленно примчался в Тарасовку и, обратившись к футболистам, сказал: "Я вас всех очень уважаю. Однако любой, кто выскажет несогласие с тренером, покинет базу. А Бесков останется". Между прочим, ни Николай, ни Андрей Старостины, возглавлявшие в качестве начальников "Спартака" и сборную СССР, ни в кулуарах, ни на собраниях никогда не затрагивали тему, связанную с селекцией, составом или тактической расстановкой.
"Перед игрой о стратегии, о рисунке, о составе, естественно, говорит только Бесков, - рассказывал мне как-то Николай Петрович. - У меня же остается короткое заключительное слово. Хочется всегда сделать так, чтобы оно было новым для игроков и, если так можно выразиться, восклицательным".
Поверьте: дело не столько в бескомпромиссном характере Бескова, убежденного в собственной правоте и не терпевшего возражений, сколько в деликатности Старостина и понимании им круга своих обязанностей. Ведь и в бытность главным тренером "Спартака" Никиты Симоняна линия поведения Николая Петровича была абсолютно такой же, как и при Бескове. Помнится, в 69-м на установке перед матчем с московским "Динамо" Старостин ограничился лишь одной "восклицательной фразой", хотя, пока выступал Симонян, он, как обычно, набрасывал тезисы на газете. "Николай Петрович, теперь ваш черед", - обратился Симонян к начальнику команды под занавес собрания. В комнате воцарилась тишина, которую нарушало лишь жужжание мухи, бившейся об оконное стекло. Неожиданно Старостин подошел к окну и со словами: "Вот тебе, "Динамо" противное!" - размазал муху по стеклу. Все дружно засмеялись...
Было бы глупо утверждать, отразилась ли эта предматчевая шутка на игре "Спартака", который в тот вечер победил со счетом 2:0. Также не ведаю, насколько близко к сердцу приняло то поражение руководство "Динамо". Зато доподлинно известно (об этом рассказывал знаменитый правый крайний нападения бело-голубых Василий Трофимов), как остро переживал даже ничейный результат с красно-белыми тогдашний куратор бело-голубых - нарком внутренних дел Лаврентий Берия. На следующий день после ничьей - 2:2 (первый круг чемпионата СССР 1940 года) он встретился с командой и, не повышая голоса ни на игроков, ни на тренера, лишь спросил у собравшихся: "Какие трудности помешали вам одолеть "Спартак"?" "У спартаковцев каждый талон на питание на пару рублей дороже, чем у нас", - робко ответил кто-то из футболистов. Берия искренне удивился: "Неужели "Пух-перо" (так он именовал ненавистного соперника. - Прим. Л.Т.) питается лучше, чем мы?!" И тут же обратился к адъютанту: "Запиши, "Пух-перо" кормят лучше. Надо немедленно исправить эту ситуацию в нашу пользу!" "Все запомнил, Лаврентий Павлович", - моментально отреагировал адъютант. Берия выдержал паузу и заметил: "Вот я умнее тебя - и то все записываю. А вопрос о питании наших футболистов - чрезвычайно важный".
Делами любимой команды всегда всерьез интересовались и в верхних этажах власти Украины - там готовы были оперативно решить любую, даже на первый взгляд незначительную проблему, связанную с бытом игроков. Непроходимый закарпатский "волнорез" киевского "Динамо" Василий Турянчик поведал мне историю о том, как на базу в Нивки прибыла целая делегация во главе с первым секретарем компартии Украины Петром Шелестом. И, когда Турянчик посетовал на то, что его новый книжный шкаф пустует: "Времени на покупку книг для расширения кругозора у меня попросту нет: сплошные тренировки", - Шелест приказал министру культуры немедленно заняться подбором литературы для ведущего игрока "Динамо".
Подобная трогательная забота наверняка вызовет у сегодняшних читателей улыбку. Но если перевести разговор на серьезный лад, то ни Шелест, ни его преемник Владимир Щербицкий никогда не вмешивались в профессиональные дела Вячеслава Соловьева, Виктора Маслова или Валерия Лобановского. Оказывая при этом команде из столицы Украины необходимую для достижения высоких результатов материальную поддержку.
Между тем у ЦСКА в тот период были не меньшие возможности в плане комплектования и стимулирования команды, чем у тех же киевлян. Однако постоянные рекомендации генералов в вопросах селекции и состава на ту или иную игру приводили лишь к тренерской чехарде.
Правда, с тех пор немало воды утекло в Москве-реке. И во время недавней поездки во Владивосток Валерий Газзаев признался мне, что президент клуба Евгений Гинер ни разу за пять лет их совместной работы даже в самых доверительных беседах не подвергал сомнению тот или иной выбор тренера, касающийся его профессиональных обязанностей. Вероятно, это одно из слагаемых побед армейского клуба не только на российской, но и на международной арене.
И все-таки предвижу вопрос: к чему вообще весь этот разговор? Да к тому, что если преуспевающий бизнесмен нынче вложит деньги в медицину, то это вовсе не означает, что он должен брать в руки скальпель и идти к операционному столу - для этого есть хирурги. В футбольных же клубах профилактические меры, терапевтическое лечение, а также хирургические вмешательства должны осуществляться лишь специалистами своего дела. Только при этом условии удовольствие от игры команды будут получать те, кто их назначает на должность главного тренера, то есть владельцы или совладельцы клубов. Не говоря уже о болельщиках.