Газета Спорт-Экспресс № 283 (4262) от 8 декабря 2006 года, интернет-версия - Полоса 9, Материал 1
СПОРТ-ЭКСПРЕСС ФУТБОЛ |
ПЕРСОНА НОМЕРА |
Ивица ОЛИЧ
ПЕРЕХОД В ЦСКА НЕ БЫЛ ОШИБКОЙ. НО...
Ошибиться рестораном было невозможно - за столиком прямо напротив нас обедал Милош Красич.
- Вы к Оличу? - спросил бармен. - Он будет через десять минут. Пройдите на второй этаж, там отдельная комната.
Мы кивали чуть растерянно: да, отдельная комната - то, что нужно. А сами прислушались к говору за соседними столиками - здесь, в самом что ни на есть центре Москвы, одни югославы!
Может, мы в Загребе? Или Белграде, а вовсе не на Лесной улице?
Ивица влетел секунда в секунду. Улыбался широко:
- Сегодня звонков тридцать было от журналистов из Хорватии. Там перепечатали сообщение "СЭ", что я ухожу из ЦСКА. Весь день трубку не беру, а то с ума сойти можно...
ЛУЧШИЙ ВОЗРАСТ
-Так вы прощаетесь с ЦСКА?
- Думаю об этом, хотя у меня осталось полгода контракта. Мне надо чаще выходить на поле, а в этом сезоне, когда не играл Жо, предпочтение отдавали Карвалью и Вагнеру. Поэтому я отказался продлевать контракт, а мой агент ищет команду по всему миру. После матча с "Гамбургом" поеду отдыхать, но уже весь в мыслях, где окажусь на будущий год. Мне было хорошо в ЦСКА, жаль, тренер выпускал лишь против маленьких команд. С "Арсеналом" сыграл дважды по пять минут. "Ружомбероку" забил два мяча, набрал форму и опять сел на лавку. Это тяжело. Выбирать состав - дело тренера, я должен только работать, но...
-Что "но"?
- Мне 27 лет! Самый лучший возраст! Теперь главное - не ошибиться с командой. Найти ту, в которой буду играть. Переход в ЦСКА не был ошибкой, я здесь много выиграл. Даже в этом году забил 9 мячей, снова стал чемпионом. Продлить контракт мне предлагали пару раз. Причем в момент, когда вообще не играл. Я так и сказал: зачем? Какой смысл? Деньги важны, но для меня важнее собственное душевное состояние.
-В основном составе ЦСКА и дальше будут выходить Жо, Вагнер и Карвалью?
- Сто процентов. Земляки, друзья - конечно, больше помогают друг другу, чем мне. Им легче играть между собой.
-Пока ЦСКА может хоть что-то получить за Олича. Летом вы уйдете бесплатно. Какой вариант более вероятен?
- Скорее всего, останусь до лета. Агент держит связь со многими клубами, и все они знают, что скоро стану свободным агентом. Говорят: "Зачем платить?"
-Предложений нет?
- Есть. В том числе - из России. Еще полгода назад думал, что здесь не останусь, нынче мысли другие: почему бы нет? Чем лучше английский клуб, который борется за выживание? А к России семья уже привыкла.
-Разговор с Газзаевым на тему расставания был?
- Нет, с Гинером. Мой агент объявил, что продления контракта не будет.
-С Газзаевым беседа впереди?
- Не уверен. Мы с ним уже много разговаривали, а решение я не вчера принял.
-Кстати, когда?
- Полгода назад. Или раньше.
-Была последняя капля, после которой вы сказали: "В этой команде мне делать нечего"?
- После каждой игры, проведенной на скамейке, спрашивал самого себя: "Что я в Москве делаю?" Особенно больно было, когда смотрел с лавки матчи против "Арсенала". Или матч против "Порту". Выпустили на какие-то минуты, хоть до этого забил в шести встречах шесть голов.
-Вы не слабее Жо и Вагнера?
- Мое мнение - не слабее. Может, кто-то считает иначе. У меня было немало травм, но после каждой я играл сильнее, чем прежде. Сейчас, не сомневаюсь, будет то же самое. Для меня важно поймать ритм, тренировки же игру не заменяют.
-Кто-то сказал: "обиды закаляют характер". Ваш тоже закаляют?
- Бывали дни, когда обиды меня расслабляли. Но сразу приводил себя в норму. В последнее время много работаю со своим тренером по физподготовке, он уже лет шесть мне помогает. Приезжает в Россию, в Хорватии мы два-три раза в день занимаемся... Подтягиваю правую ногу и удары головой. Вы заметили, что головой я стал забивать больше?
-Конечно.
- Не скажу, что в этом сезоне показал себя Европе. Но ЦСКА в Лиге смотрелся здорово. До матча с "Порту". Десять часов лететь из этого... Владивостока, да? Ночь не спали. Я уже на тренировке перед "Порту" разговаривал с Рахимичем и Красичем: видно было, что команда в плохом состоянии. ЦСКА играет жестко, быстро, много-много борьбы, а тогда будто воздух выпустили. Все опаздывали, реакции не было.
МИМО "ЮВЕНТУСА"
-Приезжая в Россию, футболист пропадает из поля зрения европейских селекционеров?
- Естественно. Я играл в чемпионате Хорватии, мне было 23 года, - и знаете, какие имел предложения?
-Какие?
- От "Ювентуса", например. За полгода до приглашения в ЦСКА.
-Почему вы не в Италии?
- Я хотел, очень хотел. И все вроде бы было решено. Моя команда просила 12 миллионов марок, "Ювентус" согласился. Земляки схватились за голову: раз итальянцы соглашаются, надо просить больше. Потребовали 15, и на этом все закончилось. Вскоре уехал в ЦСКА. В Хорватии мало кто понимал, куда я отправился. Это после Кубка УЕФА начали чуть-чуть говорить.
-Сначала было недоумение?
- Да. Точное слово - недоумение. "Куда он едет?! Он же лучший бомбардир Хорватии!" Отец качал головой: "Какая Россия, тебя звал "Ювентус"..."
-Еще "Рома", кажется, интересовалась вашими планами.
- И "Рома", и "Болтон". Однако кроме ЦСКА, никто не был готов платить столько. Срна и Плетикоса уже играли в украинском чемпионате, я отыскал их телефоны, завалил вопросами. Они-то и сказали, что в России футбол посильнее, чем в Украине. А у ЦСКА большое будущее. Сегодня если мне и жаль, что проехал мимо "Ювентуса" или "Ромы", то совсем чуть-чуть...
-Тяжело было узнавать, что с "Ювентусом" сорвалось?
- Это были страшные два дня. Я ведь ездил в Турин, разговаривал с итальянцами. Да я бы пешком туда пошел из Загреба.
-Уже представляли себя в полосатой форме?
- Мне давали итальянские газеты, которые называли меня игроком "Юве". В другой написали так: "Ближайшие покупки - Виейра и Олич..." И фотографии рядышком - нас двоих. До этого я ни в чем не был уверен, хорватские газеты могли что угодно придумать, но тут понял: все серьезно.
-А потом?
- Потом вернулся в Загреб, мне говорят: "Мы тебя не продаем. Будешь играть дальше за "Динамо". Счастье, что со мной рядом был тот самый личный тренер Игор Юкич. Помог справиться с депрессией. Я думал, мир рухнул, а он как-то убедил, что все впереди.
САМОЛЕТ С ОДНИМ КРЫЛОМ
-Газзаеву нравится, что у одного из его футболистов свой тренер?
- Юкич не хочет быть тренером ЦСКА, он просто помогает мне стать сильнее. Думаю, Газзаев рад, что его игрок дома работает дополнительно. Я и Красичу предлагал заниматься, он отнекивается: "В следующий раз..." Любит отдохнуть, потом свеженьким возвращаться. Если бы Газзаев был против, я бы все равно продолжал работать дома.
-Юкич часто приезжает в Москву?
- Пять-шесть раз в году. В отпуске я две недели буду расслабляться и две недели трудиться. Приеду на сборы - у меня не будет, как у других, лишних килограммов.
-У кого-то из хорватов еще есть личный тренер?
- Срна немножко работает, Плетикоса, но и у них скорее массажисты, чем тренеры. Я поздно начал играть в футбол, в 15 лет. До этого меня никто не учил. Приходится наверстывать и вкалывать больше остальных.
-К тренеру Олича в Хорватии очередь?
- Да. Игор второй человек в институте физкультуры, как тренер особо не практикует. В баскетбольной сборной отвечал за "физику", помогает нескольким футболистам, чемпиону по боям без правил. Тот выиграл какой-то серьезный турнир - вся Хорватия без ума была.
-За три года в российском футболе к чему не привыкли?
- Этой весной ничего, но в прошлом сезоне в начале чемпионата играть было невыносимо. Что за поля?! Это не футбол! А после лужниковской синтетики ломит колени, болят голеностопы. Два-три дня еле ходишь.
-Поля ужаснее, чем в России, видели?
- Не видел. В Хорватии 1 марта уже трава растет. Привык, что на каждый выезд лететь два-три часа. В Германии мы дольше сорока минут не летали, и исключительно "Боингом". А в Москве узнал, что добираться будем тридцатилетними самолетами. Спрашиваю: "Что, он долетит?" - "Спокойно..."
-Рахимич и не такие самолеты встречал в Махачкале.
- Он рассказывал. И про войну, и про то, как близко Чечня, про самолеты, перевязанные изолентой, с одним крылом... Еще к чему не привык - к московским пробкам. Вчера полтора часа простоял, всех друзей от скуки обзвонил. Иногда думаю: надо было дом снять рядом с базой. Зато, приезжая в Берлин, не могу привыкнуть к немецкому движению. Если начну ездить на российский манер, в тот же день без прав останусь. В Хорватии-то ладно, там меня простят.
-Ковалевски, по его собственным словам, Россия научила экстремальному вождению.
- Меня тоже. Рахимич сразу объяснил, что у каждой дорожной проблемы есть цена. Довольно маленькие суммы. Мне нравится. Провинился - много времени тратить не нужно. Заплатил и катишь дальше. Главное, в Германии не начать с полицейским расплачиваться...
-Человек, приезжая в новую страну, оказывается к чему-то неготовым.
- Это сейчас я могу сказать, что русский похож на хорватский, но сначала был кошмар. Отец, провожая, сказал: "Ерунда, я работал на Украине - все до слова понимал!"
-Чем отец занимался?
- Плавал на танкере, возил нефть. Я побыл в Москве неделю, звоню: "Отец, ни черта не понимаю!" Не знаю, что бы со мной было, если бы не Рахимич. Он в школе учил русский, всю грамматику.
-У Элвера когда-то в России был друг, совершенно пропавший из виду.
- О, сколько от него я слышал про Ранджеловича...
-Говорят, у того трагедия: потерял в результате развода едва ли не все заработанное, вынужден играть во второй греческой лиге.
- Точно знает только Элвер, они общаются. Ранджелович действительно играл в Греции, а теперь где-то в Сербии.
-Рахимич в Москве первым делом купил себе квартиру.
- Как же он мудро поступил! Сейчас эта квартира в четыре раза дороже. Почему я тоже не купил? Если бы сдавал в Москве квартиру, легко мог бы жить на эти деньги в Хорватии.
-Снимаете?
- Да, в Строгине. Платил 2800 долларов в месяц, затем цена поднялась до четырех с половиной тысяч. Вместе с гаражом 140 квадратных метров.
-Квартира за счет ЦСКА?
- Клуб дает две тысячи, остальное доплачиваю сам.
ОТ "СПАРТАКА" НЕ ЗАРЕКАЮСЬ
-В России много игроков, но к вам отношение особое.
- Чувствую, и потому мне жаль расставаться с ЦСКА. Пока не играл, болельщики меня не забыли. У меня странные чувства. Когда играю, эти крики с трибун - здорово. Когда не играю, мне неловко. Как будут другие футболисты относиться, если с трибун кричат "Олич, Олич"?
-Думали, в клубе будут ревновать?
- Да. Мне говорят: "Везде Олич, один Олич..."
-Отвечаете?
- Березуцким говорю: "А чего вы хотели? Я же в Москве родился, мой город. Это вы, сибиряки, никому не известны".
-Вы и в Загребе были избалованы популярностью?
- Там народ пошел на футбол, когда "Динамо" стало чемпионом. Тогда у меня произошло ЧП. Я подписал контракт с "Динамо" и заявил, что продолжаю болеть, как в детстве, за "Хайдук" из Сплита. Ужас. Со всех сторон: "Как он может?!"
Юрий ГОЛЫШАК, Александр КРУЖКОВ
Окончание - стр. 10 |