Газета Спорт-Экспресс № 252 (4231) от 1 ноября 2006 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 2
ХОККЕЙ |
В случае создания европейской лиги российским игрокам предстоит играть в новой организации, состоящей из клубов разных стран. Свое мнение по этому поводу в интервью "СЭ" высказал глава профсоюза российских хоккеистов.
Анатолий БАРДИН: "В БУДУЩЕМ ЕДИНЫМ ДОЛЖЕН БЫТЬ И ЕВРОПЕЙСКИЙ ПРОФСОЮЗ"
ГЛОБАЛЬНОЙ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЛИГЕ ПОЯВЛЯТЬСЯ НА СВЕТ РАНОВАТО
-Вопрос о появлении новой хоккейной лиги, которая охватит несколько стран, кажется делом решенным. Как в данной ситуации будет вести себя профсоюз?
- Первое, что приходит в голову при этих разговорах, - это очень уж частые изменения, которые происходят в хоккее в последнее время. Профсоюз только начал взаимодействовать с ПХЛ, как Лиги не стало. Сменилось руководство ФХР, и теперь эта организация занимается проведением чемпионата. В данной ситуации нам пришлось немного перестраиваться, хотя при этом мы продолжали все лето заниматься текущей работой. И вот сейчас появляется новая лига. Мы в принципе к этому были готовы. Я за последний год встречался не только с главой НХЛПА Тедом Саскиным, но и с представителями финского и шведского профсоюзов. Разговаривал об организации профсоюзного движения в Белоруссии, в Украине, в Казахстане с местными руководителями, бывшими хоккеистами и судьями. Наша цель - создать в будущем единый европейский профсоюз. Когда шли эти встречи, я еще не знал, что за лига в итоге будет, а просто наводил мосты.
-Каковы ваши ближайшие шаги?
- Нам надо объединяться, и в первую очередь заниматься этим здесь, в России. И Росспорт, и ФХР, и наш профсоюз должны консолидировать усилия. Пока же ко всему новому, в том числе и к нашей организации, относятся если не с настороженностью, то с некоторой прохладой. А в той же НХЛ и хозяева, и игроки, и генеральные менеджеры, и профсоюз осуществляют единое дело. И мы хотим в России добиться того же, призывая всех объединиться. Наш профсоюз не только на словах, но и на деле подтверждает это. Две независимые профсоюзные организации, которые возглавляли я и Александр Харламов, объединены в Ассоциацию профсоюза хоккеистов России. Ее президентом стану я, но все вопросы будут решаться на коллегиальном совете, куда войдут представители обоих профсоюзов. С такой серьезной силой, думаю, придется считаться всем.
-Ваше отношение к новой лиге в целом?
- В других европейских странах есть свои чемпионаты высокого уровня. И там крутятся большие деньги. Поэтому сомневаюсь, что сейчас зарубежные клубы готовы принимать участие в новой лиге. Может, пройдет несколько лет, и ситуация поменяется. Но сегодня национальные чемпионаты стоят на первом месте. И еще: если новую лигу будут создавать скоропалительно, то из этого получится кратковременное предприятие, которое до добра не доведет. Я не пессимист, но, думаю, такой глобальной лиге появляться на свет пока рановато.
КОМУ-ТО НЕВЫГОДЕН СИЛЬНЫЙ ПРОФСОЮЗ
-С президентом ФХР вы встречались?
- Да, с Третьяком я разговаривал, идея и деятельность профсоюза ему интересны. После этого у меня состоялась беседа с генеральным директором федерации Арутюняном. Он тоже проявил большую заинтересованность в этом вопросе, что мне было очень приятно. На самом деле такая организация, по его словам, очень нужна нашему хоккею. Он предложил подготовить документы и собрать материалы, необходимые для обсуждения и заключения коллективного соглашения. Работа в этом направлении уже пошла.
-Когда стоит ждать результатов?
- В течение ноября, надеюсь, мы этот процесс закончим.
-В ноябре, стало быть, предстоит самый важный этап в жизни профсоюза?
- Да, надеюсь, что будет заключено новое коллективное соглашение, где прописаны и регламентированы все важные вопросы. Конечно, на словах это звучит легко, а на самом деле не все так просто. Не исключаю, что кто-то захочет притормозить процесс, поскольку невыгодно иметь сильный профсоюз. Но приятно, что и в ФХР, и президенты клубов понимают значимость этой организации.
-Главная составляющая коллективного договора - гарантированный контракт?
- Да, наша основная задача состоит в том, чтобы, заключив контракт на определенную сумму, хоккеисты и руководители знали: соглашение надо выполнять или расторгать, но только по обоюдному согласию. Третьего пути не будет. При составлении юридически грамотного контракта суд всегда будет на стороне спортсмена.
-Возвращаясь к новой лиге, при ее создании часть российских клубов и, соответственно, большая часть игроков могут остаться за бортом этого турнира. Ваши действия в данной ситуации?
- Пока мы сами себя толкаем на раскол. Получается, что чемпионат России при всех этих разговорах о создании общеевропейской лиги стоит на втором месте. Почти никто не думает о том, что будет с другими командами. Восемь - десять клубов включим, а что с остальными? Да, звучит красиво, когда в Киеве и Минске придут люди посмотреть на ЦСКА и "Динамо". Но в тех городах, которые не попадут в лигу, хоккей может погибнуть. На мой взгляд, сегодня на первом месте должен быть чемпионат России. А если мы собираемся заниматься европейской лигой, то надо прописать, что первые десять команд по итогам нынешнего сезона туда попадают. Те, кто не попали, будут разыгрывать чемпионат России совместно с клубами высшей лиги по спортивному принципу.
-Хорошо, с Третьяком вы этот вопрос обсуждали, а с Фетисовым?
- Я еще с ним не разговаривал, но надеюсь сделать это в ближайшее время.
ФИНСКИЕ ПРОЦЕНТЫ
-Говоря о будущем коллективном соглашении, какая цель стоит перед профсоюзом - брать пример с НХЛПА или идти своим путем?
- Я изучал правила профсоюза НХЛ, встречался со шведами и финнами. Вообще во всем мире есть всего четыре профсоюза, специализирующихся на хоккее. В Северной Америке, Швеции, Финляндии и у нас. Очень хорошо выстроено дело у финнов, там предусматривается накопительная система. Они заботятся, чтобы хоккеисты до конца своей карьеры и своих дней получали стабильную и большую пенсию. Часть заработной платы уходит профсоюзу, откуда поступает в накопительный пенсионный фонд. Эти деньги находятся в обороте солидного банка, идут проценты. Российский же менталитет таков, что все живут сегодняшним днем. Когда же заканчивается карьера, тогда через год-другой бывшие хоккеисты задумываются. Я не призываю платить кого-то в обязательном порядке. Это все решается на общем собрании профсоюза. Но надо думать о будущем.
По поводу накопительной системы: основная масса людей считает, что все должно ни с того ни с сего свалиться с неба. Но так ведь не бывает. Я думаю, что мы возьмем из НХЛ четкость организации дела, а у Финляндии - систему накопления. Надо рассматривать заокеанский опыт, там все это работает уже с 1967 года. У меня есть документы НХЛПА, переведенные на русский язык. Это стопка толщиной в несколько сантиметров, 200 с лишним листов. Там все четко прописано: взаимоотношения игроков с клубами, агентами, хозяевами. К этому и надо стремиться.
-В этом плане в России прогресс какой-то намечается?
- Да, снова начали вести переговоры с федерацией и работодателями. У нас должно быть свое соглашение, где четко зафиксировано все, что делают клубы, агенты, профсоюз.
ПРОФСОЮЗ ДОЛЖЕН БЫТЬ ТРЕТЬЕЙ СТОРОНОЙ ПРИ ПОДПИСАНИИ КОНТРАКТА
-В этом сезоне были введены ограничения на клубные бюджеты. Пользуясь этим, в некоторых командах расторгли уже заключенные договоры с игроками, поскольку пытались урезать им зарплату. В профсоюз обращался кто-то из хоккеистов с просьбой о помощи в этом вопросе?
- По поводу урезания заработной платы мы ни с кем не вели дел. Игроки свои проблемы урегулировали, значит, их это устраивает. Но замечу, что так может продолжаться только до поры до времени.
-Как быть с нашими соотечественниками, которые считаются легионерами и за которых надо платить налог? Возьмем того же голкипера Мезина из "Салавата Юлаева".
- Эти вопросы могут решаться. Сейчас есть недовольные, многие возмущаются. Но первоначально большинство руководителей клубов проголосовали за эти положения, и только потом они стали негодовать. И раз согласились, то надо соблюдать регламент. Причем утверждают этот документ клубы суперлиги совместно, а не один человек. Если тот же Мезин захочет обратиться к нам, то мы будем заниматься этим вопросом, защищая права хоккеиста. Или объясним, что он не прав.
-С возможным появлением новой лиги бюджет клубов будет контролироваться, наверное, куда жестче. Придется идти на сокращение контрактов. Профсоюз же нужен для защиты в первую очередь интересов игроков. Как вы поведете себя в данной ситуации?
- Мы хотим, чтобы контракт подписывался с участием трех сторон: клуба, хоккеиста и профсоюза. Игрок выступает не просто в роли частного лица, а как член организации, живущей по законам нашей страны. И вот тогда этот контракт будет зарегистрирован и в федерации, и в профсоюзе. В чем тут преимущество? Во-первых, там будет четко указана сумма договора. И если дело дойдет до конфронтации, то больше или меньше определенного количества денег игрок не получит даже при наличии каких-то других бумаг, поскольку они будут недействительными. Во-вторых, в случае судебного процесса мы всегда его выиграем, поскольку при заключении контракта профсоюз тоже принимал участие. Многие пока еще не до конца понимают серьезность этого момента. Уже было несколько ситуаций, когда в команде прощались с игроком без его согласия. Например, в прошлом сезоне в челябинском "Тракторе" такая история произошла с вратарем Борисом Тортуновым. Мы два суда выиграли, и тогда пришлось сторонам договариваться. Нет, я не призываю всех в суды обращаться. Но контракт надо подписывать и регистрировать в профсоюзе - это гарантия получения заработной платы.
-Это идеальная схема. Насколько серьезно игроки консультируются с профсоюзом при подписании контрактов?
- Прежде чем подписывать контракты, многие ребята с нами разговаривают, а не только на агентов полагаются. При этом, я подчеркиваю, мы не против агентской деятельности. Наоборот, взаимодействие в этом вопросе должно быть полным.
АГЕНТОВ НАДО ЛИЦЕНЗИРОВАТЬ
-Неужели у агентов есть большая заинтересованность в тесных контактах с профсоюзом?
- Агентов в нашей стране по большому счету всего несколько человек. Тех, кого можно считать специалистами европейского класса. Они работают профессионально и понимают, что без нашей организации все равно никуда не денешься. Профсоюз - это помощник. Хотя большая часть агентов, которых я называю жучками, будет категорически против. Ведь профсоюз должен заниматься лицензированием их деятельности. И просто такой жучок ничего не получит. Задача профсоюза совместно с федерацией навести порядок в этом плане.
-Этот пункт будет включен в коллективный договор?
- Да, мы его готовим и прорабатываем. Смотрите, к нам приезжает много агентов из Северной Америки, бывших соотечественников, которые представляют интересы наших хоккеистов. И мы порой даже не знаем, агенты они или нет, есть лицензия у них или нет. И даже если она есть, то лицензирован такой человек не у нас, что не мешает ему разъезжать по стране и решать все свои проблемы. А теперь приедем мы с вами к ним и, будучи нелицензированными представителями, примемся вести разговоры с хоккеистом. Так нас в полицию просто заберут!
Надо лицензировать наших агентов и четко соблюдать правила игры. И во всех положениях должно быть записано, что клуб не имеет права вести переговоры с нелицензированными агентами, а хоккеист не имеет права, чтобы его интересы представляли такие люди. За нарушения клубы и игроки будут наказываться финансово.
-Заокеанские агенты не слишком жалуют НХЛПА. Как сделать так, чтобы у нас они уважительно относились к профсоюзу?
- В Северной Америке агенты платят определенные деньги профсоюзу, но там на этом все построено. Почему у нас не может быть также? А то получается, что агенты взяли проценты с хоккеиста, и все! Им даже лучше, если их клиент сменит за сезон два-три клуба. Ведь это дает им дополнительный доход. Мы хотим, чтобы подобного не было, поэтому и настаиваем на обязательном лицензировании агентов.
-В прошлом году у ряда команд были финансовые проблемы по ходу сезона. Сейчас есть что-то подобное?
- Последнее, что было, - это невыплата заработной платы в "Динамо" в минувшем сезоне. Тогда все игроки написали заявление в профсоюз с просьбой оказать содействие. Мы вели консультации и переговоры с бывшим руководством "Динамо". И часть нашей работы принесла пользу всем. Конечно, мы не ходили и не выбивали деньги, но вели юридические переговоры. Объясняли свою позицию, рассказывали, какие можем принять меры. И в итоге общий язык был найден. Профсоюз - миротворческая организация, а не военная. Наша основная задача - урегулировать конфликты мирным путем.
Михаил ЗИСЛИС