Газета Спорт-Экспресс № 245 (4224) от 24 октября 2006 года, интернет-версия - Полоса 10, Материал 1
ФОРМУЛА-1 |
ЧЕМПИОНАТ МИРА. Восемнадцатый этап. ГРАН-ПРИ БРАЗИЛИИ |
Михаэль ШУМАХЕР: "Ф-1" ПРОЖИВЕТ И БЕЗ МЕНЯ"
Окончание. Начало - стр. 1 |
ДО ГОНКИ
-Давайте вернемся к японскому этапу. К тому моменту, когда у вас вышел из строя мотор и стало ясно, что чемпионский титул вам уже не светит. Что ощущали в эти минуты?
- Двигатель на глазах сдавал, появился дым, потом машина просто остановилась. Я еще подумал: обидно, ведь никаких предпосылок для поломки не было.
-Что еще у вас пронеслось в голове?
- В такие минуты в голове один голый расчет. Сразу прикинул, что лишился 10 очков и эта потеря, скорее всего, будет невосполнимой.
-Как долго длилось разочарование?
- Рана, как ни странно, зажила быстро. Ведь я сделал все возможное для победы. Не моя вина, что не выдержал мотор. В то же время за этот год команда столько сделала для меня, что просто язык не поворачивается обвинить в чем-либо кого-то. Я очень горд своими достижениями, и не столько предыдущими, сколько в этом сезоне. Ведь именно в нем нам удалось все повернуть вспять, когда "Феррари" уже начали было сбрасывать со счетов. Знаете, мир не перевернется, если я не стану на сей раз чемпионом мира.
-Наверное, самый горький момент в вашей жизни - этап на Сузуке?
- Я бы так не сказал. Жизнь состоит из взлетов и падений, и было бы скучно без негативных эмоций.
-Тем не менее в столь критические моменты у вас не возникает ненависти к "Формуле-1"?
- Нет. Свой вид спорта я никогда не проклинал, и "Гран-при Японии" не был исключением. Это просто соревнования последних достижений в технике, и ты должен показать все, чем обладаешь.
-Не было ли у вас суеверного чувства в этом сезоне?
- Может быть. Во время китайской гонки я относился к своему мотору с повышенной заботой, так как ему надо было продержаться и в Японии.
-А какой талисман вы берете с собой в последнюю гонку?
- Цепочку с крестом. Это подарок сына.
-Что вам особенно запомнилось в этом году?
- Таких ситуаций было много. Например, машина, особенно в начале чемпионата на этапе в Австралии, вела себя далеко не так, как я ожидал.
-Волнуетесь перед последней своей гонкой?
- Странно, но я абсолютно спокоен. Не замечаю особой разницы между собой прошлым и нынешним.
-Во многом, видимо, благодаря своим партнерам?
- Без их серьезной поддержки я бы, понятно, не смог достичь столь многого. Спасибо "Бриджстоуну" за быструю резину, спасибо "Шеллу" за специальный бензин, который прибавил нам в Имоле изрядное количество лошадиных сил, благодаря чему мы смогли победить. Такое не забывается.
-Что прежде всего приходит вам на память, когда вспоминаете свои визиты в Бразилию?
- У меня к Интерлагосу любовь с первого взгляда, хотя покрытие этой трассы идеальным не назовешь. Но здесь можно обгонять. А что еще нужно нашему брату?
-Рядом с вами почти всегда были бразильцы Рубенс Баррикелло и Фелипе Масса. Что у них общего и чем они отличаются друг от друга?
- Оба быстрые, эмоциональные. Но Масса мне несколько более симпатичен, и хорошо, что именно он проводит меня на "пенсию".
-Оглядываясь назад, хотели бы что-то изменить?
- Да, и очень многое. Например, еще бы раз проехать гонку 1997 года, когда я столкнулся с Жаком Вильневом.
-На свой последний "Гран-при" вы пригласили много друзей. Не вызовет ли их присутствие потерю концентрации?
- Рядом с ними прощание с "Ф-1" будет не столь болезненным. Я привез их на своем персональном самолете, в числе пассажиров были также мои жена и отец. Мой папа не очень хорошо переносит полеты, однако мой лайнер пришелся ему по душе.
-Неудача в Японии усложнила вам задачу?
- Да, но, с другой стороны, я чувствую себя спокойнее, ведь мне нечего терять. Я раскрепощен, так как хуже уже быть не может, однако допускаю чудо, в которое хочется верить.
-Разве вам неизвестно, что еще никто не выигрывал свою последнюю гонку?
- Известно, но тем не менее достаточно высоко оцениваю свои шансы. Они бы еще повысились, если, скажем, пошел бы дождь. Впрочем, Алонсо надо только добраться до финиша, что особого труда ему не составит.
-Скажите, почему после провала в Японии вы отправились в Валенсию на тесты?
- Я хотел сделать все возможное, чтобы "Феррари" все-таки завоевал очередной титул. Речь не о личном зачете - восьмого чемпионства мне, похоже, не видать, а о Кубке конструкторов, в котором для нас еще не все потеряно.
-Чем занимались перед заключительным стартом?
- Меня пригласили на шоу в один местный театр. Жаль, вопросы были однообразными и сводились к тому, почему я ухожу.
-С какими чувствами вы вышли на старт в пятницу?
- Я понимал, что все для меня теперь в последний раз. К счастью, машина вела себя безукоризненно, поэтому волнения не ощущал.
-Но почему вас тогда развернуло?
- Все дело в настройках. На первых порах с ними была проблема.
-Что вам подняло настроение?
- Милый жест пилотов БМВ. Они в честь меня нарисовали что-то на своих болидах. Мне их творчество очень понравилось, за что я им благодарен.
-Что предприняли, когда у вас возникли проблемы с бензонасосом?
- Сообщил об этом своему инженеру. Он дал мне несколько советов, но они не сработали. Хорошо еще, что не пришлось менять мотор.
-С 10-го места вы способны добраться до первого?
- Бывало, я это делал и с 16-го. Однако ничего не могу гарантировать.
ПОСЛЕ ГОНКИ
-Что за напасть такая? В Японии вас мотор подвел, а в Бразилии сначала бензонасос вышел из строя, затем прокол. Может, из-за столкновения с Физикеллой?
- Не знаю. Я ничего не ощутил. О поврежденном колесе мне сообщили из нашего центра управления.
-Поменяв всю резину и полностью заправив бак, вы предприняли такую погоню за лидерами, которую можно сравнить с погоней Фанхио в 1957 году на Нюрбургринге или Кларка в 1967 году в Монце...
- Подобные сравнения, конечно, впечатляют, но было бы гораздо лучше, если бы я оказался на подиуме рядом с Массой. Он, кстати, молодец: ему удалось продолжить дело Сенны и выиграть на своей родине "Большой приз". От всего сердца его поздравляю.
-А Алонсо?
- Естественно, его я тоже поздравляю.
Борис ТОСУНЯН |
Вена |