Газета Спорт-Экспресс № 233 (4212) от 10 октября 2006 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 2
ФОРМУЛА-1 |
ЧЕМПИОНАТ МИРА. Семнадцатый этап. ГРАН-ПРИ ЯПОНИИ |
ФОРМУЛА-1 С Романом РУСИНОВЫМ |
ПОЧЕМУ БЫ "РЕНО" В БРАЗИЛИИ НЕ ПОМЕНЯТЬ МОТОРЫ?
"Гран-при Японии" завершился победой Фернандо Алонсо из "Рено", который вновь вышел в лидеры. На "Феррари" главного конкурента испанца Михаэля Шумахера сгорел мотор, и немец не финишировал. Перед последним этапом чемпионата мира-2006 - "Гран-при Бразилии" - двух главных претендентов на титул разделяют 10 очков. А в Кубке конструкторов "Рено" опережает "Феррари" на 9 очков.
Разобраться в нюансах минувшего гоночного уик-энда читателям "СЭ" по традиции помогает тест-пилот команды "Формулы-1" MF1 Racing Роман Русинов.
- Результат прошедшей гонки, думаю, немало удивил всех, - начал Русинов. - "Гран-при Японии" распался как бы на две части: в первой все шло к победе Шумахера-старшего, а во второй из мотора его "Феррари" вдруг повалил белый дым, и ситуация в корне изменилась. Случай экстраординарный, ведь "Феррари" всегда придерживается принципа "Главное - финиш, а уже потом победа". Теперь в последней гонке сезона "Феррари" будет легче выиграть Кубок конструкторов, чем Михаэлю Шумахеру - чемпионский титул.
-Неделю назад мы с вами обсуждали возможность досрочной победы Шумахера в чемпионате, которую ему обеспечивали собственный выигрыш "Гран-при Японии" и сход на нем Алонсо. Получилось же все с точностью до наоборот. Как думаете, остается ли у семикратного чемпиона мира шанс стать восьмикратным на "Интерлагосе"? Условия задачи прежние: немец финиширует первым, испанец набирает ноль очков.
- Такое вряд ли случится. Вероятность победы одного и схода второго ничтожно мала. Гораздо реальнее то, что один выиграет, а другой финиширует в очках. Так что Алонсо на Сузуке очень сильно повезло.
-Кстати, преимущество там в квалификации "Феррари" было настолько огромно, что стало настоящим ударом для "Рено", пилоты которой оказались даже не на второй, а на третьей линии стартового поля. Благодаря чему, на ваш взгляд, Алонсо и Физикелле удалось так близко держаться к Шумахеру и Массе в воскресной гонке?
- Есть два варианта. Можно настроить машину с расчетом на отличное выступление в квалификации, выбрав резину, которая позволит показать максимум на одном-двух кругах. А можно, пожертвовав квалификацией, поставить резину с постоянными параметрами, которая хорошо проявит себя в гонке. Скорее всего, в Японии "Феррари" сделала ставку на квалификацию, чтобы завоевать поул, а в воскресенье постараться отстоять свои позиции, благо обгонять на Сузуке сложновато. В "Рено" же понимали, что квалификацию там им не выиграть, и поэтому сосредоточились на надежности и стабильности машины на протяжении всех кругов гонки. Такую тактику командам диктовали также возможности используемых ими покрышек "Бриджстоун" и "Мишлен".
-В итоге Алонсо пришлось стартовать с 5-й позиции. То есть пилот, который борется за титул, оказался в окружении людей, решающих свои локальные задачи. Если он пойдет в атаку, то рискует вылететь, а если не пойдет, то проиграет своему главному конкуренту...
- Самое важное при таком старте - выяснить, насколько быстра твоя машина. Позволяет ли она не рисковать чрезмерно в стартовой толкучке и оставить обгоны соперников на потом. Однако на Сузуке надо прорываться вперед именно на старте, поскольку обгонять там, повторяю, сложно. Трасса эта довольно быстрая, если едешь на ней за соперником в аэродинамическом "мешке", то автомобиль очень много "теряет". Думаю, Алонсо прекрасно понимал, что у Шумахера, с которым у них в тот момент было одинаковое количество очков, намного больше шансов выиграть "Гран-при Японии".
-Естественно, ведь испанец стартовал пятым, а немец - первым.
- Вот именно. И Алонсо знал, что ему нужно сразу рвать вперед, пытаться обогнать максимум соперников, а затем играть на тактике пит-стопов. На старте он обошел только Трулли, а затем долго ехал позади "Тойоты" Ральфа Шумахера, причем даже не на расстоянии атаки. Я уже говорил, что Сузука - быстрая трасса с быстрыми поворотами, на которой держаться вплотную за соперником почти невозможно. Да, Алонсо мог быстро приблизиться к Шумахеру-младшему, а вот постоянно дышать ему в спину - нет. Наверное, Алонсо уже нацелился на обгон Ральфа на пит-стопе, но в какой-то момент ему все-таки удалось сделать это на трассе.
-Очень важным стал и обгон испанцем Фелипе Массы во время пит-стопа.
- После гонки бразилец сказал, что он был вынужден отправиться в боксы из-за медленного прокола. На выезде же из них ему не повезло - Масса оказался позади Ника Хайдфельда и потерял из-за этого немало времени. Поэтому, возвращаясь на трассу после своего чуть более позднего пит-стопа, Алонсо легко опередил бразильца.
-Тем не менее все шло к тому, что "Гран-при Японии" выиграет Шумахер-старший, который всю вторую треть гонки опережал Алонсо на пять-шесть секунд. Кто в этой паре задавал темп?
- Сложно сказать. Но когда Михаэль после второго пит-стопа сохранил лидерство, он знал, что догнать его будет непросто. А то, что сгорел двигатель... В "Феррари" такое случается крайне редко. Вряд ли это произошло из-за того, что Михаэль шел на пределе.
-Мне кажется, что в такой ситуации на максимуме идет догоняющий, то есть в данном случае Алонсо.
- Конечно, потому что лидер контролирует режим работы двигателя и бережет его, если необходимо. Поскольку разрыв сохранялся, это говорит о том, что "Феррари" шла в своем темпе, но темп этот был довольно высоким. Конечно, можно было поберечь двигатель и сбросить обороты, но это привело бы к потере по полсекунды на круге, и Алонсо приблизился бы вплотную.
-После вторых пит-стопов казалось, что все окончательно встало на свои места: Шумахер - первый, Алонсо - второй. Михаэля это вполне устраивало.
- Чего не скажешь о Фернандо. В этом случае на заключительном этапе перед ним стояла бы слишком сложная задача - собственный выигрыш и максимум третье место Шумахера. Зато теперь для общей победы Алонсо достаточно финишировать на "Интерлагосе" восьмым, что, уверен, не составит ему большого труда. Мне кажется, что в Бразилии "Рено" не будет даже пытаться ехать на победу и прессинговать "Феррари". Зачем? Ведь у французской команды все в порядке и в Кубке конструкторов, и в чемпионском зачете. Пусть выигрывает Шумахер, а Алонсо возьмет и спокойно приедет в очках. В общем, только чудо способно принести Михаэлю восьмой титул.
-Но в этом сезоне мы видели уже два таких чуда: сначала в Монце, где сошел Алонсо и выиграл Шумахер, а затем на Сузуке, где все было наоборот. Что же касается того, что "Рено" в Бразилии может позволить себе увеселительную прогулку... Спорт знает немало примеров того, как желание избежать риска и сэкономить силы оборачивалось суровой карой...
- В автоспорте все немного иначе, так как здесь в дело вмешивается техника. Наверняка в Бразилии Алонсо будет гораздо меньше рисковать, в том числе и на старте, потому что это существенно повышает твои шансы добраться до финиша. Правда, с другой стороны, если пелотон будет знать, что Алонсо сегодня не рискует, то его кинутся обгонять все кому не лень. Но Фернандо - опытный пилот и в любом случае будет вести себя адекватно.
Да, в Японии Алонсо, Физикелла и "Рено" сделали все четко. Но "Феррари" тоже была почти безупречна и проиграла лишь из-за невезения. Думаю, перед заключительной гонкой обе команды будут много работать с техникой.
Кстати, если у "Рено" в Бразилии должны быть старые двигатели, я бы поменял их на новые. Да, это отбросит пилотов на 10 мест назад, но зато даст почти стопроцентную уверенность в том, что они доберутся до финиша. Автомобили у "Рено" хорошие, и даже если Алонсо будет стоять 10-м на старте, он наверняка прорвется в восьмерку лучших, а может, даже и на подиум.
-Как думаете, Шумахер будет стремиться выиграть в Бразилии, если шансов на общую победу у него почти нет?
- Конечно. Ведь Михаэль максималист, который всегда хочет быть первым. К тому же гонка на "Интерлагосе" подведет черту под его блистательной карьерой, и для Шумахера дело чести блеснуть напоследок.
Лина ХОЛИНА