Газета Спорт-Экспресс № 230 (4209) от 6 октября 2006 года, интернет-версия - Полоса 15, Материал 1
СПОРТ-ЭКСПРЕСС ФУТБОЛ |
ПРИСМОТРИТЕСЬ |
ОТ "ПОБЕДЫ" НИКИТЫ ПАЛЫЧА ДО LEXUS ОЛЕГА ИВАНЫЧА
Автопарк футболистов опережает моду. Джип Porsche Cayenne еще не увидеть было на столичных улицах - а Евгений Алдонин из ЦСКА уже на таком катался. Поражая воображение неравнодушных к автомобилям. И ездит до сих пор - кажется, это единственный Porsche в армейском клубе.
Но еще до Алдонина два таких же автомобиля стояли у порога махачкалинской базы команды "Анжи". В турнирном смысле клуб двигался по своей первой лиге ни шатко ни валко, но по части технической оставлял в хвосте даже московский "Спартак".
* * *
Кстати, о ЦСКА. У клубного начальства в чести BMW седьмой серии, такой же автомобиль у Юрия Жиркова, но большая часть игроков-чемпионов предпочитает передвигаться на джипах. Поражаться остается, с какой лихостью освоили московские дороги, например, Карвалью или Жо - за руль садятся без всякого страха и сомнений.
Когда-то, еще до ЦСКА, Элвер Рахимич мечтал о нормальном автомобиле. И теми мечтами простодушный Элвер охотно делился с корреспондентом. Вспоминал древний Mercedes, купленный на заработанные в чемпионате Австрии деньги.
- Продавать его, конечно, надо, да все некогда. Такая старая машина, уфф...
Возможно, тот Mercedes рассыпался в боснийском гараже Рахимича. Теперь Элвер гоняет на Mercedes куда интереснее и новее. И московские дороги знает лучше вашего корреспондента, в Москве выросшего.
И у Дейвидаса Шембераса нет проблем с дорогами. Зато были проблемы с ГИБДД. Как-то опоздал Шемберас, парень пунктуальный, на тренировку. Пятнадцать минут, двадцать, полчаса.
А вскоре выяснилось - тормознули торопящегося Дейвидаса на ближайшем к Ватутинкам посту ГИБДД. Заинтересовались происхождением автомобиля. Предложили расслабиться, о тренировке забыть - джип числился в розыске.
Шемберас побледнел. Слава богу, недоразумение вскоре разрешилось: оказывается, предыдущий хозяин не заплатил дорожный налог. И расплачиваться пришлось защитнику ЦСКА.
* * *
Игорь Нетто, великий капитан сборной СССР, женился 9 января 1960 года на актрисе Ольге Яковлевой. Тем же днем Игорю Александровичу исполнялось 30 лет. Вечер удался - но вместо брачной ночи вышел сущий конфуз. Яковлева отправилась домой, а Нетто задержался в ресторане "Прага". Когда собрался было к жене, выяснилось, что "победа" замерзла. До утра Игорь Александрович пытался ее завести - не помогало ничего. Дома капитан сборной оказался с рассветом. Семейная жизнь началась.
* * *
Взаимоотношения великих наших футбольных стариков с автомобилями достойны отдельной главы. Друг Всеволода Боброва, большой хоккеист и футболист Анатолий Сеглин, едва передвигается на ногах. Но больные колени не мешают сидеть за рулем.
Мало кто остался в живых из поколения Владимира Кесарева. Но сам Владимир Петрович в добром здравии. И огромный черный УАЗ знает в районе стадиона "Динамо" всякий.
- А я водитель, между прочим, профессиональный. Когда-то с самосвала начинал, с ЗиСа. Отличная машина. Потом на "москвич" пересел. С 48-го года - ни одного ЧП на дороге, только раз крыло примял о столб. И Якушин Михаил Иосифович ездил прекрасно, летал просто, - до последних дней на 21-й "Волге". Получил он эту машину работая в Узбекистане с "Пахтакором". Его Рашидов Шараф Рашидович, первый секретарь, спрашивает: "Какая-то помощь нужна?" - "Разве что машину какую-нибудь. .." Предложил ему Рашидов "москвич": "Но вы, наверное, "москвич"-то не возьмете?"
-Не взял?
- Не взял. Нет, говорит, "москвич" не надо. Рашидов подумал-подумал: "Что, "чайка"-то пойдет?" - "Нет, "чайка" тоже, ну что вы... Мне бы что-нибудь полегче!" Получил среднее - между "москвичом" и "чайкой".
Со смехом говорят старики об автомобильном опыте Никиты Симоняна - тот, получив "победу" как олимпийский чемпион 56-го года, опробовать машину решил в Тарасовке. Возле базы "Спартака".
На заборе базы путь "победы" олимпийского чемпиона и завершился. Не совладал Никита Павлович с управлением - с тех пор за руль не садится. Можно встретить Симоняна, идущего всякий вечер от метро мимо редакции "СЭ".
- Но смешнее всего было с Григорием Федотовым, - рассказывал мне когда-то Юрии Нырков. - Тот "победу" купил, а ездить боялся. Трусишка был, мнительный. Машина ужас ему внушала. В самолете-то летать боялся. Как-то в Грузии через перевал летели, так он завещание писал. Ребята через плечо подглядывали, давились от смеха: "Прощай, Валя, береги детей..." А раньше всех в ЦДКА машину купил Водягин. Известный был футболист.
* * *
Алексей Парамонов рассказывал мне о собственных дорожных приключениях:
- Еще не так давно я на "Волге" ездил. До аварии. Ехали с женой на дачу, и километра за три до дома лопнул передний баллон. Развернуло два раза, перевернулись - и в кювет. Мне-то ничего, ссадины, а жене 15 швов наложили - следом за нами "скорая" ехала. Все обработали, домой отправили - ночью плохо. Звоню в ЦСКА, там вратарь Гончаров был, у которого отец генерал МЧС. Прислали еще одну "скорую", отправили в больницу. Потом Зураб Орджоникидзе помог, устроил к себе в диспансер. С тех пор не езжу Похожий случай у Старостина был. Николай Петрович как-то кувыркался на Ярославском шоссе, с тех пор за руль не садился. Еще случай был - спартаковский доктор купил "победу", повез нас после тренировки домой - я был, Сальников... Выезжаем из Тарасовки на шоссе, обгоняем грузовик - нас заносит, и на встречную полосу Счастье, там никого не было, просто до кювета долетели и в него ухнули. Перевернулись. Стоим на головах. Слева - поля, справа - поле. Совхоз. Ни души. Сальников голову поворачивает: "Леха, ты жив?" - "Жив..." Выключи, говорит, мотор, - загоримся! Лезу выключать - и вместо этого радио включаю. Лежим дальше под музыку. Кое-как окна открыли, выползли - а тут как раз спартаковский автобус едет. Подобрал нас, а машину до совхоза дотащили - там трактористы залатали. ..
Старостина в последние годы жизни пересадили со служебного BMW на "жигули". Тот не противился - предпочитая вообще передвигаться своим ходом.
* * *
Олег Романцев, капитан "Спартака", подвозил мальчишек из спартаковской школы от сокольнического манежа до метро.
- Как сейчас помню - посадил меня, пацана, в красные "жигули", "копейку", - усмехался позднее ставший капитаном "Локомотива" Алексей Косолапов. - Я в шоке был - такой человек меня везет!
Прошло несколько лет - и Олег Романцев сменил "жигули" на автомобиль совсем другого класса. Помню, на непростой корреспондентский вопрос о способах расслабиться Олег Иванович долго не знал, что ответить. Потом вспомнил:
- Отдыхаю за рулем.
На дальнейшие репортерские расспросы о вкусах и предпочтениях с легким раздражением ответил: "У меня сейчас Lexus".
В ту пору Москва не знала толком, что такое Lexus. Вздыхала уважительно: "Ооо, Lexus..."
* * *
- Lexus был у меня в лучшие годы, когда за "Шахтер" играл постоянно, - рассказал мне Алексей Бахарев. - Но я столько машин сменил, что все не вспомнить. И BMW Х5 был, и Mercedes. В Донецке вообще весело живется: я по каталогам смотрю - модель только выпустили. Где-то в Европе показывают. А потом своими глазами вижу, как по городу уже три такие катаются.
-Сейчас на чем ездите?
- Сейчас по Тольятти на простой "десяточке" - никто ж не знает, что у этой машинки внутри. Но непросто стало. В Донецке ведь как было? Гаишник останавливает: "О, Леха! Трезвый? Езжай дальше..." А сейчас чуть разгонишься - квитанции о штрафе выписывают. Три часа потом в очереди стоишь, чтобы оплатить, а потом куда-то их везешь, сдаешь. Ужас.
* * *
В Москве сегодня квитанцию о штрафе вам запросто может выписать Михаил Колесников, - помните такого футболиста из ЦСКА-91?
А лет двадцать назад вас вполне мог оштрафовать Юрий Заварзин, недавний гендиректор московского "Динамо". Прежде - обычный гаишник.
* * *
Кто-то из тренеров предпочитает Lexus, а кому-то милее "Волга". Как Эдуарду Малофееву. Помню, лет пять назад лично помогал Эдуарду Васильевичу укладывать на крышу автомобиля ржавые батареи.
Одному коллеге повезло меньше. В толчее Курского вокзала наехал ему кто-то колесом тележки на ногу. На тележке покоился древний телевизор. Коллега выругался - и вдруг узнал в хозяине телевизора Эдуарда Васильевича.
На следующий день посмеялся в газете - дескать, представляете себе Бескова или Лобановского с таким вот занятным грузом на вокзале?
Эдуард Васильевич сравнению не порадовался. Сейчас он - человек из "Хартса". Не будем шутить.
* * *
Взаимоотношения тренеров с автомобилями - красивые истории. Вот, например, Гаджи Гаджиев серьезно огорчился за корреспондента, который предположил на страницах газеты смелое: "К женщинам и спиртному Гаджиев равнодушен".
Гаджи Муслимович посмеивался. И разрушил попутно образ "кабинетного ученого", с которым приехал поднимать футбол в Махачкале: "Я в Москве на метро не ездил. У меня хорошая машина, SAAB 9000..."
Видел я позже тот SAAB - ездил уважаемый тренер довольно ловко. Настолько, что боковых зеркал не было. Сшиб на ходу.
В "Анжи", кстати говоря, по случаю приезда Гаджиева обновили автопарк. Служебную "Волгу", помнящую Малофеева, моментально сменили на серебристый Mersedes из гаража Госсовета. Потом, стоило уйти, "Волга" вернулась. Пережила тренера Кузнецова и Галямина. Быть может, сейчас катается на ней обаятельнейший Александр Маркаров.
Но чаще тренеры ездят на Mercedes. Юрий Семин, например, в середине 90-х обещал отдать оба своих, лишь бы не покидал команду Евгений Харлачев, после гола "Баварии" заваленный предложениями.
На Mercedes, пусть и скромненьком, катался по Еревану Аркадий Андреасян. В Армении отношение к этой марке трепетное.
- Я - Андреасян! - обиженно заметил на мои расспросы. - На "запорожце" не ездил и ездить не буду!
Я написал - дескать, "Арарат" тренируется от безденежья без сеток на воротах, а главный тренер - на Mercedes ездит. Ереван - город контрастов.
Аркадий Георгиевич на ход корреспондентских соображений обиделся.
* * *
Было в советском футболе два самых известных Mercedes. Один, зеленый, принадлежал Константину Бескову. Эту машину знали все гаишники Москвы, не так много Mercedes ездило по столице в 80-х. Как когда-то знали голубую "Волгу" Льва Яшина.
В этом-то Mercedes Бесков вел самые тайные из переговоров. Не обещая игрокам больших денег - но обещая научить играть в хороший футбол.
Из-за другого Mercedes сломанной оказалась человеческая судьба. Хорен Оганесян из-за машины едва не расстался с "Араратом".
- Люди, которые базар из-за моей машины устроили, могли бы сами сто таких Mercedes купить. Но боялись. Смотрели на мир из-за окон своих пыльных "волг". Они боялись даже в ресторан пойти. А я заработал - чего мне пугаться? Случай помню - ехал как-то мимо Севана, трасса хорошая, и лихо так обогнал одну "Волгу". На следующий день меня приглашает начальник ГАИ: "Ты хоть знаешь, кого обогнал? Номера сними, другие поставь!" Еще чего, отвечаю. У меня номера были 00-08, друзья из того же ГАИ сделали. А кого я обогнал, там же и понял. Большого начальника.
-Где ж в те годы вы Mercedes нашли?
- Да в Москве где угодно найти можно - были бы деньги. Тысяч сорок он стоил, 280-й. А "Волга" на черном рынке шла около тридцати. Плевать мне было на чью-то зависть. Люблю хорошие машины, понимаете? Но пришлось продать его в 87-м году.
* * *
У многих людей футбола машина не одна. Вообще-то ездивший по Африке на BMW X5, Виктор Бондаренко в самые криминальные районы трезво отправлялся на нищей Toyota.
Не знаю, на чем сейчас ездит Максим Бузникин, но когда-то именно он стал первым среди футболистов обладателем Porsche. Кажется, любознательный Максим в ту пору не только посвящал музыкальные опыты Алине Кабаевой - еще и состоял в московском клубе любителей этих автомобилей.
Возможно, они и насоветовали Максу приобрести именно эту модель. Распавшуюся в скором времени на составляющие где-то под Краснодаром. Не дотянув до точки назначения самой малости.
Классные машины пару лет назад спасли ярославский "Шинник" от странной эпидемии: за один футбольный сезон полкоманды улетело в кювет. BMW Антона Хазова с продавленной крышей еще долго стоял возле служебного входа на стадион.
Тяжелее всего пришлось Александру Ширко и Валерию Кечинову возвращавшимся после домашнего матча в Москву
- Считайте, второй раз родился, - усмехался позднее Ширко. - Ехали с Кечиновым в моем джипе, я за рулем - и к нам на полосу вынесло "москвич". Три человека в нем были. Как раз на скоростной части Ярославского шоссе. Протаранил я ту машину насквозь, вылетел с дороги, перевернулись два раза и врезались в дерево... Подушки безопасности не сработали, потому что бил я тот "москвич" боком. Выруливал как мог, всю переднюю часть той машине оторвал. Все живы остались, только джип мой восстановлению не поддавался. Кто только в том високосном году из "Шинника" на машине не летал, после нас человека три точно было. И ни одной царапины, не считая порезов у Кечинова. Мы даже шутили - всеми способами, мол, хотят нашу победную серию прервать...
-После такого непросто снова за руль сесть.
- Я долго не садился, это точно. Месяца полтора. Не по себе было, когда кто-то сбоку выруливал. Холодок пробегал - не знал, чего ждать. Меня спасло то, что машина большая, теперь только такие буду покупать.
Большая машина Mercedes не спасла Кучеревского - выложенные на одном из украинских сайтов фотографии с места аварии ужасают. Не спасла даже раскрывшаяся подушка безопасности.
* * *
В некоторых командах игрокам выписывают служебные машины - по этим-то автомобилям можно судить о респектабельности клуба. В "Спартаке" выдают Audi, в "Зените" - Ford Focus, в "Сатурне" год назад ездили игроки на вазовских "девятках", в Самаре - на Chevrolet-Niva. Многим далеко до шикарной жизни "Алании"-95 - в той команде за чемпионство игрокам дарили Mercedes.
Но не один Кавказ умеет дарить - Польша в шоке была от презента Войцеху Ковалевски от клуба. Hammer! Кстати, до Hammer спартаковский вратарь ездил на машине, размерами с подарком сопоставимыми. И летал по Москве на джипе с такой скоростью, что гаишники полосатую палку поднять не успевали.
- Только в России я научился ездить без правил! - подмигивал Ковалевски мне, оцепеневшему от скорости на соседнем сиденье. И гнал по соседней полосе.
Отличный подарок сделал Виктор Онопко товарищу по "Спартаку" Андрею Пятницкому.
- Когда мой джип угнали, я "жигули" купил, "семерку". Все равно недолго в России оставалось играть. А уезжая в Испанию, оставил ее Пятницкому Он до сих пор на ней ездит.
-А у вас какая в Испании?
- Jaguar.
* * *
Кто-то поражает скромностью. Сергей Оборин как-то на матч дубля приехал на Gelendvagen. Припарковался прямо на беговой дорожке. И год город обсуждал машину главного тренера "Амкара".
- А она вовсе не моя была - взял у приятеля прокатиться, - гневался Оборин. - А моя - вот она, Renault. Удобная, безопасная и недорогая.
Если говорить о машинах недорогих - вот вам история. Поражался кто-то из наших, игравших в "Фодже":
- Приезжаю на первую тренировку смотрю, какие машины у игроков - глаза разбегаются. Будто на выставке. А тут подъезжает тренер Зденек Земан, всей Европе известный, на старом-престаром Fiat...
Но у кого-то для Fiat была слишком тонкая душевная организация. Вот и говорил вернувшийся из Эмиратов Валерий Лобановский ученику Павлу Яковенко, получившему в Элисте 600-й Mercedes: "Паша, в Европе тренеры на таких машинах не ездят!"
Сам Лобановский при советской власти ездил на "Волге", и только на "Волге".
- В Днепропетровске у Лобановского была "Волга" 21-я, с оленем на капоте, - вспоминал в разговоре со мной ныне покойный Александр Петрашевский, - Я говорю - "Васильич, что не купишь себе новую машину?" - "А у меня денег нет!" Одолжил ему и купил он себе новую "Волгу". А мне отдал ту, 21-ю: "Продай!" Так я ее продал, что с той "Волги" и долг себе вернул, и что-то Васильичу еще осталось. Потом в Киеве "Волги" брали - у меня номер был 00-05, у Базилевича 00-04, а у Лобана - 00-03. Специально сделали новую серию.
* * *
Адамас Голодец в бытность главным тренером московского "Динамо" пригласил после матча к себе домой.
- Здесь недалеко, возле Петровского парка...
Я согласился - интересно было, как живет главный тренер. На чем ездит.
Оказалось, на ржавой служебной "шестерке" с трещиной вдоль всего лобового стекла.
Кого-то из тренеров встречали на автомобилях совсем аскетичных. Рассказывал мне Игорь Волчок, как приехал принимать казанский "Рубин":
- Прислали "Оку". Так я из этой "Оки" на повороте чуть не вывалился - замок не работал, надо было дверь рукой держать...
Но до хоккеистов людям футбольным сегодня далеко. Если в Москве у Ильи Ковальчука крошечный спортивный Mercedes с номером 017, - то в Атланте Илья недавно избавился от самой приметной машины города, оранжевой Lamborghini. A тренер Сергей Николаев, пребывающий в творческом отпуске, гоняет по Ярославлю на эксклюзивном джипе японской морской пехоты стального цвета. И уверяет, что больше таких автомобилей в России нет.
Юрий ГОЛЫШАК