Газета Спорт-Экспресс № 227 (4206) от 3 октября 2006 года, интернет-версия - Полоса 13, Материал 3
ФОРМУЛА-1 |
ФОРМУЛА-1 С Романом РУСИНОВЫМ |
ШУМАХЕР ПЕРЕХИТРИЛ ВСЕХ
В минувшее воскресенье на автодроме Shanghai International Circuit семикратный чемпион мира Михаэль Шумахер выиграл свой 91-й в карьере "Гран-при" и вышел вперед в схватке за титул-2006. Разобраться в перипетиях гонки нам по традиции помогает тест-пилот команды MF1 Racing Роман Русинов.
- Во время старта трасса была мокрой, но потом она стала подсыхать, что во многом и предопределило развитие событий, - начал разговор Русинов. - Безусловно, кульминационным моментом гонки стало появление во главе пелотона Михаэля Шумахера, который сохранил эту позицию до самого финиша. А самым забавным оказался эпизод, когда лидировавшего Фернандо Алонсо нагнали его напарник по команде Джанкарло Физикелла и тот же Шумахер-старший. Физикелла старательно делал вид, что обгоняет Алонсо, а на самом деле они оба пытались как можно дольше, в идеале - до следующего пит-стопа, удержать позади себя Михаэля.
-Представляю, как тяжело пришлось в этой ситуации итальянцу. У него была быстрая машина, на хвосте висел Шумахер, а впереди медленно ехал Алонсо. Мне показалось, Физикелла до конца не понимал, что у "Рено" Алонсо большие проблемы.
- Джанкарло все прекрасно знал. У него ведь постоянная связь с боксами, и ему не один раз сообщали, что Алонсо едет на 2 секунды медленнее, чем он. А что это значит, Физикелле объяснять не надо. Даже полусекундная разница в скорости весьма ощутима, а тут - 2 секунды...
-Все наблюдатели посчитали, что "Рено" сама упустила победу.
- Согласен. Сначала была ошибка с выбором резины на первом пит-стопе, а затем во время замены одного из колес на втором.
-Интересно, что каждый раз, когда кто-то упускает победу, она достается именно Шумахеру. Тут же не простое везение, верно?
- Разумеется. Это означает, что в каждой гонке он готов на 100 процентов и всегда правильно анализирует любую ситуацию. По ходу "Гран-при" могут возникать всякие неожиданности, и Шумахер точно знает, что нужно делать в том или ином случае. Таким знанием обладает не он один, однако Михаэль умеет еще и как никто реализовывать предоставившиеся ему шансы. Плюс он постоянно в курсе того, какие действия производит его команда.
Возьмем второй пит-стоп Шумахера. Готовясь к нему, бригада механиков "Феррари" несколько раз выходила из боксов, давая тем самым всем понять, что Михаэль вот-вот появится. Таким образом Скудерия заставляла "Рено" нервничать, дергаться каждую секунду. Ведь в данной ситуации в выигрыше оказывался тот, кто заезжал на пит-стоп первым. В "Рено" понимали: чтобы сохранить лидерство Физикеллы, а именно он в тот момент ехал первым, его нужно принять в боксах одновременно с Шумахером. Почему? Трасса мокрая, и если ты выезжаешь на новой резине всего на круг позже уже сменившего шины соперника и даже оказываешься впереди, преимущество все равно на его стороне. Так и произошло в шанхайской гонке. Шумахер заменил резину первым, и у него был целый круг для разогрева покрышек, которые сильно охлаждаются на мокром асфальте во время выезда с пит-лайн. А Физикеллу позвали в боксы на следующем после Михаэля круге, он тоже столкнулся с проблемой холодной резины, но Шумахер оказался в более выгодной ситуации и моментально опередил итальянца. Почти уверен, что этот маневр Шумахера не был для "Рено" неожиданным - французской команде все стало ясно, как только немец, перехитрив всех, первым заскочил в боксы.
-Получается, Шумахер мог обойти Физикеллу только с помощью такой хитрости?
- Мне показалось, что "Феррари" Михаэля была побыстрее "Рено" итальянца, но обгонять его на трассе было слишком сложно и даже опасно: сухой была лишь идеальная траектория и для обгона надо было выезжать на мокрую часть полотна. Поэтому самым оптимальным для Шумахера способом добиться победы стал своевременный заезд в боксы.
Он максимально затягивал с ним, поскольку стоявшая на его болиде резина позволяла показывать хорошую скорость и на подсыхающей трассе, но в любом случае Шумахеру обязательно надо было сделать пит-стоп на круг раньше Физикеллы.
А итальянцу - как минимум одновременно с немцем. У Шумахера было некоторое преимущество - он ведь ехал позади "Рено" Физикеллы и мог контролировать его действия. Так вот, улучив момент, когда итальянец в очередной раз проехал мимо поворота на пит-лайн, немец рванул в боксы.
-А кто руководил этой игрой?
- Думаю, шеф "Феррари" Жан Тодт. В принципе это совершенно обычная стратегия, но во время дождя или просто на мокрой трассе она дает большой эффект.
-Когда за чемпионский титул идет столь упорная борьба , претенденты на него приезжают на гонки более мобилизованными и сосредоточенными, чем обычно?
- Вообще-то команды максимально настраиваются на каждую гонку, независимо от того, начало это сезона или конец. Но, возможно, сейчас "Феррари" и "Рено" работают поактивнее остальных. Разница лишь в том, что "Феррари" набрала скорость, а "Рено" ее теряет.
-Эту тенденцию мы с вами отмечаем уже на протяжении ряда этапов, однако в Китае быстрее были пилоты французской команды. Думаю, именно поэтому поражение стало для "Рено" столь чувствительным. Ведь после квалификации и первых 20 кругов воскресной гонки такую развязку невозможно было предположить.
- Безусловно. На старте Алонсо был намного быстрее всех, он прилично оторвался от преследователей, и ожидать такого сюрприза после первой замены покрышек не мог никто. Почему команда поставила ему другой комплект резины? Наверное, она пыталась учесть изменяющиеся условия на трассе. И ошиблась.
-А почему на автомобиле Алонсо поменяли только пару передних колес?
- Возможно, гонщик был недоволен балансом машины, и инженеры хотели таким образом его улучшить. Не сработало, баланс только ухудшился, и машина стала плохо управляема. Автодром в Шанхае очень специфический, да и тесты в такую погоду, какая была во время китайского "Гран-при", наверняка не проводились. А в подобных погодных условиях состояние полотна постоянно меняется, так что ошибка с выбором колес у "Рено" неудивительна.
-А может, это все от нервов?
- Определенную роль это, конечно, сыграло. Самое главное в "Формуле-1" - опыт. В том числе и механиков. А механики "Феррари" в "Формуле-1" не одну собаку съели. И в замене колес, и тому подобном им нет равных. Так или иначе, но Шумахер провел очередную блестящую гонку и еще ближе подобрался к восьмому чемпионскому званию.
-Может, "Рено" стоит сделать такой психологический ход: постараться забыть о борьбе за титулы и убедить себя в том, что две оставшиеся гонки - на Сузуке и Интерлагосе - абсолютно ординарные?
- Что ж, если "Рено" удастся расслабиться, многое может пойти по-иному. В конце концов, все члены команды прекрасно знают свое дело.
-Что нужно сделать "Рено" в ближайших гонках, чтобы победить?
- Разработать грамотную тактику. Продумать все до мелочей. Многое будет зависеть и от погоды, но "Рено" нужно сделать ставку на безопасность и скорость.
-А "Феррари"?
- Продолжать в том же духе, не более того.
-Как вы считаете, не может на мотивацию "Рено" каким-то образом влиять то, что Алонсо в будущем году будет пилотом "Макларена"?
- Может. Ведь команда дала Фернандо возможность бороться за второй подряд чемпионский титул, а он решил ее покинуть. Такое не может не сказаться на мотивации. Сейчас в "Формуле-1" кроме технического важную роль играет и человеческий фактор. И если вся команда "Феррари" - фанат Шумахера, то можно ли это сказать о "Рено" и Алонсо...
-Под занавес "Гран-при Китая" напряжение в стане лидеров спало: Шумахер был первым, Физикелла пропустил Алонсо на второе место. Зато какая борьба развернулась за четвертую позицию!
- Просто отчаянная! В одном из последних поворотов сошлись интересы целой группы гонщиков. Такума Сато с Кристианом Альберсом боролись за предпоследнюю строку финишного протокола, и ни тот ни другой не хотел уступать. Японец понимал, что если он обгонит голландца, то для его команды это будет высшим достижением. А позади этой пары, опережая ее на круг, оказался Дженсон Баттон, у которого был шанс приехать четвертым и получить немало зачетных очков. Рядом с британцем ехал Ник Хайдфельд, мечтавший затмить результат своего напарника по команде поляка Роберта Кубицы на "Гран-при Италии". В итоге немного неуклюжих обгонов и аварии Баттон, который еще секунду назад был седьмым, все-таки финишировал четвертым. В общем, все зрители увидели, что в "Формуле-1" борьба идет не только за первое место.
-Каково ваше общее впечатление от сезона-2006?
- Мне кажется, он самый интересный за последние лет пять. За два этапа до финиша у лидеров одинаковое количество очков.
-Через неделю Шумахер и Алонсо встретятся на "Сузуке". Ваш прогноз на исход этой дуэли?
- Я на этой трассе никогда не ездил, но, чувствую, она бы мне очень понравилась. Трасса сложная, с большими перегрузками, много поворотов, проходимых на средней скорости и фактически без единого медленного. Такая конфигурация автодрома предъявляет большие требования к аэродинамике и подвеске автомобиля. Я бы сравнил его с Маньи-Куром и Сильверстоуном. Мне кажется, что для Шумахера "Сузука" подходит больше, чем для Алонсо. К тому же многое будет зависеть от резины, от постоянства ее параметров, а для "Бриджстоуна" "Сузука" - домашняя трасса. Наверняка японцы проводили здесь массу тестов своих покрышек. Претенденты на титул приедут в Японию с одинаковым количеством очков. Шумахер может стать чемпионом мира уже на "Сузуке", если выиграет этот этап, а Алонсо не заработает ни одного очка. От прогнозов воздержусь, но надеюсь, что Шумахер красиво завершит свою великую карьеру.
Лина ХОЛИНА