Газета Спорт-Экспресс № 225 (4204) от 30 сентября 2006 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 1
ШАХМАТЫ |
МАТЧ НА ПЕРВЕНСТВО МИРА |
Владимир КРАМНИК: "Я НЕ ПОДПИСЫВАЛ КОНТРАКТ НА УЧАСТИЕ В РЕАЛИТИ-ШОУ"
Окончание. Начало - стр. 1 |
Однако апелляционный комитет, просмотрев "нехорошее кино" с участием Крамника, решил, что его визиты в помещение, где его никто не видит (даже камеры!) "необычны". Макропулос, на своей пресс-конференции неоднократно подчеркивал, что он ни в чем не подозревает игроков и ему вообще претит вся эта шпиономания, но в то же время сообщил, что туалеты при комнатах отдыха шахматистов по требованию руководителя болгарской делегации решено закрыть - и приспособить для этой цели дамский туалет рядом с турнирным залом.
ДЕМАРШ ДАНАИЛОВА
Однако и это не устроило Данаилова.
Вот выдержка из второго пресс-релиза руководителя болгарской делегации, распространенного перед началом 5-й партии:
"После досконального изучения решения апелляционного комитета матча Топалов - Крамник считаем необходимым отметить следующее:
1. В этом своем виде решение не является для нас удовлетворительным, так как после его принятия практически ничего не меняется. Г-н Крамник сможет продолжать посещать неограниченное количество раз новый туалет без обеспечения возможности надлежащего контроля;
2. Мы могли бы согласиться с использованием существующих комнат отдыха единственно, если будет обеспечено присутствие официальных представителей в каждой из них;
3. При необходимости использования туалета обоих игроков должен сопровождать помощник судьи;
4. Проверки комнат отдыха и туалетов при них до сих пор проводились единственно специалистами Организационного комитета, а наши эксперты присутствовали единственно при осмотре комнат, причем после второй партии;
5. Не понимаем, почему аккредитованным журналистам отказывают в возможности ознакомиться с записями, сделанными в комнатах отдыха;
Чемпион мира Веселин Топалов возмущен сомнительным поведением своего соперника, г-на Владимира Крамника, принимающего практически все свои самые ответственные решения в туалете.
Несмотря на это, во благо шахматной игры и из уважения к ФИДЕ, Калмыкии и миллионам любителей древней игры Веселин Топалов готов продолжить свое участие в матче, если будут приняты необходимые меры, гарантирующие проведение честной игры.
Если встреча будет продолжена, чемпион мира не будет пожимать руки г-на Крамника перед партиями и участвовать в совместных с ним пресс-конференциях. Веселин Топалов будет выступать перед представителями СМИ самостоятельно".
Прочитав это заявление, Крамник решил не выходить на 5-ю партию, но часы его были включены, и Топалов сел за столик, чтобы сыграть роль законопослушного сына ФИДЕ. А что ему оставалось, скажите на милость?
Подождав с полчаса Крамника и поняв, что он не появится, журналисты дружно направились в зал, где обычно заседает правительство Республики Калмыкия, чтобы выяснить, что им скажет глава апелляционного комитета, первый вице-президент ФИДЕ Макропулос.
ЧЕМ СОЮЗ "И" ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ СОЮЗА "С"
Для завязки он долго рассказывал нам, какие чудесные условия создали участникам в Калмыкии. Потом рассказал, что ФИДЕ выполнила требования Карстена Хензеля, менеджера Крамника, установить на сцене стеклянные ширмы. Это было сделано для того, чтобы Крамник чувствовал себя в безопасности и не думал, что его сопернику могут подать из зала какой-то знак.
Все это было лишь вступление. Г-н Макропулос медленно, но верно вел к тому, что, проявив лояльность к требованиям бригады Крамника, ФИДЕ просто обязана была проявить адекватные меры и по обеспечению безопасности Топалова.
- Ведь главное для нас, - подчеркнул Макропулос, - чтобы участники были уверены: игра идет честная. А если хотя бы у одного из них будут сомнения в этом, такой матч уже нельзя считать успешным.
Вот поэтому-то и необходимо было рассмотреть апелляцию команды Топалова, в которой говорилось о "необычном" количестве посещений туалета Крамником.
Г-н Макропулос сказал, что в контракте, который Крамник заключил с ФИДЕ, не сказано, что оргкомитет обязан предоставить комнату отдыха с туалетом. Говорится только, что должны предоставить комнату отдыха и туалет. Это, по мнению г-на Макропулоса, весьма существенно. Союз "и", понимаете?
ЗАЯВЛЕНИЕ КРАМНИКА
Крамник появился неожиданно. Какое-то время они с Макро энергично препирались на английском. В конце концов Крамнику это надоело, и он обратился к журналистам на родном языке:
- Я по-русски объясню, в чем проблема. Проблема заключается в том, что г-н Макропулос и г-н Азмайпарашвили (еще один член апелляционного комитета. - Прим. Ю.В.) , как всем известно, являются хорошими друзьями г-на Данаилова. И с момента начала матча все в общем-то довольно абсурдные заявления г-на Данаилова выполнялись в обязательном порядке.
С моей точки зрения, раз к моменту начала матча были зафиксированы определенные условия его проведения, эти условия не могут меняться по ходу соревнования. Это относится и к комнатам отдыха, и к туалету и так далее. Все изменения, если они все-таки вносятся, должны быть четко объяснены и иметь под собой какую-то почву.
Так вот во всем помещении (где проходит матч. - Прим. Ю.В.) есть секьюрити. Они проверяют абсолютно все - нашу одежду, игровую комнату и все остальные помещения. Никакой - даже теоретической - возможности что-то пронести и получить подсказку не существует. А раз так, то нет ни малейшего основания принимать то решение, которое было принято апелляционным комитетом. И я заявляю, что апелляционный комитет явно предвзят.
Кроме того, хотел бы поговорить об одной вещи, которая, на мой взгляд, абсолютно некорректна и абсолютно оскорбительна для меня. Было принято решение, что команда моего соперника - Сильвио Данаилов и все, кто пожелает, - могут иметь доступ к видеозаписям моего пребывания в комнате отдыха. Это беспрецедентное нарушение моих прав. Я не подписывал контракт на участие в реалити-шоу! Я совершенно согласен с тем, что арбитр должен контролировать игроков в игровом помещении и комнатах отдыха, но когда команда моего соперника получает видеопленку и просматривает ее, по секундомеру замеряя, куда я ходил и откуда выходил, это не имеет ничего общего с какими бы то ни было нормами. Во-первых, это дает определенную подсказку сопернику, который может судить о моей реакции на происходящее, хотя бы по выражению моего лица. А во-вторых, это вторжение в мою приватную, частную жизнь.
Затем последовал еще более оскорбительный момент - когда команда Данаилова опубликовала то, что увидела. Это вообще не лезет ни в какие ворота. Это уже прямое оскорбление. Это все я терпел, молчал. Я отлично понимал еще до матча, что будет такая ситуация, но сейчас мое терпение лопнуло: меня оскорбляют. Меня оскорбил сегодня г-н Топалов в пресс-релизе, напрямую обвинив в использовании компьютерных подсказок. Меня оскорбляет апелляционный комитет - своим решением напрямую обвиняя в использовании компьютера, хотя, как вы понимаете, нет даже физической возможности это сделать. По сути все это противозаконно. И потому мои адвокаты сейчас работают над этим вопросом.
Мои требования. Я готов с завтрашнего дня продолжить матч и сыграть 5-ю партию - но на всех прежних условиях, тех, которые у нас были как в начале матча, так и по его ходу.
Настаиваю на том, что апелляционный комитет предвзят, что он не выполняет свои функции и что он должен быть заменен на непредвзятых людей. Кто это будет, всегда можно договориться, тут нет ни малейших проблем.
Повторяю: я готов продолжить этот матч, но оскорбительное отношение терпеть не буду. Понимаю, что есть такие понятия, как матч на первенство мира, титул, но есть еще и чувство собственного достоинства. И оно не позволяет мне дальше работать в таких условиях. При этом должен заметить, что у меня нет ни малейших претензий к Организационному комитету, все сделано хорошо.
Закончив эту речь, Крамник сказал: "Это мое заявление, я пошел".
"А мне можно сказать?" - спросил Макропулос.
"А вы говорите!" - кивнул ему Крамник и вышел из зала.
Надо отметить, что к этому моменту лицо г-на Макропулоса было покрыто легкой краской, выдававшей его большое волнение. Похоже, он с ужасом понял, что во всей этой истории с просмотром пленок приватного содержания допущен серьезнейший просчет...
ПИСЬМО ИЛЮМЖИНОВА
Чем закончится конфликт, пока никто не знает. Крамник заявил, что готов сыграть 5-ю партию, но главный арбитр Герт Гиссен вынужден был констатировать: в 5-й партии россиянину уже зачтено поражение. Таковы правила. Крамник вовремя не явился на игру и ему включили часы. После того, как спустя час Владимир не сделал своего хода (он играл белыми), ему проставлен "ноль". Строго говоря, счет матча сейчас 3:2 в пользу Крамника.
Но состоится ли следующая партия, вот в чем вопрос.
Президент ФИДЕ, находящийся на важном государственном мероприятии, вчера прислал Крамнику письмо. Вот строки из него:
"Дорогой Владимир!
Миллионы любителей шахмат во всем мире следят за матчем с большим интересом и с нетерпением ожидают результатов игры за столом, а не обмена открытыми письмами, которые мы получаем от обеих команд. Республика Калмыкия, лично я, а также Российская шахматная федерация во главе с ее президентом, господином Жуковым, сделали все возможное, чтобы предоставить отличные условия для обоих участников. Поэтому я очень прошу тебя выразить уважение всем усилиям, предпринятым для организации этого события на должном уровне.
Искренне,
Кирсан Илюмжинов,
Президент ФИДЕ"
На этом пока поставим точку. Сегодня в 3 часа по московскому (и элистинскому) времени должна начаться очередная партия исторического матча на первенство мира.
Очень хочется, чтобы он стал объединительным, а не разъединительным.
Юрий ВАСИЛЬЕВ |
Элиста |