Газета Спорт-Экспресс № 223 (4202) от 28 сентября 2006 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 2

28 сентября 2006

28 сентября 2006 | Шахматы

ШАХМАТЫ

МАТЧ НА ПЕРВЕНСТВО МИРА

ТОПАЛОВ НЕ ЗРЯ ПОСТАВИЛ СВЕЧКУ

Во вторник в третьей партии матча чемпион мира Веселин Топалов (Болгария) сделал первую ничью, побывав на краю третьего поражения от чемпиона мира по классическим шахматам Владимира Крамника (Россия).

Юрий ВАСИЛЬЕВ

из Элисты

КОЛДУН - В ПУТЬ, ТОПАЛОВ - В ХРАМ

Накануне этой партии был первый выходной день. По-разному провели его участники матча. Крамник, как он сказал на пресс-конференции, читал книжку, смотрел телевизор и немного позанимался шахматами, переложив основной труд на своих тренеров. Топалов же отправился в православный храм, где, как он сообщил журналистам, поставил свечку.

Мне не известно, что просил у Бога Веселин, но предполагаю, что хотелось болгарскому гроссмейстеру несколько выправить неблагоприятную для него ситуацию в поединке с Крамником. Ведь в первых двух партиях у Топалова было преимущество, но он их обе проиграл.

В третьей партии, в которой у болгарина были черные фигуры, преимуществом владел россиянин, причем практически с первого и до последнего хода, но... Видно, не зря ставил свечку в церкви Веселин. Владимир попал в сильнейший цейтнот, все свое преимущество растерял и пришлось ему с помощью мнимой жертвы ладьи форсировать ничью вечным шахом.

Во время партии я поговорил с менеджером Топалова Сильвио Данаиловым и, в частности, поинтересовался у него, действительно ли на матче скоро появится друг Веселила, экстрасенс из Белоруссии. Оказалось, что это правда. Колдун, как с легкой руки президента ФИДЕ и главы Калмыкии Кирсана Илюмжинова его прозвали в пресс-центре, вот-вот должен прибыть сюда. Правда, добираться ему придется не по воздуху, а по земле: по техническим причинам элистинский аэропорт сейчас закрыт. Будем надеяться, что ненадолго.

ЗАСУШЛИВОЕ УДУШЕНИЕ

Образ, вынесенный в подзаголовок, употребил наш комментатор, гроссмейстер Евгений Бареев, претендент нынешнего цикла. Именно так, абсолютно исключив всяческий риск, действовал Крамник во вторник. Он основательно засушил позицию, но ровно настолько, чтобы у белых была возможность ухватить черных за горло позиционной хваткой - и душить их, душить, душить...

Не каждому дано вырваться из мертвой хватки Крамника! Но Топалову удалось. Во многом благодаря тому, что Владимир потратил очень много времени на расчет вариантов, связанных с заманчивым продолжением 17.Ке4. Гроссмейстер Бареев, который разбирается в этих делах лучше меня, считает, что белые отказались от головоломных осложнений лишь потому, что это расходилось с их установкой на "засушливое удушение". А что думает по этому поводу бывший подопечный Бареева?

КРАМНИК:

- Конечно, я думал об этом ходе. Другой интересный ход - 17.Kf3, но там черные вроде держатся за счет 17...Кс4. Основное продолжение, которое я рассматривал, было 17.Ке4. Однако после ответного 17...Ке5 я не нашел ничего конкретного. Если 18.Фb1, то 18...Фb6, а если 18.Фе3, то мне казалось, что черные играют 18...Кес4 19.Фf4 Cg5 20.Kg5 Фf6 и вроде тоже успевают как-то раскрутиться. Действительно, позиция черных кажется очень опасной. Такое впечатление, что сейчас последует какой-то удар белых, однако при ближайшем рассмотрении удара не находится. Поэтому пришлось взять на е7 и сыграть 18.Лс1. Но это на небольшой перевес, на минимальный. Впрочем, давление там все равно есть. Думаю, я хорошо играл. Изначально казалось, что позиция совершенно ничейная, однако я эти маневры нашел: 24.Лс3, 25.Лb1, 26.Лb7, 27.е4, стал кружить ладьями и, на мой взгляд, создал серьезные проблемы сопернику. Черным пришлось найти серию единственных ходов, чтобы удержать равенство.

Итак, как видим, Владимир все учел, рассмотрел все возможности и, убедившись, что выиграть с ходу не получается, перевел партию в техническое русло, в котором у белых сохранялось длительное давление. Однако, проверяя упомянутые варианты с 17.Ке4, российский гроссмейстер потратил слишком много времени и его ему катастрофически не хватило для того, чтобы воспользоваться плодами своей тщательной технической работы...

КОМУ ЦЕЙТНОТ ВРАГ, А КОМУ ДРУГ

Это был первый серьезный цейтнот у Крамника в Элисте: на заключительные 10 ходов до первого контроля (40-й ход) у него оставалось порядка трех минут. И в этой ситуации он не пошел на многообещающее 32.ed, которое указал Бареев, отдав предпочтение, видимо, более крепкому 32.cd.

Наблюдая, как Владимир залез в цейтнот, его массажист Валерий Крылов очень волновался. Валерий проводит с Крамником третий матч (а до этого провел их штук пять в команде Анатолия Карпова), уже неплохо разбирается в происходящем на доске и знает, что, если он начинает угадывать ходы Крамника, дело плохо. И действительно, если "безразрядник", каковым является массажист, угадывает ходы чемпиона мира, то что бы это значило?..

- Ну вот, наконец-то он сделал этот очевидный ход! Я его давно видел... - ворчал Крылов, тревожно поглядывая на циферблат шахматных часов, на котором убегали в небытие драгоценные секунды.

Однако, как выяснилось, напрасно волновался Валерий. Его подопечный контролировал ситуацию и на доске, и на часах. Когда Топалов сделал блестящий ход 35...f5!, Крамник мгновенно оценил угрозу соперника и тут же провел маленькую комбинацию с мнимой жертвой ладьи и объявлением вечного шаха.

Ну что ж, для одного участника матча цейтнот оказался врагом, для другого - другом. Чемпион-"классик" не успел воспользоваться плодами своей отменной технической работы, а "просто" чемпион благополучно - ход в ход! - сумел найти столь необходимую контригру, связанную с атакой пункта f2...

Как заметил на пресс-конференции Крамник, матчевое положение его вполне устраивает: ведь каждая ничья неумолимо приближает его к заветной цели. Отыгрываться надо Топалову, а сделать это без риска при возросшей технике защиты вообще и неподражаемом хладнокровии Крамника в частности выглядит совершенно невероятным.

Так что Топалову не остается ничего иного, как рисковать. На голой технике у Крамника выиграть не сможет даже суперкомпьютер.

Комментарий Евгения БАРЕЕВА

Третья партия

Владимир КРАМНИК (2743) - Веселин ТОПАЛОВ (2813)

Каталонское начало [Е02]

Парадоксальное развитие матчевой интриги определило единственную возможную постановку и ведение партии Крамником - "засушливое удушение" с резким сворачиванием игры при первых признаках (призраках) опасности.

1.d4 Nf6 2.с4 е6 3.Nf3 d5. И Остап Бендер не баловал своих противников разнообразием.

4.g3 dc4 5.Bg2 Nе6. В каталонской защите получить живую обоюдоострую позицию, если белые не идут навстречу, невозможно. Черные все же пытаются.

6.Qа4. Не тут-то было. Если чуть зазеваться - 6.0-0, то после 6...Rb8 черные сохраняют лишнюю пешку, хотя у белых за нее сильная компенсация.

6...Bd7. Сравнительно редкий ход. И 6...Bb4, и 6...Nd7 согласно современному состоянию теории приводит к равному эндшпилю.

7.Qс4 Nа5 8.Qd3 с5 9.0-0 Bс6 10.Nс3 cd4 11.Nd4 Bc5. Крайне редкое продолжение. Но и после "главного" 11...Bg2 белые сохраняют длительное давление.

12.Rd1 Bg2 13.Qb5 Nd7 14Kg2 а6 15.Qd3 Rc8. Как обычно в этом матче черные применяют новинку. В партии-первоисточнике сильный французский разрядник разглядел главную угрозу белых и разумно отступил слоном на е7, хотя все равно не уравнял по дебюту. Ход в партии хуже.

16.Bg5! Be7. Проигрывает 16...Qg5 из-за 17.Nе6.

17.Bе7. 17.Nе4 приводило к необозримым осложнениям. Вроде бы у белых во всех вариантах большой перевес, но по концепции не подходит. А 30 - 40 минут, потраченных на далекий расчет, в дальнейшем и не хватило.

17...Qе7 18.Rас1 Nc4. По меткому выражению претендента на мировую корону, участника нескольких матчей на первенство мира, одного из отцов современных позиционных догм д-ра Тарраша, "конь на краю доски - всегда позор". Видимо, вспомнив об этом, Топалов отказался от естественного 18...0-0.

19.Nа4. Догмы догмами, а на b2 защищать надо.

19...b5 20.b3 0-0. Давление у белых и после 20...Nde5 21.Qb1!

21.bс4 Ьа4 22.Nс6! Важнейшая тонкость. У белых нет форпоста для коня, у черных есть. Успей они пойти Кс5 - и фактически лишняя пешка "с" переставала играть активную роль, перевес переходил к черным. Еще одна догма: конь - хороший блокер, ферзь - плохой.

22...Rс6 23.Qd7 Qс5. Рассказывали, что у чемпиона мира Т. Петросяна в любой позиции была форточка. Поэтому он, видимо, и стал им. Отсутствие таковой не позволяет Топалову разменять ферзей: 23...Qd7 24.Rd7 Rfc8 25.Rb7! g6 26.Rb4! - и ладья b4 атакует и защищает одновременно.

24.Rс3! В тяжелофигурном эндшпиле для нас главнейшую роль играет возможность проникнуть на 2-ю или 7-ю горизонталь, а также атака пунктов f2 или f7. Одна ладья белых нацелилась на f3, другая через b1 - на b7.

24...g6 25.Rb1 b5. Активно. Небесполезно.

26.Rb7 е5. Тоже многоплановый ход с идеей е5-е4, Лf6 и защититься от 27.Rf3 - тогда 27...Qс4. Уже неплохо.

27.е4! Не давать пространства и еще кое-что...

27...Rf6 28.Rс2 Qа3. Вроде бы уже черные в атаке.

29.Qd1 Rd6 30.Rd2 Rfd8. Размен 30...Rd2 31.Qd2 явно к выгоде белых. Ощутима разница в активности оставшихся на доске фигур.

31.Rd5! Вот зачем пригодилось 27.е4.

31...Rd5

32.cd5?? Обидно. Цейтнот объясняет, но не оправдывает. Снова из двух возможных решений принимается ошибочное (см. примечания ко второй партии). И риска-то не было никакого: 32.ed5 Qa2 33.Qf3 Rf8 (сразу проигрывает 33..f5 из-за 34.Qd3) 34.Qd3, и в то время, как черные фигуры раскиданы по сторонам, связанные проходные пешки белых угрожают движением. Спасение, если оно у черных и есть, нетривиально.

32...Qа2 33Qf3 Rf8 34.Qd3 а3 35.Rb3 f5! Согласованная атака пункта f2 решает все проблемы. Белые вынуждены форсировать ничью.

36.Qа6 Qb3 37.Qg6 Kh8 38.Qh6 Kg8

1/2 - 1/2

На вид скучная, но на самом деле очень тонкая учебная партия, образец игры в позициях с небольшим давлением, микроскопическим перевесом. Хотя без грубых ошибок, как и в предыдущих партиях, не обошлось.

Течение борьбы в матче уже обязывает Топалова включить на полную мощь свою дебютную подготовку, комбинационный талант и наконец технику, которые позволили ему с видимой легкостью, в безупречном стиле, практически не делая ошибок, выиграть за последний год почти все крупнейшие супертурниры, включая чемпионат мира в Аргентине, выдавая впечатляющие серии из 3 - 6 побед над сильнейшими шахматистами мира.