Газета Спорт-Экспресс № 184 (4163) от 14 августа 2006 года, интернет-версия - Полоса 16, Материал 1

15 августа 2006

15 августа 2006 | Бокс и ММА

БОКС

В субботу в Лас-Вегасе (в Москве уже было утро воскресенья) россиянин Олег Маскаев стал чемпионом мира в тяжелом весе, победив нокаутом в 12-м раунде обладателя титула американца Хасима Рахмана.

МАСКАЕВ ПРОРВАЛ ПОСЛЕДНЮЮ ЛИНИЮ ОБОРОНЫ АМЕРИКИ

Раньше мы, как известно, опережали Америку по большей части в мечтах и "в области балета". Теперь к этому прибавился еще тяжелый вес в профессиональном боксе. В субботу в Лас-Вегасе Олег Маскаев в заключительном двенадцатом раунде нокаутировал Хасима Рахмана в бою, который в США прошел под лозунгом "последняя линия обороны", - и завоевал титул WBC в тяжелом весе. Ну а так как титул WBA уже принадлежит россиянину Николаю Валуеву, титул IBF - украинцу Владимиру Кличко, а титул WBO - белорусу Сергею Ляховичу, то можно сказать, что СССР через пятнадцать лет после своего распада одолел-таки Америку в том, что почти всегда считалось безраздельно ее вотчиной.

ТРЕВОЖНОЕ НАЧАЛО

Люди, пережившие какие-то страшные, но благополучно завершившиеся приключения, очень любят смаковать опасности, которые они пережили. В этом нет ничего удивительного. Подобные истории дают рассказчику ощущение власти над судьбой. Она его подвергла испытаниям, а он вышел из них с честью.

Точно так же болельщики любят вспоминать матчи во всех видах спорта, где тот, за кого они болели, по ходу дела проигрывал, а потом вырвал победу. Разговоры на эту тему дают зрителям пусть ложное, но очень приятное ощущение причастности к победе над судьбой. Поэтому не сомневаюсь, что российские поклонники бокса будут еще очень долго вспоминать бой Рахман - Маскаев. Нет, теперь уже бой Маскаев - Рахман, потому что победителей по традиции называют первыми.

Так вот начиналось все, как многие, наверно, видели, для нас неважно. Первый сильный удар, правый прямой, нанес Хасим Рахман. Этим и завершилась короткая разминка-разведка, а дальше пошел бой. Американец сильно и точно бил джеб и в перестрелке левыми прямыми с дистанции довольно четко переигрывал Маскаева. Тот его тоже периодически доставал, в том числе несколько раз очень неплохо справа, но в целом после первого раунда осталось впечатление, что Рахман его, пусть и с минимальным преимуществом, но все-таки выиграл.

Однако во втором раунде Маскаев наглядно показал, что банкет еще только начинается и финал его отнюдь не предопределен. Рахман совершенно явно не забыл, как почти семь лет назад улетел с ринга от удара Маскаева справа, и боялся повторения этого опыта. Из-за этого его внимание было слишком сфокусировано на правой руке Олега, а тот вдруг неожиданно провел подряд два левых боковых, и Рахман дрогнул. Как от силы этих ударов, так и от их неожиданности.

Я смотрел этот бой в компании с экс-чемпионом мира Анатолием Александровым, и когда он увидел этот сдвоенный хук, то сказал, что это домашняя заготовка, и те, кто ее придумал, исходили как раз из того, что с этой стороны Рахман не будет ждать такой опасности.

В конце 3-го раунда американцу удалась неплохая серия ударов, которая, казалось, гарантировала ему победу в нем, но за оставшиеся - считаные - секунды Олег успел вернуть сопернику долг. Вообще иногда казалось, что самую большую опасность Маскаев начинал представлять для соперника именно после того, как тому удавалось что-то сделать. Кроме того, как уже говорилось, Рахман пронес воспоминание о своем нокауте в их первой встрече через все прошедшие с тех пор годы. В отличие от Маскаева он после пропущенных ударов вел себя куда тише, а когда попадал сам, шел на добивание с включенной на всякий случай задней скоростью.

Тем не менее Рахман оставался крайне опасен в любую секунду боя, как любой настоящий панчер. Более того, его осторожность до поры до времени давала ему определенные преимущества. Так, он выигрывал дуэль на джебах, а джеб Хасима Рахмана - это не тычок, а очень увесистый удар, что отмечали абсолютно все его соперники. В общем и целом после первых трех-четырех раундов создалось впечатление, что этот поединок выиграет тот, кто находится в лучшей физической форме, кто лучше распределит силы по раундам, сохранит их до конца и там... Но все это при условии, что не случится внезапного нокаута, что в бою боксеров, обладающих такими ударами, никак не исключалось.

Честно признаюсь, что после первых трех-четырех раундов у меня никак не было ощущения, что Олег выиграет этот бой. Его психологический настрой, конечно, впечатлял. В отличие от соперника он не ведал страхов, но временами начинал работать вторым номером, давал тогда Рахману пространство и пропускал.

ТРЕВОЖНОЕ ПРОДОЛЖЕНИЕ

В раундах с четвертого по шестой инициатива переходила из рук в руки, но Рахман владел ею в целом чуть чаще. Не знаю, может быть, так казалось, потому что как зритель я исходил из того, что судьи будут хотя бы чуть-чуть поддерживать Рахмана. Все-таки последний рубеж обороны просто так не сдают, и для его удержания могут использоваться всякие военные, а точнее, судейские хитрости. Забегая вперед, скажу, что мои подозрения оказались абсолютно беспочвенными.

Маскаев выглядел очень хорошо, особенно когда переставал гоняться за головой Рахмана и переключал атаку на нижний этаж. От нескольких его ударов по печени американца в разные моменты боя сгибало чуть ли не пополам (кстати, работа по корпусу, судя по всему, была еще одной заготовкой для чемпиона), но он каждый раз умудрялся перетерпеть боль и с большим воодушевлением снова бросался в бой. Постепенно происходящее в данную секунду вытесняло неприятные воспоминания, и Рахман временами стал выглядеть в этом поединке фаворитом.

Американец довольно много пропустил в седьмом раунде, но выиграл концовку, а в восьмом дело даже запахло как минимум большими неприятностями для Олега. Он выглядел очень усталым. Казалось, Маскаев вымахался в предыдущих раундах. Временами он клинчевал, впрочем, Рахман тоже иногда стремился перевести дух в объятиях соперника.

И все же внешне казалось, что Маскаев с трудом передвигает ноги, а Рахман, видя это, активизировался. Его джеб стал чаще доходить до цели, левые боковые были сильны и опасны, да и правая рука без работы тоже не простаивала. Сейчас, конечно, почти никто в этом не признается, но даже те, кто изначально верил в победу Маскаева, в конце восьмого раунда не могли не усомниться в ней. Поскольку на последних секундах он пропустил мощнейший удар Рахмана справа - может быть, лучший за весь бой.

Создавалось впечатление, что в следующих раундах Олега может победить не столько Рахман, сколько собственная усталость.

ТРИУМФАЛЬНЫЙ ФИНАЛ

Девятый раунд был для Олега далеко не лучшим, но он уже не выглядел таким усталым. Не знаю, что там произошло, - то ли второе дыхание пришло, то ли тренер Виктор Валле, обладающий большим влиянием на Маскаева, нашел какие-то нужные слова. Вообще тренер и угол в целом провели этот бой на высшем уровне. Именно Валле все время советовал Олегу больше бить по корпусу, и эти удары в конце концов выжали из Рахмана силу.

И все же, когда закончился девятый раунд, казалось, что Маскаев сможет добиться победы только нокаутом. Олег косвенно сам признал, что на этот момент проигрывал бой, сказав позже, что полагал: ему надо выиграть все оставшиеся три раунда, чтобы добиться общей победы.

В десятом раунде Маскаев по большей части обрабатывал корпус Рахмана, не забывая и о голове. Однако главным было то, что теперь уже американец выглядел более усталым, чем он.

В одиннадцатом раунде Олег снова огорошил Рахмана левым боковым. Вообще на протяжении всего боя этот удар доставил Хасиму очень много неприятностей. Временами даже казалось, что он только во время боя обнаружил, что в арсенале его противника имеется этот удар. В общем, на мой взгляд, перед финальным раундом накопились некоторые основания для оптимизма.

На моей карте, которую я вел с учетом некоторой симпатии судей к Рахману, перед заключительным раундом тот вел со счетом 105-104. То есть у меня получалось, что в случае победы Олега в последней трехминутке, которая ввиду состояния Рахмана казалась почти неизбежной, бой закончится вничью. Однако позже выяснилось, что судьи думали как раз наоборот. На карте одного арбитра Рахман вел со счетом 106-103, но на карте второго впереди с тем же счетом был Маскаев. Третий судья тоже вывел Олега вперед, правда, с более скромным счетом 105-104. В целом это означало, что это Рахману для достижения ничьей и сохранения титула нужна была победа в заключительном раунде.

Не знаю, что там происходило в углу американца, но он как-то очень медленно выходил на двенадцатый раунд. Скорее всего, стало сказываться все то, что он нахватал за весь бой, и прежде всего, наверно, многочисленные удары по корпусу, полученные в последних раундах.

Рахману в начале раунда повезло. У него отмоталась клейкая лента, которой были замотаны перчатки, и бой на несколько секунд остановили, чтобы срезать ее, но это его уже не спасло.

Что было дальше, не могу сказать с уверенностью, слишком силен был накал и ожидание того, что Маскаев все-таки вырвет победу. По-моему, Рахмана потряс его левый боковой, и он уже был готов к тому, чтобы рухнуть на пол, когда Олег достал его еще двойкой с акцентом на ударе справа. То ли этот последний удар и сделал всю работу, но так или иначе Рахман оказался на полу и даже частично вылез за канаты. Неужели и этот бой он закончит за пределами ринга?

Но нет, американец встал и продолжил бой. Точнее, попытался, потому что силы у него не было уже ни в руках, ни в ногах. Рахман бросился в клинч, однако Олег стал таскать его по рингу, как кошка мышку, и он упал снова, опять частично вывалившись за канаты. Это не был нокдаун, но Хасим вставал с пола так, как будто в пятой точке у него был магнит, а пол был железным. Все уже было ясно.

Тем не менее требовалось формальное завершение боя, и оно состоялось. Маскаев обрушился на соперника и прижал его к канатам. После очередного удара справа Хасим немного провалился между канатами и сел на один из них. Тут же в дело вмешался рефери Джей Нейди и остановил бой.

Рахман вылез из канатов и, шатаясь на подгибающихся ногах, как подвыпивший гость, попытался потребовать продолжения банкета, не понимая, что один его вид лучше всего говорит о том, что банкет окончен. Тем не менее надо отдать должное мужеству Рахмана, который даже в таком состоянии рвался в бой. Слишком уж не хотелось ему расставаться с титулом, но тот уже принадлежал не ему. Только что Олег Маскаев стал чемпионом мира в тяжелом весе по версии WBC, и уже ничто не могло этого изменить.

ЗОЛУШКИ И ФЕИ

В Америке сейчас все, кому не лень, называют Маскаева Cinderella Man, то есть, если переводить дословно, Мужчина-Золушка. Это кличка чемпиона мира в тяжелом весе 1935 - 1937 годов Джеймса Брэддока: о нем только что был снят фильм с Расселлом Кроу в главной роли, который так и назывался Cinderella Man. Я не люблю этот фильм, потому что мне неприятен и непонятен подход, когда ради того, чтобы возвеличить одного человека, начинают клеветать в адрес другого. В боксерской тусовке 30-х годов не было, пожалуй, более популярного персонажа, чем Макс Бэр, предшественник Брэддока на троне. Добрый, остроумный, очень талантливый, но безмерно ленивый Бэр, ради драматизации сюжета изображенный в фильме настоящим чудовищем, так и не смог уговорить себя потренироваться перед боем с Брэддоком и проиграл его.

Брэддок был прозван Золушкой за то, что, вдоволь поголодав в самом прямом смысле слова, потерпев несметное количество поражений, пройдя через все мыслимые несчастья и не имея большого таланта, все-таки стал чемпионом мира. Так что сравнение с таким человеком в некоторой степени почетно. Олег заслужил его тем, что он благодаря бездарному менеджменту в середине карьеры потерпел несколько тяжелейших поражений и услышал, как его после этого заживо похоронили все эксперты и просто поклонники бокса. И все же он нашел в себе силы начать все заново и, наконец, вопреки всем прогнозам в 37 лет стал чемпионом мира в тяжелом весе.

Нечто подобное произошло и с Брэддоком. Однако аналогия, на мой взгляд, несколько хромает.

Во-первых, Маскаев как боксер гораздо интереснее на редкость бесцветной Золушки. Во-вторых, Рахман вышел на бой с Олегом едва ли не в лучшей форме в своей жизни, а не в худшей, как Макс Бэр с Брэддоком.

Ну и, наконец, претензия не столько к фильму, сколько вообще к подобным историям восхождения вопреки всему и всем. Почему-то часто забывают, что настоящей Золушке из сказки помогла фея. Без нее Золушка так всю жизнь и прокопалась бы в золе, ее мачеха так и купалась бы в благополучии, а одна из дочерей, вполне возможно, в конце концов вышла бы замуж за принца и сделала бы его несчастным на всю оставшуюся жизнь.

Была своя "фея" и даже не одна и у Джеймса Брэддока, была она и у Маскаева. Это его тренер Виктор Валле. Олег, как человек благодарный, никогда не забывает упомянуть о нем и о его роли в собственной судьбе.

После своей, теперь уже предпоследней, победы над немецким турком Синаном Самилом Саном Маскаев сказал: "Прежде всего хотел бы поблагодарить своего тренера Виктора Валле, всю свою команду. Спасибо за то, что они в меня верят. Без их веры после нескольких поражений я, скорее всего, давно бросил бы бокс. Главная роль здесь принадлежит Виктору. Это он нашел меня, собрал команду и обратился к моему теперешнему промоутеру Дэннису Раппопорту, сказав: "Послушай, этот парень никогда по-настоящему не проигрывал. Да, пропускал удары с серьезными для себя последствиями, так это просто потому, что у него были проблемы с защитой, которые можно решить. Еще проигрывал потому, что его нагло использовали по ходу его карьеры. Поверь мне: его надо брать. У него есть будущее, кто бы и что бы о нем ни говорил". Полгода мы вели переговоры, а потом Дэннис все-таки взял меня".

Я немного знаком с Виктором Валле и должен сказать, что это на редкость светлый человек. Если будете смотреть последние бои Маскаева, обязательно обратите внимание на смуглого пожилого мужчину, который выходит в футболке с надписью God is love. Это и есть Валле. Мне довелось в своей жизни встретить несколько человек, которые обладали какой-то магнетической силой. Как правило, это были недобрые люди, и сила, распространяемая ими, была тоже какой-то нехорошей. Виктор Валле - один из немногих людей, обладающих подобным даром, кто распространяет вокруг себя добро. Дай нам Бог всем таких помощников, и, может быть, мы тогда тоже чего-нибудь добьемся.

ПРОРОК БЕЗ ОТЕЧЕСТВА

Что бы мы сейчас ни сказали об Олеге Маскаеве, как бы его ни похвалили, все равно мы вряд ли найдем достаточно емкие слова, которые могли бы в полной мере отразить то, что он совершил. Я говорю даже не о последнем бое, а о его последних одиннадцати боях, когда, буквально собрав себя по кусочкам после всех поражений, он сумел снова стать собой и уже только потом чемпионом мира. Так что лучше не будем заниматься пустословием и просто поздравим Олега с победой и поблагодарим тех, кто ему помогал.

Однако в его победе лично у него есть еще один повод для радости. Маскаев родился в Казахстане. Он потомок тех, кто поехал покорять целину и кому даже в страшном сне не могло присниться, что в один прекрасный день они с покоренной ими целиной окажутся в другой стране.

Олег всегда очень тепло отзывался о Казахстане, но сам ощущал себя россиянином и все время выходил под российским флагом. Однако российского гражданства, насколько я знаю, ему так и не дали. Зато только что дали американское. Американцы люди деловые и в отличие от нас никогда не упустят чего-то хорошего. Тем более, если оно само идет к ним в руки.

Однако, зная Олега много лет, могу сказать, что с американским паспортом или без него он навсегда останется в душе тем, кто он есть. Россиянином. Даже если родина так долго не хотела его признать.

Александр БЕЛЕНЬКИЙ