Газета Спорт-Экспресс № 162 (4141) от 19 июля 2006 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1

19 июля 2006

19 июля 2006 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

Дитрих МАТЕШИЦ: "ШУМАХЕР НАМ БЫ ОЧЕНЬ ПОДОШЕЛ"

Борис ТОСУНЯН

из Вены

Мой собеседник Дитрих Матешиц входит в список 200 самых богатых людей планеты. Австрийский миллиардер, специализирующийся на выпуске энергетического напитка "Ред Булл", хотя и живет в Зальцбурге, бывает там не часто, потому что все время колесит по белу свету, расширяя свое производство. Бывает он и в России, в которой дела у него, по собственному выражению Матешица, спорятся и которую этот магнат считает одним из самых перспективных рынков. Солидный капитал, сколоченный за 25 лет, позволил Матешицу осуществить свою давнюю мечту и создать целую спортивную империю. Ныне у него под крылом около 400 атлетов. А наш разговор мы начали с его любимого детища.

-До вас никто еще не владел сразу двумя командами "Формулы-1". Захотели установить рекорд?

- Нет, ни с какими рекордами это не связано. Мною движет исключительно желание находить талантливых пилотов и давать им возможность проявить себя за рулем болидов "Торо Россо" и "Ред Булл".

-Какую из ваших двух команд вы любите больше?

- Моя компания очень много делает для молодежи, поэтому в данный момент я больше болею за "Торо Россо", в которой собраны ее яркие представители. Во всяком случае, как я заметил, мое сердце начинает биться чаще, когда на трассу выходят Скотт Спид и Витантонио Лиуцци.

-Когда австрийцы, знававшие лучшие времена в "Формуле-1", снова смогут услышать гимн своей страны во время церемонии награждения лауреатов этапа чемпионата мира?

- Для этого надо иметь не только лучшие машины, но и лучших гонщиков. Я, конечно, верю, что когда-нибудь так и будет, однако и прекрасно понимаю, что ждать скорого успеха вряд ли стоит.

-На что вы рассчитываете в этом сезоне?

- Мы реалисты и отдаем себе отчет в том, что претендовать на многое пока не можем. Попытаемся сократить свое отставание от "Тойоты" и не пропустить вперед себя "Уильямс". Да и атаки нынешних аутсайдеров - "Мидлэнда" и "Супер Агури" - надо отбивать. Гораздо большие надежды я связываю со следующим сезоном. Специально для него мы сейчас готовим болид высшей категории, проектирует который Эдриан Ньюи.

-Есть ли какие-то преимущества в том, что в вашем распоряжении сразу две команды?

- Думаю, да. Вместе нам легче развиваться. Скажем, на тестах у нас есть уникальная возможность не только тренироваться, но и соперничать. А в 2008 году, когда в обеих командах будут практически одинаковые болиды, плюсов у такой "семейственности" станет, на мой взгляд, еще больше.

-Что для вас "Торо Россо" и "Ред Булл" - любимые игрушки, бизнес, и то, и другое?

- И то, и другое. А еще этот проект - часть нашей общей маркетинговой стратегии, предусматривающей воздействие на потребителя не только с помощью обычной рекламы. Автоспорт в этом плане обладает колоссальными возможностями.

-Ходили слухи, что вы хотели видеть среди своих пилотов Хуана Пабло Монтойю. Это правда?

- Разумеется, мы хотим иметь суперзвезд, но предпочитаем сами выращивать их из талантливых молодых гонщиков.

-Тем не менее вы как-то сказали, что идеальным вариантом для вас был бы Михаэль Шумахер.

- Конечно, этот единственный в своем роде пилот нам бы очень подошел, но, говоря о Шумахере, я в большей степени имел в виду человеческий и гонщицкий тип: открытый, прямой, ориентированный на высокие достижения, получающий удовольствие от жизни.

-Кто друг для друга в большей степени ваши нынешние четыре боевых пилота - партнеры или конкуренты?

- Они между собой тесно связаны и профессионально, и дружески. С другой стороны, вопрос о том, кто сколько пользы приносит, всегда стоит остро. Конечно, "Ред Булл" сейчас больше дает своему младшему партнеру, чем берет, однако старшие товарищи прекрасно понимают, что очень скоро ситуация может измениться, и носы не задирают. А вообще, вся наша расширенная группа следует такому принципу: обгони меня, если можешь, или пропусти, если я лучше тебя.

-Вы считаете владельца "Мидлэнда" господина Шнайдера серьезным соперником для себя или же его команда еще не представляет для вас реальной опасности?

- Вообще-то у нас слишком много собственных забот, чтобы внимательно следить за противниками. В то же время полностью игнорировать их, в том числе и "Мидлэнд", было бы неправильно. И мы не игнорируем.

-Вы надолго пришли в "Формулу-1"?

- Да, все наши проекты весьма долгосрочные.

-В вашей молодежной программе принимает участие и юный пилот из России Михаил Алешин. Есть ли у него шанс получить место в команде "Формулы-1"?

- Этот парень определенно талантлив, и мы постоянно держим его в поле зрения. Но спешить в таких делах не стоит. Любой подающий надежды гонщик должен сначала набраться побольше опыта.

-Зальцбург, где вы живете и работаете, всегда тянулся к "Формуле-1". Чем это можно объяснить?

- Думаю, тем, что по соседству находится другая федеральная земля, где долгое время проводился "Гран-при" и которая дала миру таких выдающихся гонщиков, как Ники Лауда, Йохен Риндт, Хельмут Марко.

-Когда, на ваш взгляд, "Большие призы" могут вернуться в Австрию?

- Честно говоря, больших шансов на то, что это вообще произойдет, я не вижу.

-Вы не считаете несправедливым то, что у вас на родине больше не проводится один из этапов чемпионата мира?

- Нет. Наша трасса "А-1" была закрыта по вполне объективным причинам, и у меня нет претензий к людям, которые принимали это решение.

-У вас есть любимый автодром?

- Сузука, где еще, к счастью, можно совершать обгоны.

-Часто вы бываете на "Больших призах"?

- Раза 3 - 4 за сезон. Правда, мои визиты на этапы бывают слишком краткосрочными. Прилетаю обычно утром, а вечером, когда соревнования завершаются, отправляюсь дальше по делам. Не слишком много времени уделяю и своим клубам. Футбольный и хоккейный "Зальцбурги" сами хорошо ведут свои дела и, слава богу, не нуждаются в постоянном присмотре.

-Признайтесь, вы не потому купили футбольный клуб и стараетесь укомплектовать его мировыми звездами, что лавры господина Абрамовича не дают покоя?

- Нет. Я стал хозяином "Зальцбурга" потому, что он отлично помогает нам развивать наше основное дело. А Роман Абрамович приобрел "Челси", насколько я знаю, совсем по другим причинам.

-Как думаете, может случиться так, что в один прекрасный день "Зальцбург" встретится в каком-нибудь еврокубка с "Челси"?

- С большим трудом себе это представляю. Увы, уровень австрийской бундеслиги слишком низок, чтобы мечтать о встрече с клубом такого масштаба. Но совсем уж фантастичным я такой вариант не считаю. Дайте нам лет 10, а там посмотрим.

-А помните, как известный в свое время российский вратарь Станислав Черчесов, будучи главным тренером самого малобюджетного австрийского клуба "Тироль", нередко выигрывал у вашего купающегося в деньгах "Зальцбурга"?

- Прекрасно помню. И очень жалею, что такой классный специалист больше не работает в нашей стране.

-В прошлом сезоне вы купили для хоккейного "Зальцбурга" бывшего вратаря сборной СССР латыша Артура Ирбе. А игроки из России вас не прельщают?

- Почему же? У вас много отличных хоккеистов, мы следим за некоторыми из них и, возможно, заключим с кем-то контракт.

-В последнее время, укрепляя свою спортивную империю, вы прибегаете к услугам специалистов исключительно с мировыми именами. Знаю, что по футбольным вопросам вас консультирует сам Франц Беккенбауэр, а в "Формуле-1" вашим партнером стал знаменитый в прошлом пилот Герхард Бергер. Кто они для вас?

- Друзья, но в первую очередь - блестящие эксперты в своей области.

-Почему вас заинтересовали столь разные виды спорта?

- Мы определили для себя наиболее перспективные с нашей точки зрения объекты и считаем, что они должны помочь нашему предприятию функционировать еще более успешно.