Газета Спорт-Экспресс № 153 (4132) от 8 июля 2006 года, интернет-версия - Полоса 5, Материал 1
ФУТБОЛ |
ЧМ-2006. Финал |
Матч № 64. Завтра - ИТАЛИЯ - ФРАНЦИЯ. Берлин. 22.00 |
ТОТ САМЫЙ ЭЛИСОНДО, КОТОРЫЙ ВЫГНАЛ РУНИ
ДОСЬЕ "СЭ" |
Орасио Марсело ЭЛИСОНДОАргентина
Родился 4 ноября 1963 года в Кильмесе.
В первом аргентинском дивизионе дебютировал в 1992 году.
Первый матч на уровне сборных судил 9 октября 1996 года (Эквадор - Колумбия - 0:1).
По профессии преподаватель физической культуры.
В ходе финального турнира судил четыре матча: Германия - Коста-Рика (4:2), Чехия - Гана (0:2), Швейцария - Корея (2:0), Англия - Португалия (0:0, пенальти - 1:3).
Ранее Элисондо обслуживал матчи Кубка Америки, юношеских и юниорских чемпионатов мира, Олимпийских игр2004, клубного чемпионата мира-2000, судил финальные игры Кубка Либертадорес.
Игорь РАБИНЕР |
из Кельна |
"Мне вот интересно: он показал Руни красную карточку потому, что хотел прославиться, или потому, что он из Аргентины?"
Человек, который в поезде Кельн - Мюнхен произнес эти слова, был вовсе не английским болельщиком, а немцем. Бизнесменом, направлявшимся в Баварию по делам совсем не футбольным.
Мой собеседник был в деловом костюме, при ослепительно белой рубашке и в очках. Такие люди не вывешивают огромный белый флаг с красным крестом возле дома судьи Урса Майера и не угрожают его семье после Euro-2004. И тем не менее говорил он о судьях. Неудивительно: эта тема оказалась самой обсуждаемой в дни мирового первенства.
Немец еще не знал, что герою его пассажа, рефери из Аргентины Орасио Элисондо, будет доверена честь судить финальный матч ЧМ-2006. Что аргентинец станет первым судьей в истории чемпионатов мира, который работал и на матче открытия, и на финале. Да и вообще отсудил пять (!) поединков. Это тоже рекорд всех времен - правда, поделенный с мексиканцем Арчундией, который здесь, в Германии-2006, обслужил столько же игр.
Если ко всему этому добавить, что Арчундия и уругваец Ларрионда судили полуфиналы, то напрашиваются два умозаключения. Во-первых, в ситуации, когда в число четырех лучших сборных попала только Европа, право судить эти матчи было предоставлено представителям Южной и Центральной Америки. То ли ФИФА решила свести к минимуму возможность прежних контактов судей с участниками решающих матчей (а значит, и пристрастного отношения к кому-то из игроков). То ли - увеличить интерес к этим поединкам за пределами Старого Света, напоминая всему миру, что в Германии заканчивается все же чемпионат мира, а не Европы.
Что же касается умозаключения № 2, то оно таково: в течение турнира ФИФА ставила на одних и тех же - "проверенных" - арбитров. Смотрите: на чемпионат (то есть на 64 матча) была приглашена 21 бригада (плюс 5 резервных) - и две из них обслужили в сумме десять матчей! Не хочу рассуждать, случаен ли такой перекос и выполняют ли Элисондо с Арчундией какую-то тайную волю ФИФА - все равно мы этого никогда не узнаем. Просто делюсь с читателями "СЭ" своими наблюдениями и оставляю им возможность помозговать самим.
Но если ФИФА претендует на объективность, понять ее логику непросто. Ведь целый ряд решений Йозефа Блаттера и К° по судьям вызывал вопросы. Так, после группового турнира - во время двукратного сокращения числа бригад - в Германии остался Маркус Мерк, который придумал решающий пенальти в ворота американцев в матче Гана - США. А в матче 1/8 финала Италия - Австралия испанец Медина Канталехо сначала удалил Матерацци в ситуации, где вполне достаточно было желтой карточки, а затем "прибил" Австралию, назначив на последней минуте при счете 0:0 более чем спорный пенальти.
Помните, как на двух чемпионатах мира подряд, в 1986-м и 1990-м, сборная СССР пострадала от одного и того же рефери, шведа Фредрикссона? Сначала он (правда, при попустительстве лайнсмена) проспал офсайд у Кулеманса в матче 1/8 финала с Бельгией, а четыре года спустя не заметил, как Марадона в собственной штрафной подыграл себе рукой. Кандидатуру Фредрикссона на встречу с Аргентиной, рассказывают, наши руководители не отвели по той логике, что дважды снаряд в одну воронку не падает. Однако упал. Как и в случае с Канталехо - правда, по отношению к разным сборным.
Так же и с Элисондо. Вообще-то было бы более логично, если бы ФИФА назначила на финал человека, чьей работой были бы довольны все. Тогда как от действий аргентинца пострадали сразу две команды. Не то чтобы он совершал очевидные промахи - беда в другом: арбитр принимал спорные решения, которые резко меняли ход матчей. То есть перекраивал на свои лад естественную ткань игры, что в футболе вообще (и на чемпионате мира в особенности) делать стоит только в самых явных случаях.
На обоих матчах-бенефисах Элисондо мне довелось присутствовать, так что могу судить не по чьим-то рассказам или даже телевизионной картинке. Сначала была встреча Чехия - Гана. Африканцы после быстрого гола, безусловно, играли очень ярко - но все же тот подавляющий перевес, который был в концовке матча, объяснялся удалением Уйфалуши. Пенальти в том эпизоде, безусловно, был назначен верно - вот только ясно было и то, что нарушал правила Уйфалуши непреднамеренно. Бил по мячу, попал по ноге - бывает. Это повод, чтобы указать на 11-метровую отметку, но совсем не повод, чтобы выгонять игрока с поля (тем более что голевой момент там был далеко не очевиден). Асамоа Гьян, кстати, пенальти не реализовал - но без основного центрального защитника чехов игра пошла в одни ворота.
Не случайно Пьерлуиджи Коллина во время зимней встречи с журналистами "СЭ" говорил: пенальти и удаления "в одном флаконе" в футболе быть не должно, потому что наказание 11-метровым и так сурово. Элисондо рассудил иначе - и ладно бы Уйфалуши "откусил" сопернику ногу или прервал рукой удар в пустые ворота! Ничего подобного не было, но арбитр посчитал возможным "закопать" сборную Чехии. "Я был несколько удивлен, когда судья добавил к пенальти еще и красную карточку", - сказал мне о том эпизоде вратарь Петр Чех, отказавшись, правда, обвинять арбитра в поражении. Но в изменившемся ходе игры роль Элисондо была центральной.
Ко второму громкому эпизоду - с удалением Руни - мы еще вернемся. А пока замечу, что обращает на себя внимание еще одна деталь. Почти всегда, когда судит Элисондо, у одной команды фолов намного больше, чем у другой. Вот, к примеру, поединок третьего тура группового турнира Швейцария - Корея. Статистика нарушений 8 - 21! Вы верите, что так было на самом деле? Опять же недоказуемо, что Элисондо выполнял волю базирующегося в Швейцарии руководства ФИФА - но восьми нарушений у одной команды в решающем матче за выход из группы на мировых первенствах быть попросту не может.
Так же, как не может быть и соотношения 21 - 10 в матче Англия - Португалия. По аргентинцу выходило, что кровожадные англичане лупили почем зря техничных португальцев, а те стоически терпели и отвечали игрой. Между тем один только Криштиану Роналду своими беспрестанными симуляциями наиграл даже не на две, а, с моей точки зрения, на четыре желтые карточки. Почти то же можно сказать и о Манише.
Тренеры Чехии и Англии Карел Брюкнер и Свен-Еран Эрикссон - корректные люди. Они не стали винить Элисондо в своих неудачах. Швед только вскользь заметил, что до того, как Руни наступил шипами на интимное место Рикарду Карвалью, португалец сам сфолил на Руни, но свисток промолчал. В том эпизоде форвард сборной Англии в одиночку боролся с двумя соперниками, что есть сил выцарапывал у них мяч, сам подвергся неправильной атаке - и если "поставил печать" (так это называют британцы) сопернику то умысел в его действиях можно было найти только при очень бурно развитом воображении. У Элисондо, который в свободное время пишет романтические стихотворения, оно, судя по всему, есть.
По основной профессии аргентинец - учитель. Вполне допускаю, что в случае с Руни в нем проснулся педагог: 20-летний англичанин известен своим умением обильно использовать в разговорах с арбитрами нецензурную лексику. Очень вероятно, что Руни вывел Элисондо из себя еще раньше, и тот только искал повода. Но разве нормально то, что удалению в матче такой значимости способствует не тяжесть проступка, а репутация?
Характерно еще и то, что как Уйфалуши, так и Руни аргентинец удалил с поля не сразу, а после пауз (во время одной из которых подвергся уговорам Криштиану Роналду, за которые полузащитника "МЮ" ненавидит теперь вся Англия). Если уж ты предпринимаешь решительный шаг, не давай возможности почувствовать свои колебания! Но и тут Элисондо был небезупречен. Пусть в оставшееся до 11-метровых время Англия и не пропустила (и даже играла лучше португальцев) - вот только кто докажет, что игра вдесятером не высосала последние силы, и это не сказалось во время серии пенальти?
Об отношении англичан к аргентинцам лишний раз напоминать не надо: речь даже не о Фолклендских островах, а о "Божьей руке" Марадоны и удалении Бекхэма после лицедейства Симеоне. Элисондо подбросил угольку во вроде бы тлевший костер этой темы. И в Англии боялись чего-то подобного.
Еще до встречи с португальцами в британской прессе вспомнили о скандальном решении того же Элисондо в матче шестилетней давности - "МЮ" против мексиканской "Некахи" в рамках клубного чемпионата мира, проходившего в Бразилии. Аргентинец тогда выгнал с поля Бекхэма, а со скамейки за бурную реакцию на красную карточку - Алекса Фергюсона. Я не видел того эпизода и не имею права утверждать, что решение судьи было надуманным. Но, с моей точки зрения, оно довершает портрет человека, который очень любит быть в центре всеобщего внимания, принимать нарочито крутые меры и быть вершителем судеб. "Тем решением Элисондо сделал себе имя", - писали газеты, вспоминая страсти по Бекхэму и Фергюсону в 2000 году.
Элисондо очень напоминает мне лысого судью из телевизионной рекламы, которого сначала обижают в отеле, потом в ресторане - но затем он отыгрывается, пружинным движением доставая из кармана красную карточку и за этими его жестами наблюдает весь мир.
По-моему, всего сказанного достаточно, чтобы усомниться в верности и, хуже того, честности решения ФИФА о назначении судьи на финал. Дай бог, чтобы Элисондо хватило здравого смысла не испортить игру между двумя лучшими, на мой взгляд, командами кубковой части чемпионата мира. Но если аргентинец захочет остаться в истории футбола человеком, удалившим Зидана в его прощальном матче, - то, боюсь, он найдет способ это сделать. "Кредитная история" этого арбитра не дает оснований для оптимизма.