Газета Спорт-Экспресс № 152 (4131) от 7 июля 2006 года, интернет-версия - Полоса 16, Материал 3

8 июля 2006
Копировать ссылку
Отправить на почту
Печать страницы

8 июля 2006 | Бокс и ММА

БОКС

У РИНГА с Александром БЕЛЕНЬКИМ

БОЙЦЫ МЕСЯЦА

НЕСЛАДКАЯ ПАРОЧКА

Достижение Уинки Райта, победившего Джермена Тейлора, не кажется мне меньшим, чем достижение Бернарда Хопкинса, одолевшего Антонио Тарвера, только потому что Райта ограбили судьи. Именно поэтому на сей раз два боксера получают звание "бойца месяца". Тем более что между ними так много общего.

И Хопкинс, и Тейлор относятся к тем боксерам, которых в Америке называют "синими воротничками", то есть квалифицированными рабочими. За станком можно работать очень эффективно, можно работать лучше всех, но нельзя работать красиво. Красоту бокса, во всяком случае, как ее понимает абсолютное большинство болельщиков, создают либо художники ринга вроде Роя Джонса, либо нокаутеры вроде Майка Тайсона, а "синие воротнички" просто обтачивают физиономии своих противников, как детали на станке. Делают они это очень квалифицированно, однако наблюдать за этим процессом далеко не всем интересно. Именно поэтому такие бойцы часто недополучают внимания и денег. А иногда и титулов, как это случилось с Уинки Райтом.

БЕДНЫЙ УИНКИ...

Когда в 1999 году Уинки Райт победил восходившую тогда звезду Фернандо Варгаса, судьи отдали победу Варгасу а боксерский бомонд сделал вид, что Уинки Райта вообще не существует. И продолжал делать этот самый вид даже тогда, когда Райт в 2001 году завоевал титул IBF в категории до 69,9 кг.

На счастье Уинки, Шейн Мосли, которому тогда принадлежали титулы WBA и WBC в той же категории, оказался человеком гордым и честным. Он не хотел, чтобы кто-нибудь за его спиной судачил о том, что он уклоняется от боя с чудовищно неудобным левшой Райтом, и сам проявил инициативу по организации их поединка. Но честность, как известно, до добра не доводит. Не довела она и Шейна Мосли, которого в марте 2004 года Райт достаточно убедительно победил по очкам. В ноябре того же года Райт выиграл и матч-реванш. На этот раз его преимущество было совсем небольшим, однако ему отдали победу, так как Мосли к тому моменту сам звездой уже не был и им можно было пожертвовать.

Уинки, как человек порядочный, много раз повторял в своих интервью, что, если бы не Мосли, он бы до сих пор боксировал на провинциальных рингах, а его бои показывали бы на второстепенных каналах.

В мае 2005 года окрыленный своей яркой победой над "обмачившимся" мачо Рикардо Майоргой, вернувшийся на ринг блестящий экс-чемпион мира Феликс Тринидад решил встретиться с Райтом. Думаю, исходил он из того, что безударный Уинки вряд ли сможет причинить ему большой вред. Никаких сотрясений мозга и переломанных костей у Тринидада после этого бояне было, но Райт его совершенно деморализовал и деклассировал. Он при всем честном народе практически безнаказанно порол Феликса все 12 раундов. Здесь уже и судьи ничего не могли поделать. Это было так унизительно, что Тринидад после боя вторично покинул ринг. Только теперь Райта окончательно признали, потому что не признавать стало уже просто невозможно, но все равно не полюбили.

Тем не менее всегда абсолютно трезвый на свой счет Райт допустил здесь одну ошибку. Видимо, он счел, что теперь, когда практически все официальные боксерские авторитеты стали ставить его на второе место в списке лучших бойцов во всех весах после Флойда Мейуэзера, засуживать его больше не станут. Так или иначе, но он вознамерился встретиться с чемпионом мира в категории до 72,6 кг по версиям WBC, WBA и WBO Джерменом Тейлором. Лично я остерегался давать прогнозы перед этим боем, так как полагал, что, может быть, Райту известно то, что не известно мне, иначе было не совсем понятно, как он решился на подобную авантюру.

Дело в том, что большинство звезд современного ринга находится сейчас в "переходном" возрасте, то есть им уже столько лет, что они вот-вот повесят перчатки на гвоздь. Самый умный из них, Оскар Де Ла Хойа, стал даже "играющим промоутером", как когда-то в футболе становились играющими тренерами. В этой ситуации новых звезд начали надувать искусственно, как мыльные пузыри. Самым надутым из них стал Джермен Тейлор. Две его крайне блеклые победы над Бернардом Хопкинсом очень наглядно продемонстрировали то, что его тянут в звезды за уши, а явно организованная после этих боев поддержка в прессе показала, что будут тянуть и дальше, ибо деньги в него, видимо, вложены немалые. Драться с таким соперником - дело крайне неблагодарное, если не бесперспективное. Однако Уинки Райт полагал, что он готов к бою и с самим Джерменом Тейлором, и с судьями. Как оказалось, напрасно.

Бой сложился именно так, как многие и предполагали. Технически Райт очень сильно превосходил недоделанную звезду Тейлора, но ему было очень тяжело и неудобно работать с таким крупным соперником. Однако он освоился и с этим. У Тейлора были свои моменты и свои раунды. В целом он дрался очень неплохо, но не более того. У Райта был еще один трудный момент в середине боя, в 6-м и 7-м раундах, но он поймал второе дыхание и до 11-го раунда включительно боксировал очень хорошо.

А в 12-м Уинки повел себя несколько странно. Он мало что делал, как будто победа была у него уже в кармане и нечего рисковать. В результате Тейлору удалась пара атак, за которые Райт почти тут же с лихвой рассчитался. В целом раунд он выиграл, но не слишком убедительно, и именно это дало главный козырь в руки команде Тейлора и всех, кто его поддерживал.

Понимая, что судейство будет предвзятым, я на своей "карте" отдавал Тейлору все, что можно. Однако в конце концов у меня все равно получилось, как и у одного из судей, 115-113 в пользу Райта. Второй арбитр поставил такие же очки, но уже в пользу Тейлора, а третий определил ничью - 114-114. Результатом матча стала ничья, позволившая Тейлору сохранить свой титул.

Любопытно, что двое последних судей отдали 12-й раунд Тейлору. Уинки Райт после боя возмущенно сказал: "Что он сделал в этом раунде, чтобы заслужить победу?" И был совершенно прав, однако его мало кто услышал. Большинство СМИ, подзаряженные или просто понимающие, куда ветер дует, поспешили согласиться с официальным вердиктом и назвали ничью самым справедливым результатом, добавив, что именно пассивность в последнем раунде стоила Уинки победы. В принципе Райт выиграл не так много, и на громкий скандал эта история не тянула. Обирали людей и почище. Однако послевкусие от всей этой боксерской истории, как сказал мне один давний приятель, с тоски в армии как-то хлебнувший одеколон "Ринг", осталось такое же, как и после вышеупомянутого напитка.

...И НЕБОГАТЫЙ БЕРНИ

Экс-чемпион мира в среднем весе Бернард Хопкинс, защитивший свой титул рекордные 20 раз, пока не проиграл его год назад не столько Джермену Тейлору сколько своему возрасту, напоследок одержал еще одну победу, одну из самых блестящих в своей бесконечной карьере. 10 июня в Атлантик-Сити он разделал под орех экс-чемпиона мира в полутяжелом весе Антонио Тарвера, проигравшего до этого свой титул не боксеру а чиновникам и по-прежнему считавшегося самым сильным боксером в этой категории.

Бернарду Хопкинсу понадобилось множество лет и по крайней мере 10 защит своего титула, чтобы его наконец заметили. Да и то заинтересовались не столько им как боксером, сколько его бесподобной биографией. В советское время портреты подобных персонажей вывешивали в тюрьмах и колониях с небольшими текстами под заголовком: "Он встал на верный путь".

В начале 80-х, будучи кандидатом в олимпийскую сборную, в свободное время юный Берни снимал цепочки с разных шей на улицах филадельфийских трущоб, имеющих в Америке такую же репутацию, как нью-йоркские Гарлем и Южный Бронкс. По совокупности за все свои подвиги 17-летний Хопкинс получил восемь лет, из которых отсидел четыре с половиной. В тюрьме он взялся за ум, которого, как полагали многие, у него не было вообще. Они ошибались. Бернард очень умный человек и к тому же умеющий прекрасно говорить.

В свое время он подробно рассказал о том, как встал на праведный путь и что его к этому подвигло. Вот лишь две цитаты из его собственных воспоминаний.

"Едва ты попадаешь в тюрьму, как все тамошние акулы начинают ждать, что ты как-то выдашь свой страх. Мне было 17 лет. Я был окружен убийцами, насильниками, скинхедами, парнями из мафии, так что я попал в опасную ситуацию. Я видел, как парня зарезали заточкой из-за пачки сигарет. Я видел, как людей насилуют. Даже в душевую нельзя было войти голым. Душ приходилось принимать в трусах, потому что, как бы силен ты ни был, с четырьмя-пятью парнями тебе все равно не справиться".

"Бокс был моим лучшим лекарством. Он спас мой разум. Я тренировался, как одержимый бегал кругами по тюремному двору повторяя снова и снова: "Когда-нибудь я выйду отсюда. Когда-нибудь я стану чемпионом".

Он вышел из тюрьмы и в 1995 году с третьей попытки стал чемпионом мира, каковым оставался до прошлого года.

"Синеворотничковая" манера ведения боя никак не способствовала росту его популярности. Впервые о нем серьезно заговорили только после того, как он защитил свой титул в десятый раз. Ведь такое достижение трудно замолчать. Но по-настоящему прославился он, только когда в 2001 году нокаутировал Феликса Тринидада. Ему было 36 лет, и карьера его, как все полагали, уже заканчивалась. Однако после этого он защитил свой титул еще шесть раз, в том числе и против Оскара Де Ла Хойи, и, только когда ему уже перевалило за 40, в двух тягучих и равных боях уступил Джермену Тейлору.

Крайняя независимость в сочетании с достаточно ограниченной привлекательностью для широкой публики сделали Хопкинса очень непопулярным в промоутерских кругах. Его бы давно сплавили, но он побеждал всех со слишком уж большим преимуществом. Что с таким поделаешь? Однако в достаточно равных боях с Джерменом Тейлором судьи не стали отдавать ему равные раунды, как это обычно делается в боях с участием популярных чемпионов, и в результате он проиграл с минимальной разницей в очках.

В бою Хопкинса с Антонио Тарвером ожидалось, что судьи будут нейтральны. Во-первых, Тарвер собственной независимостью уже тоже многих достал, во-вторых, ему самому уже 37 лет, и много на нем все равно не заработаешь.

Тем не менее то, что произошло в этом поединке, стало полной неожиданностью. Все-таки Тавер выступал в "родной" для себя весовой категории, он выше Хопкинса и, наконец, дважды побеждал Роя Джонса, которому Хопкинс, правда очень давно, в 1993 году проиграл. Ожидался довольно тягучий, вязкий бой, победу в котором одержит то ли один, то ли другой, но все-таки шансы Тарвера казались более предпочтительными. Однако Бернард сначала присмотрелся к Антонио, а потом стал его громить. Габариты и крепкая челюсть уберегли Тарвера от нокаута, однако проиграл он в одну калитку Все трое судей отдали победу Хопкинсу со счетом 118-109.

Но самое любопытное произошло уже после боя. Выдающийся боксер одержал выдающуюся победу, а внимание этому событию было уделено крайне мало. Например, самый популярный боксерский сайт fightnews.com даже не опубликовал фоторепортаж с этого матча, как со всех остальных крупных боев. М-да, все-таки публика сильно отличается от сотоварищей Хопкинса по тюрьме. Ей насильно мил не будешь. Хоть в трусах приходи, хоть без.