Газета Спорт-Экспресс № 131 (4110) от 13 июня 2006 года, интернет-версия - Полоса 16, Материал 1

14 июня 2006

14 июня 2006 | Теннис

ТЕННИС

ROLAND GARROS

ФЕНОМЕН ПРЕВЗОШЕЛ ГЕНИЯ

Как уже сообщал "СЭ", в воскресенье испанец Рафаэль Надаль во второй раз подряд выиграл Открытый чемпионат Франции, заработав при этом 940 000 евро призовых.

Глеб ШАТУНОВСКИЙ

Из Парижа

КТО ПОВТОРИТ ПОДВИГ АНДРЕЕВА?

С начала Открытой эры (1968 год) Надаль стал седьмым игроком, сумевшим защитить свое чемпионское звание на кортах Roland Garros. Шестеро других великих чемпионов Парижа - Ян Кодеш, Бьорн Борг, Иван Лендл, Джим Курье, Серхи Бругера и Густаво Куэртен. В этой звездной компании особняком стоит Борг, сумевший выиграть French Open четыре раза кряду. Новая цель для 20-летнего испанского конкистадора?

Помните, кто нанес Рафаэлю Надалю последнее поражение на грунте? Если уже успели забыть, то напомню: российский теннисист Игорь Андреев, обыгравший будущего теперь уже двукратного чемпиона Roland Garros весной прошлого года в испанской Валенсии на первом из серии европейских турниров на земляном покрытии. Когда год назад я в шутку поинтересовался у Андреева, каково ощущать себя единственным победителем Надаля, он в тон мне ответил, что в тот день супериспанца победил бы и весьма неуверенно чувствующий себя на грунте Дмитрий Турсунов, поскольку Рафаэль только-только вернулся в Европу из-за океана и не успел ни привыкнуть к смене часовых поясов, ни перестроиться с харда на землю.

С тех пор Надаль на своем любимом покрытии не проигрывал больше никому: ни теннисному гению Роджеру Федереру, ни славящимся своей дисциплинированностью и цепкостью Гастону Гаудио и Гильермо Кория... О шансах подавляющего большинства оппонентов Надаля на победу в Открытом чемпионате Франции не хотелось даже рассуждать - настолько они были малы.

В чем же феномен Надаля, лучше которого защищаться на земле не умеет сейчас никто? Может, в том, что помимо уникального форхэнда, мощного и точного, идеально подходящего для грунта, помимо поистине сверхчеловеческой выносливости и умения за счет мастерского скольжения и гимнастической растяжки доставать самые мертвые мячи в арсенале испанца имеется еще одно весьма действенное оружие: с первых же минут матча он ведет мощную психологическую атаку на своего соперника, кем бы тот ни был. Надаль не позволит себе и секундной расслабленности, не только не подарит оппоненту хотя бы одно легкое очко, но даже не позволит ему хотя бы перевести дух. Напротив, ритм и напряжение борьбы с каждым геймом будут только возрастать, приводя теннисиста, находящегося по другую сторону сетки, в отчаяние. В качестве последнего штриха к портрету этого грунтового монстра добавлю, что Надаль, держа ракетку в левой руке, бьет справа почти с такими же силой и эффективностью, как лучшие теннисисты-правши. Ну и, наконец, следствием стиля Надаля - игра по зоне, а не по месту - является крайне малое количество совершаемых им невынужденных ошибок. Впечатляет? По сути, единственным, кто действительно способен сражаться на равных с Надалем на грунте, является Федерер, своим талантом от Бога компенсирующий нехватку необходимых для этого покрытия физических данных. И неслучайно с самого начала Roland Garros-2006 воспринимался всеми как исключительно противостояние первой ракетки мира из Швейцарии и второй - из Испании.

Кстати, из их предыдущих семи матчей Надаль выиграл шесть, что дало повод одному моему коллеге спросить испанца во время турнира, не считает ли он себя лучшим теннисистом, чем Федерер. Услышав это, Надаль изрядно разволновался и ответил в том смысле, что лучшей системы определения силы игроков, чем рейтинг, пока не придумано. И если Федерер стоит в рейтинге первым, а Надаль - вторым, то именно Федерер и является лучшим.

Надо отдать должное Рафаэлю: несмотря на столь юный возраст и свойственную уроженцам Испании горячность, его ответ на каверзный вопрос был очень дипломатичным. Хотя совершенно очевидно, что самолюбие Надаля не может не задевать тот факт, что лучшим теннисистом планеты он является только на грунте. На всех прочих покрытиях испанец пока в тени швейцарца, однако во многих интервью Рафаэля проскальзывают полунамеки на то, что он стремится из этой тени выйти. Недаром на вопрос, что еще ему нужно улучшить в своей игре, Надаль категорично ответил: "Все!" Как рассказали мне испанские журналисты, Рафаэль под руководством своего тренера и дяди Тони Надаля сейчас активно работает над улучшением подачи и игры у сетки, что является ключом к успеху на быстрых покрытиях вроде синтетики или травы.

Испанец - победитель Уимблдона? Еще пару лет назад это показалось бы неумной шуткой. Однако стоит хотя бы раз посмотреть, как играет и как тренируется Рафаэль, чтобы понять: в этой шутке доля правды гораздо больше доли шутки.

ШАНС В ЧЕТВЕРТОЙ ПАРТИИ

Просматривая как-то страницы одного популярного российского теннисного интернет-форума, в разделе "Ляпы СМИ" я наткнулся на такую курьезную фразу какого-то коллеги: "...на этом турнире в Роттердаме Евгений Кафельников уступил один-единственный сет некоему швейцарцу Роджеру Федереру". Заметка датировалась 1999 годом и ляпом чистой воды, конечно же, не являлась. Но хотя тогда Федерер еще и не был тем теннисным гением, игрой которого мы восхищаемся и наслаждаемся сегодня, он уже считался одним из самых перспективных молодых теннисистов, а многие эксперты прочили ему со временем титул первой ракетки.

С тех пор немало воды утекло, и в последние годы Роджер неизменно является главным претендентом на победу в любом турнире, в котором участвует, за исключением Roland Garros, и явным фаворитом в матче против любого соперника, за исключением Рафаэля Надаля. Любопытная и даже пугающая статистика: в этом сезоне счет в противостоянии Федерер - остальной мир - 44-4 в пользу швейцарца. Причем автором всех четырех поражений Роджера стал Надаль.

В 2006 году Федерер уже выиграл Australian Open, вероятнее всего, победит на Уимблдоне и будет главным фаворитом на US Open. В глазах всего теннисного мира он уже великий чемпион, возможно, даже более великий, чем Род Лейвер и Пит Сампрас. Однако сам себя Роджер таковым еще не считает. Для этого ему нужно хотя бы раз победить на Roland Garros, обыграв в финале Рафаэля Надаля.

В воскресенье поначалу казалось, что у Федерера есть шанс восполнить этот пробел - настолько уверенно взял он первую партию. А когда в четвертом сете Надаль подавал, ведя - 5:4, Роджер сделал брейк, вытянув тяжелейшее очко при счете 30:30. И все же запаса прочности швейцарцу не хватило. В перестрелках с задней линии Надаль, как правило, его переигрывал.

ТРИУМФ КАК СИМВОЛ

-Рафаэль, является ли эта победа для вас более важной, чем прошлогодняя, учитывая, что вы не только защитили свое звание, но и обыграли в финале Роджера Федерера, первую ракетку планеты? - спросили Надаля на итоговой пресс-конференции.

- Она, без сомнения, более значима, но по другим причинам. Еще в начале этого года я был травмирован и не знал, смогу ли вообще играть в теннис, а не то что выигрывать турниры. Поэтому нынешний парижский триумф является символом моего возвращения на корт, победой над самим собой.

-В этом году вы уже четырежды обыграли Федерера, причем не только на грунте. Может, настало время признать, что у вас с ним разница только в рейтинге, а по игре вы ему как минимум не уступаете?

- Пока Федерер стоит в рейтинге выше меня, именно он является первой ракеткой мира, а я - только второй. Роджер потрясает своей стабильностью. Если он не выигрывает турнир, то как минимум доходит до финала, и его отрыв от всех остальных продолжает оставаться огромным.

-Что вам нужно сделать для того, чтобы стать первым в мире?

- Думаю, лучше сформулировать вопрос иначе: что для этого нужно сделать Федереру (смеется). Потому что если он продолжит играть в том же духе, то обойти его будет невозможно. Однако играть так бесконечно долго Роджеру вряд ли удастся. Ему уже немало лет, по теннисным меркам, и спустя какое-то время он будет не столь стабилен. Когда это произойдет, я смогу попытаться выйти в рейтинге на первую позицию. Если, конечно, не появится какая-то другая звезда масштаба Федерера.

ФЕДЕРЕР НЕ ПОТЕРЯЛ НАДЕЖДЫ

-Роджер, после первого сета победа казалась такой близкой. Упустив ее, что вы чувствуете: разочарование, досаду на самого себя или на соперника, может быть, злость? - вопрос Федереру.

- Разочарование, конечно же, присутствует, но злость - слишком сильная эмоция даже для таких поражений. Я ведь пытался обыграть его, правильно? Сделал все возможное, но он сегодня оказался сильнее. Что ж, вновь постараюсь обыграть его в следующем году А пока буду думать об оставшейся части сезона и в первую очередь об Уимблдоне.

-Насколько сильно ваше разочарование?

- Мне сложно оценить его. Я проиграл Надалю. Это факт, и я должен с ним смириться. Могу сказать, что в жизни у меня были гораздо более тяжелые моменты. А этот турнир в целом оказался для меня довольно неплохим. В прошлом году я дошел здесь только до полуфинала, а в этом сыграл в финале. Может, через год смогу добиться еще большего.

-Вы говорите о возможности своей победы на Roland Garros. Действительно считаете, что у вас есть реальный шанс выиграть его хотя бы раз?

- Следующий Roland Garros состоится только через год, а за это время многое может измениться. Скажем, Надаль потеряет свою феноменальную форму или еще что... Посмотрим. Но в любом случае победа в Париже остается для меня одной из самых главных целей.