Газета Спорт-Экспресс № 127 (4106) от 8 июня 2006 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 2
ТЕННИС |
ROLAND GARROS |
Боб БРАЙАН, Майк БРАЙАН: "В ПОЛУФИНАЛЕ ПРОТИВ РУССКИХ У НАС ЕСТЬ ШАНС"
Глеб ШАТУНОВСКИЙ |
из Парижа |
Люди, играющие в теннис для удовольствия, часто отдают предпочтение парной комбинации. Она намного азартнее, динамичнее, да и дешевле игры один на один, поскольку стоимость аренды корта делится на четверых. Но, приходя на теннисный турнир, те же самые люди отправляются смотреть поединки Рафаэля Надаля против Роджера Федерера, Марата Сафина против Давида Налбандяна или, допустим, Гаэля Монфиса против Новака Джоковича. А парный матч даже с участием самых ярких звезд соберет зрителей гораздо меньше.
Да, так уж получилось, что парный теннис занимает при теннисе одиночном положение бедного родственника. Парные матчи за редкими исключениями не проводятся на центральных кортах, практически любой сильный теннисист без колебаний снимется с парного турнира, если это хоть как-то будет мешать его продвижению по турнирной сетке в одиночке. Между тем искушенный теннисный болельщик наверняка согласится с тем, что одиночные поединки заметно уступают парным в зрелищности.
Как и в одиночке, в паре есть свои суперигроки. Из нынешних внимание прежде всего привлекают 28-летние американские братья-близнецы Боб и Майк Брайаны, доходившие до финала на пяти подряд турнирах "Большого шлема" и повторившие рекордный показатель знаменитых австралийских Вудисов - Тодда Вудбриджа и Марка Вудфорда. А если Брайаны выйдут в финал этого "Ролан Гаррос", от которого их, кстати, отделяет лишь один шаг, то станут чистыми рекордсменами.
Идея поговорить с Бобом и Майком возникла у меня, когда я перечитал довольно давно опубликованное в "СЭ" интервью со знаменитым российским парным игроком Андреем Ольховским. Он жаловался тогда на то, что для него и его коллег ситуация в АТР ухудшается год от года и скоро, возможно, парному разряду там совсем не останется места. Но сегодня положение, похоже, стало меняться к лучшему, и во многом благодаря братьям Брайанам. Они стали инициаторами подачи судебного иска к теперь уже прежнему руководству АТР-тура во главе с Марком Майлзом, в результате чего планировавшиеся драконовские законы в отношении парной комбинации не были приняты, а все топ-чиновники АТР подали в отставку. Пришедший на смену Майлзу Этьенн де Вильерс сделал едва ли не главным пунктом своей программы возвращение интереса к парному теннису. Возможно, дело наконец сдвинется с мертвой точки и те зрители, которые еще не успели оценить красоту парного разряда, сумеют это сделать.
То, что отношение к парным матчам постепенно меняется, доказывает такой факт. Поговорить с Брайанами после их победы во втором круге "Ролан Гаррос" в крохотный зальчик № 3 пресс-центра пришли помимо корреспондента "СЭ" еще семь журналистов, в том числе один из самых уважаемых теннисных обозревателей Грег Гарбер из ESPN. (На предыдущем Открытом чемпионате Франции свою первую и единственную пресс-конференцию Боб и Майк дали только после финального матча, в котором они уступили шведско-белорусскому дуэту Юнас Бьоркман/Максим Мирный.) Американские теннисисты были изрядно удивлены, увидев столько народа, а Майк даже пошутил: "Вы, парни, ничего не перепутали? Сегодня мы играли не финал, а матч второго круга". Разговор, начавшийся столь непринужденным образом, столь же легко и продолжился. Брайаны никуда не спешили и явно получали удовольствие, отвечая на вопросы и о себе, и об Энди Роддике с Рафаэлем Надалем, и о предстоящем матче Кубка Дэвиса, и о том, почему американцы так неудачно выступают в Париже... С наиболее интересными фрагментами этого коллективного интервью я хочу вас сегодня познакомить. Необходимое уточнение: ответ на каждый вопрос принадлежит обоим братьям, которые очень похожи не только внешне.
-В одиночном разряде у американских теннисистов побед на "Ролан Гаррос" не было со времен Майкла Чанга. Вы же на парижских кортах всегда считаетесь главными претендентами на успех, выиграли этот турнир в 2003 году, дошли до финала в прошлом. В чем тут дело?
- В парной комбинации свои особенности. Одна из основных - выступающие в ней игроки гораздо меньше двигаются по корту. А ведь главной причиной неудач Энди Роддика или Пита Сампраса в Париже было то, что они значительно уступали в движении тем же испанцам. Нам значительно проще, не нужно так накачивать ноги, чтобы они напоминали стволы деревьев.
-Сампрас очень хотел выиграть Roland Garros, но тот так и остался единственным турниром "Большого шлема", который ему не покорился. Пока безуспешно пытается добиться здесь успеха и нынешняя первая ракетка США Энди Роддик. Как вы думаете, есть ли у теннисиста, выросшего на другом покрытии, шанс победить в Париже?
- Если здесь постелют хард, то у Роддика будут все шансы сделать это (говорящий это Майк весело улыбается.). А если серьезно, то я не понимаю, почему Энди никак не может добиться на "Ролан Гаррос" хотя бы относительного успеха. Здешние корты по скорости отскока мяча довольно близки к харду, поэтому его мощная подача и не менее мощные удары с задней линии являются и на парижском грунте грозным оружием. Возможно, дело в психологии. Роддику просто надо поверить в то, что он может выиграть этот турнир.
-Собираетесь ли вы приехать в Москву на матч Кубка Дэвиса против России?
- Да.
-За последние годы в американской сборной менялись капитаны, уходили и приходили одиночные игроки, и только присутствие в ней братьев Брайанов было незыблемым. Выступление за национальную команду имеет для вас какое-то особое значение?
- Это, по сути, единственный шанс увидеть на матчах с нашим участием полные трибуны, поэтому мы и не хотим его упускать (оба улыбаются). На самом деле нам действительно очень нравится приезжать в сборную. Здесь царит особая командная атмосфера, которую не встретишь на индивидуальных турнирах.
-Учитывая тот факт, что равного вам по классу дуэта в российской команде нет, парная комбинация может стать решающей в судьбе матча. Чувствуете в связи с этим повышенную ответственность?
- Повышенную? Нет. В конце концов в общекомандный успех свою лепту должен внести каждый. Мы можем принести сборной только одно очко, а для победы их нужно еще как минимум два. Но, конечно же, нам приятно, когда нас называют ударной силой американской команды.
-У кого, на ваш взгляд, больше шансов на победу в предстоящем матче?
- Вероятно, у нас, особенно с учетом проблем, которые есть в российской сборной. Марат Сафин никак не может преодолеть затяжной кризис, другой ваш сильный грунтовой игрок - Игорь Андреев травмирован. Кто там есть помимо Давыденко? Южный и Турсунов? Этих ребят обыгрывать на земле вполне можно.
-Расскажите немного о ваших отношениях с АТП. Недавно вы одержали над ее чиновниками небольшую, но все же победу.
- Отступать уже было некуда. В планах прежнего руководства АТР было введение для парных игроков одиночного рейтинга. Если бы это было сделано, большинство из нас попросту осталось бы без работы. Мы ведь одиночные турниры почти не играем, и рейтинг у нас там, прямо скажем, ниже некуда. Но намерение АТР реорганизовать пару стало лишь последней каплей. Протест зрел давно. Так как отношение к нам организаторов турниров постоянно ухудшалось. На некоторых турнирах парные соревнования вообще исключили из программы, на других нас загоняли играть чуть ли не на задний двор. Да вот совсем свежий пример. Недавно на одном турнире мы должны были сыграть финал на центральном корте, но в самый последний момент организаторы перекроили расписание и поставили вместо нас одиночный матч ветеранов. А мы играли практически ночью, на другом корте и почти без зрителей, потому что наших болельщиков на тот корт не пустили - они ведь заранее купили билеты на центральную арену. Да, это, конечно, из ряда вон выходящий случай, но на других турнирах ситуация немногим лучше.
-Прежнее руководство АТР ушло, теперь Ассоциацию теннисистов-профессионалов возглавляет Этьенн де Вильерс, отношения с которым у вас, похоже, складываются более позитивно.
- К счастью, де Вильерс сам большой любитель и ценитель парного разряда, поэтому мы очень рассчитываем на его поддержку. Кое-что уже делается. Так, скоро хозяев турниров обяжут не только иметь в программе парную комбинацию, но и проводить определенное количество парных матчей на центральных кортах. Организаторы часто жалуются на то, что мы не приносим им никаких доходов, так как зрительский интерес к нам минимален. Но если нас постоянно задвигать куда подальше, то откуда этому интересу взяться? А вот если парный теннис правильно подавать и рекламировать, то его коммерческий успех будет не меньшим, чем у одиночного разряда.
-Уже почувствовали, что отношение к вам на турнирах меняется в лучшую сторону?
- Да. Постепенно начинаем ощущать себя людьми, а не отбросами теннисного общества.
-Наверное, вашим любимым турниром является US Open?
- Безусловно. В Нью-Йорке мы всегда собираем полные трибуны. Однако и другие три чемпионата "Большого шлема" являются для нас крайне важными. На них мы всегда настраиваемся по-особому.
-Поговаривают, что в жизни вы делите друг с другом чуть ли не все. Где проходит граница этого "всего"?
- Зубные щетки и девушек мы не делим (смеются). Но у нас действительно много общего: живем в одном доме, пользуемся машинами и вещами друг друга. У нас схожие привычки, симпатии и антипатии, поэтому мы никогда не надоедаем друг другу и никогда не ссоримся.