Газета Спорт-Экспресс № 112 (4091) от 22 мая 2006 года, интернет-версия - Полоса 16, Материал 1

22 мая 2006

22 мая 2006 | Баскетбол

БАСКЕТБОЛ

Боб МАКАДУ: "ИЗ СБОРНОЙ СССР БОЛЬШЕ ДРУГИХ ЗАПОМНИЛИСЬ ЛИТОВЦЫ"

Один из лучших баскетболистов мира 70 - 80-х годов прошлого века, ныне работающий в тренерской бригаде клуба НБА "Майами Хит", дал интервью собственному корреспонденту "СЭ" в Северной Америке.

Слава МАЛАМУД

из Вашингтона

Для одних баскетбольных болельщиков он - член Зала славы и звезда 70-х. Той самой "мутноватой" эры - между Рассэллом - Чемберленом и Мэджиком - Бердом, когда матчи НБА не транслировались в прямом телеэфире. Единственный повод вспомнить "мертвую" команду "Баффало Брэйвз", в которой Макаду завоевал титул MVP НБА-74/75 и которая вскоре после его ухода превратилась в хронического середняка "Лос-Анджелес Клипперс". Для других - двукратный чемпион заокеанской лиги в составе легендарного "Лос-Анджелес Лейкерс" 80-х годов с Мэджиком Джонсоном и Каримом Абдул-Джаббаром. Для третьих - бесспорный лидер "Милана", игравшего против ЦСКА, "Жальгириса", сборной СССР в европейских турнирах, дважды приводивший итальянскую команду к победам в Кубке чемпионов Старого Света. Относитесь вы к какой-то из трех перечисленных выше категорий или нет - в данном случае не важно. В любом случае, Боб Макаду - живая баскетбольная легенда.

КАРАУЛ У МАВЗОЛЕЯ

-Вы были первой звездой НБА, сыгравшей за европейский клуб. Как решились на переезд через Атлантику?

- В сезоне-85/86 я провел за "Филадельфию" всего 29 матчей, - рассказывает Макаду. - Надеялся подписать с клубом новый контракт, однако предложение задерживалось. А тут позвонил Дэн Петерсон, который тогда был тренером "Милана". Он еще за год до этого звал меня в Италию. Тогда я сказал, что еще не готов. А тут подумал: "Почему бы и нет?" И - поехал.

-Что вы ожидали увидеть в Европе и сколько времени собирались там провести?

- Даже не знал, чего ожидать. Ну, думал, годик-другой поиграю, и все - уйду на покой. А оказалось, что мне жутко повезло. Во-первых, попал в большой красивый город. Во-вторых, удачно получилось с партнерами по команде. В первую очередь, конечно, с Майком Д'Антони, который сейчас тренирует "Финикс". Он и в НБА был не на последних ролях, а в Европе стал одним из лучших игроков всех времен. Дино Менегин, великий итальянец, тоже пришел в "Милан" как раз в то время. В первый же мой сезон мы выиграли все турниры: чемпионат Италии, Кубок Италии, Кубок европейских чемпионов. Естественно, после такого успеха уезжать не хотелось. Я и остался.

-Д'Антони был на хорошем счету в НБА, но до вас ему было все-таки далеко...

- Я согласился перейти в "Милан" исключительно из-за Петерсона. Если тренер - американец, значит, проблем с языковым барьером не будет, а это очень важно. А если основной разыгрывающий - тоже американец (то есть Д'Антони. - С.М.), так это еще лучше. Мне успели рассказать много страшных историй про американцев в Европе. О том, как им тяжело сыграться с тамошними баскетболистами. Но у меня таких проблем не было.

-Что за "страшные истории"? О чем?

- Для "большого" баскетболиста - такого, как я (рост 206 см. - С.М.), очень важно иметь идеальное взаимопонимание с разыгрывающим. Это ключевой момент. Посмотрите, с какими плеймейкерами я играл в НБА: в "Баффало" - с Эрни Дигрегорио, в "Нью-Йорке" - с Уолтом Фрэзером, в "Лейкерс" - с Мэджиком Джонсоном. Сами понимаете, к какому уровню взаимодействий привык. Высокорослый игрок с хорошим броском нуждается в ком-то, кто умел бы здорово отдать пас. Иначе можно умереть от злости, открываясь и не получая передач. Многие американцы в Европе тогда от этого и страдали. Европейские разыгрывающие не успевали вовремя доставить им мяч.

-Вы приехали в Италию в 35 лет и без труда стали там суперзвездой. Каким вообще было в те годы соотношение уровней баскетбола между НБА и Европой?

- Класс европейских команд был, конечно, ниже - но все-таки повыше, чем в американском студенческом баскетболе. Помню, в 1987 году на турнире McDonald's Open "Милан" как обладатель Кубка чемпионов играл с клубом-середняком НБА "Милуоки Бакс". Мы сражались отчаянно, дали бой и все равно проиграли очков 10-12.

-Зато вы в том матче набрали более 40 очков...

- И примерно столько же - против сборной СССР, которой мы тоже проиграли. Ноги у меня были еще в порядке. В среднем по 25 очков за матч "Милану" приносил...

-Как вы понимаете, о матче со сборной СССР мне хотелось бы узнать поподробнее...

- Тогда в ней было много классных игроков... Сабонис, естественно. Вообще, мне больше всего запомнились литовцы. У нас с ними и в Кубке чемпионов были настоящие битвы.

-Вы имеете в виду "Жальгирис"?

- Как-как? Извините, но мне это трудно выговорить. Мы их просто литовцами называли. Команда в зеленой форме. А как холодно у них там было - боже мой! Помню, как я мерз, когда приезжал в Сиэтл на игры с "Суперсоникс". В НБА так и говорили: Supersonic cold ("Суперсониковский мороз". - С.М.). Так в Литве оказалось куда холоднее, чем в Сиэтле! Впрочем, это все мелочи. Куда важнее другое: если бы я не поехал в Европу, то никогда не повидал бы мир. А так побывал и в Литве, и в Москве. Помню, как мы ходили в мавзолей Сталина (корреспондент "СЭ" не стал поправлять собеседника. - С.М.). Меня поразили караульные. Стоять на морозе столько часов подряд не шевелясь - это фантастика. Только пар изо ртов!

В СВЯЗКЕ С МЭДЖИКОМ

-В 70-е вас считали лучшим высокорослым снайпером НБА. Но один легендарный баскетболист сказал: "Забудьте про "большого снайпера". Боб - просто лучший снайпер в истории лиги".

- О да! Как же это не запомнить?! Когда подобные вещи говорит такой человек, как Билл Рассэлл, это значит очень много. Я-то раньше никогда о себе так не думал. Но если нечто подобное говорит человек, выигравший 11 перстней чемпиона НБА, невольно подумаешь: "Н-да, наверное, я и в самом деле был неплох".

-В те годы вы не были таким скромным. В одном интервью даже процитировали Мохаммеда Али и назвали себя "величайшим".

- Ну, это молодость болтала. В 22 года все считают себя величайшими. Это потом, когда человек взрослеет, ему все меньше хочется, чтобы у окружающих волосы поднимались дыбом. Приходят спокойствие и хладнокровие.

-В "Баффало" вы три года подряд становились самым результативным игроком НБА (сезоны-73/74 - 75/76 - 30,6, 34,5, и 31,1 очка в среднем за матч соответственно. - С.М.). Но потом в вашей карьере наступил период "безвременья" с частыми переездами из одного плохого клуба в другой. Что случилось?

- К сожалению, в Баффало наступил хаос. Пришли новые хозяева, они стали плести интриги, стремясь перевезти команду в Калифорнию, а заодно продали и меня. Если бы все происходило в сегодняшней, стабильной НБА, я так и провел бы всю карьеру в Баффало.

-Но этот город далеко не столица баскетбола. Вы сами в те годы признавали: зачем оставаться там, где мальчишки на улицах предпочитают играть в хоккей?

- Это опять же сгоряча, по молодости. На самом деле ходили на "Брэйвз" неплохо, и команда была хорошая. Мы тогда за пару лет из клуба-новичка превратились в претендентов на чемпионский титул. Дела у "Баффало" шли так здорово, что руководство лиги еще тогда начало думать о дальнейшем расширении лиги на Север и создании команды в Торонто. Увы, потом все развалилось. А я начал играть в плохих клубах, получать травмы.. . Нет, в число лучших форвардов НБА входил по-прежнему. Но из-за командных неудач карьера, что называется, "застоялась".

-И все-таки после нескольких лет скитаний вы в 1981-м обрели в НБА "вторую молодость" - в "Лейкерс" с Мэджиком Джонсоном.

- Да. В этой команде я был шестым "номером".

-После стольких лет безусловного лидерства в разных клубах - и вдруг запасной...

- Ну и что? В некотором роде это было как раз то, что нужно. Такие команды, как "Детройт" конца 70-х, ставший одной из моих "остановок", спасать было ой как нелегко, если не сказать невозможно. В "Лейкерс" же мне сразу стало легче. Я перестал быть главной "точкой притяжения" обороны соперников. Раньше все время приходилось играть под двойной, а то и тройной опекой. И если Макаду не набирал 30 очков, все говорили, что он уже не тот. А в Лос-Анджелесе я оказался в компании суперзвезд.

-В "Нью-Йорке", где вы выступали до "Детройта", тоже были звезды. Эрл Монро, тот же Фрэзер...

- Они уже были "старыми звездами". А в "Лейкерс" тогда все только начиналось. Молодой Мэджик, Джаббар, потом подтянулся Джеймс Уорти. Ну и я - для "комплекта". Это было настоящее возрождение карьеры. В индивидуальном плане я уже успел многого достичь, но любой игрок жаждет прежде всего командных побед. А для этого мало быть хорошим баскетболистом - нужна еще и удача. Джон Стоктон, Карл Мэлоун, Патрик Юинг - кто скажет, что они не входят в число лучших игроков всех времен? А чемпионского перстня никому из троих так и не досталось.

-Каково это - играть в одной команде с Мэджиком?

- Лучше не придумаешь. Я знал, что, если буду открыт, мяч будет у меня. Уж Мэджик-то не подведет. У него был менталитет настоящего лидера и победителя. Выходя на площадку вместе с Мэджиком и Каримом, я был уверен: мы можем обыграть кого угодно.

"ЮТА" НИКОГДА НЕ ОТДАСТ КИРИЛЕНКО ПРОСТО ТАК

-Кто из современных игроков больше всего напоминает вам самого себя ?

- Дирк Новицки. Тут и думать нечего. Такой же высокий и быстрый снайпер. "Большого" опекуна к нему не приставишь, потому что Дирк намотает вокруг него круги. "Маленького" тоже - Новицки будет спокойно бросать через его руки весь матч. У этого парня очень большая "зона обстрела". Практически с любой дистанции и с любого угла. Это большая редкость. Сейчас в НБА кроме Новицки есть только один такой игрок - Кевин Гарнетт. Остальные "высокие" играют под кольцом и забивают сверху. Как наш Шакил О'Нил.

-Многие считают, что искусство броска с дистанции вообще уходит из современного баскетбола.

- Поправка: из американского баскетбола. У европейцев с этим все в порядке. В США игра строится на атлетизме, в Европе - на броске. У вас процветает зонная защита, а против нее бросок - самое эффективное оружие. Я помню, Артис Гилмор, еще одна суперзвезда НБА 70-х, тоже приехал в Европу вслед за мной, но ничего особенного там не добился. Не хватило умения попадать с дистанции.

-Зацикленность американцев на атлетической подготовке - одна из причин неудач сборной США в последние годы?

- Главная причина в другом: у наших ребят нет такого же рвения играть за сборную, как у иностранцев. Например, Жинобили, принесший Аргентине золото Олимпиады, умрет на площадке за свою страну. И его, и европейцев будут считать богами на родине, если они выиграют золото Игр или чемпионата мира. У наших такой мотивации нет. Американцев в первую очередь интересуют свои внутренние лиги.

-В "Майами" вы работаете с высокорослыми игроками?

- Да. В основном, с форвардами. Потому что научить Шака бросать невозможно. Да и не нужно. О'Нил нужен нам под кольцом, он должен вбивать мяч в корзину. Мощно, устрашающе.

-Единственная российская звезда НБА Андрей Кириленко тоже часто играет в амплуа мощного форварда. Как бы вы его оценили?

- Очень талантливый игрок. Один из лучших специалистов по блок-шотам. Чрезвычайно активен без мяча. Если бы Кириленко стал свободным агентом, за ним охотились бы минимум 25 клубов из 30. Но, насколько я знаю, у него действует долгосрочный контракт с "Ютой". А она никогда не отдаст столь классного игрока просто так. Ведь в Солт-Лейк-Сити на Кириленко держится вся команда.