Газета Спорт-Экспресс № 104 (4083) от 12 мая 2006 года, интернет-версия - Полоса 2, Материал 1

12 мая 2006

12 мая 2006 | Футбол

ФУТБОЛ

КУБОК РОССИИ. 1/2 финала. Ответные матчи

"ЗЕНИТ" - ЦСКА - 0:3

"ЗЕНИТ": ИЗ КНЯЗИ В ГРЯЗИ. НАДОЛГО ЛИ?

Владимир ЮРИНОВ

Наверное, символично, что эти два события произошли в один день. "Севилья" выиграла Кубок УЕФА, а "Зенит" тремя часами ранее лишился после поражения в полуфинале Кубка России от ЦСКА последней надежды осенью вновь выступить в Европе. Символично потому, что именно матчи со злым испанским гением наших клубов четко разделяют судьбу "Зенита"-2006 на "до" и "после".

В той, прежней, жизни были красивые победы над "Русенборгом" и "Марселем", уверенность в собственной европейской самодостаточности, надежды на то, что этой команде действительно под силу выигрывать все турниры, в которых она участвует, как того требовал в программном заявлении при вступлении в должность новый президент "Зенита" Сергей Фурсенко. За неполных полтора месяца, прошедших после злополучных 1:4 на стадионе "Рамон Санчес Писхуан", от всего этого остались лишь воспоминания. Не самые, прямо скажем, плохие воспоминания, но оттого еще болезненнее оказалось стремительное падение в апреле и мае - падение, в последние дни все больше напоминающее свободное.

Дело, конечно, не в самом по себе поражении от "Севильи" - оно послужило лишь своеобразным "водоразделом", так как многие нынешние проблемы "Зенита" были запрограммированы еще в тот, внешне вполне благополучный период. Это и постепенно зревший конфликт Властимила Петржелы с новым руководством клуба, и форсированная предсезонная подготовка. Сейчас, когда "Зенит" резко сдал, в том числе и в физических кондициях, уже совершенно очевидно: строилась та короткая "предсезонка" прежде всего на самое начало сезона. На те самые "Русенборг" с "Марселем". И как знать, не понимание ли того, что в мае "подсевшую" команду при наличии крайне тяжелого календаря игр ждут неизбежные осечки, подтолкнуло теперь уже бывшего главного тренера к активной эскалации конфликта с клубным руководством?

Впрочем, теперь "период Петржелы" стал уже частью истории "Зенита". И споры вокруг роли личности чешского тренера в этой самой истории, какими бы горячими они ни были в Северной столице в эти дни, неизбежно будут сходить на нет. "Надо поблагодарить Петржелу за все, что он сделал для "Зенита", и идти дальше", - сформулировал самую взвешенную в нынешней ситуации позицию капитан петербуржцев Владислав Радимов.

Вот только попрощаться при этом, пожалуй, стоит не только с самим Петржелой, но и с тем "Зенитом", каким он был под руководством чешского специалиста. Очевидно, что после летней паузы в чемпионате России команда с берегов Невы предстанет уже иной. И какой бы период ни наступил в санкт-петербургском футболе после чешского - голландский или, быть может, французский, - строить эту команду предстоит фактически заново. Ведь последние матчи наглядно показали: "Зенит" Петржелы без него самого - даже со скидкой на плохое физическое состояние игроков - похож лишь на собственную тень.

В такой ситуации потеря пресловутой путевки в Европу отнюдь не представляется трагедией. Да, к хорошему привыкаешь быстро, и болельщики еще долго будут вспоминать нынешнюю фантастическую евровесну. Но вот надежда на то, что "новый" "Зенит" вновь окажется конкурентоспособен по европейскому разряду уже к концу лета, невелика. Отсутствие клуба из Северной столицы в еврокубках гипотетически может лишь осложнить переговоры с потенциальными кандидатами на роль нового главного тренера, да и то вряд ли. Для них при желании наверняка можно найти и другие, весьма убедительные аргументы.

Гораздо более тревожным представляется тот факт, что на матче, в котором решалась судьба этой самой путевки в еврокубки - к тому же против одного из самых принципиальных соперников и в прекрасную футбольную погоду, - на "Петровском" не наблюдалось даже подобия аншлага. Ведь "Зенит" в последние годы стал для Петербурга не просто любимой футбольной командой, а частью образа жизни. Растратить в спорах и конфликтах последних месяцев это - пожалуй, самое главное - достижение было бы для Северной столицы печальнее всего.

Санкт-Петербург