Газета Спорт-Экспресс № 103 (4082) от 11 мая 2006 года, интернет-версия - Полоса 12, Материал 1

12 мая 2006

12 мая 2006 | Хоккей - Чемпионат мира

ХОККЕЙ

ЧЕМПИОНАТ МИРА

ВОРОБЬЕВ ДИКТУЕТ, ЛАТВИЯ ИСПОЛНЯЕТ

Российский тренер Петр Воробьев за месяц работы со сборной Латвии успел уже многое - уволил своего латвийского помощника Леонида Береснева, отказался от известных легионеров и в первом же матче ЧМ сенсационно сыграл вничью с именитыми чехами. А еще в интервью "СЭ" он достаточно критично отозвался о принципах комплектования сборной России.

Юрий ГОЛЫШАК

из Риги

Ситуация, в которой оказалась сборная Латвии накануне чемпионата мира, была именно критической, по-другому не назовешь. Национальная федерация хоккея, здорово справившись с задачами по приему чемпионата мира, забыла о собственной команде. Результаты которой накануне чемпионата иначе как срамом не назовешь. С такой сборной встречать чемпионат федерация в лице Кирова Липмана не пожелала: за месяц до больших стартов в отставку был отправлен главный тренер Леонид Береснев, а сборную Латвии, к удивлению хоккейного мира, возглавил всем известный Петр Воробьев.

Леонид БЕРЕСНЕВ: "КАК-НИБУДЬ ПОТОМ..."

Впрочем, отставка Береснева по большому счету отставкой не была - переместили его всего-навсего на должность старшего тренера. Помощника Воробьева. Настоящая отставка случилась за считаные дни до начала чемпионата мира: в Ригу срочно был вызван многолетний ассистент Воробьева Валерий Шапошников, а Береснев окончательно отошел от дел.

Поначалу Береснев согласился на интервью для "СЭ".

- Встретимся через пару дней, - сказал он корреспонденту "СЭ".

Через "пару дней" у бывшего главного тренера приключился бронхит. А после еще что-то: Береснев вовсе перестал отвечать на телефонные звонки. В конце концов, правда, перезвонил сам:

- Я не давал в эти дни интервью никому и вам не дам. Время не пришло. Как-нибудь потом все расскажу а сейчас дайте спокойно поболеть за сборную Латвии...

Петр ВОРОБЬЕВ: "НЕ ПОНИМАЮ, КАК В РОССИИ НАЗНАЧАЮТ ТРЕНЕРОВ СБОРНОЙ"

Зато Петру Воробьеву скрывать было нечего. Спокойно болеть на трибуне - не его удел. Петр Ильич, на которого нынче молится целая страна, пригласил корреспондента "СЭ" в президентскую ложу. Второй период матча Россия - Казахстан смотрели оттуда. Воробьев ухитрялся давать распоряжения по делам собственной сборной, что-то обсуждать с президентом федерации Липманом и давать интервью.

-Так зачем, Петр Ильич, вы вообще приняли это приглашение?

- А что - делать-то все равно нечего, отпуск... Немного после сезона передохнул - показалось, достаточно. Но главное - мне это интересно!

-Интересно?

- Очень. В этой роли я еще не был, очень любопытно себя испытать.

-Тянет он, международный уровень?

- По большому счету никуда меня не тянет. Но ностальгия по Риге существовала. Два сына у меня в этом городе родились, двадцать лет жизни здесь провел. И такие годы, самые запоминающиеся. Сейчас-то уже на спад иду, а тогда самый-самый взлет был...

-Да какой спад, Петр Ильич? О вас сейчас в городе только и разговоров.

- Что обо мне можно говорить, кроме плохого? (Смеется.)

-Когда в последний раз в Латвии были?

- В 93-м году, с "Динамо" здесь играли. Много лет не был. Очень хотелось вернуться - мне постоянно говорили, что поменялось многое в городе, еще что-то... Я, к сожалению, пока на море не был. Не было времени прогуляться по Риге - только приехал, сразу увезли меня в Вентспилс. Потом в Данию на три дня съездили. Приходилось по две тренировки в день проводить, пытался поднять у команды функциональный уровень. Столько работы было - некогда хоть раз пройтись по городу. Еще не осмотрелся.

-От работы с рижским "Динамо" осталось что-то кроме воспоминаний? Квартиры нет?

- Нет. Даже участок я не брал - решил, не надо мне этого. Сейчас в гостинице живу.

-Крикунов дачу строит на рижском взморье. Не хотите соседом стать?

- Нет, это меня не притягивает. Я в московском-то своем доме почти не бываю. Некогда. Латвия - та же заграница, визы надо ставить, - хорошо хоть не самому сейчас у посольства пришлось стоять, все за меня сделали.

-Тогда расскажите, что за история произошла с изгнанием Береснева.

- "Изгнание" - не то слово...

-Освобождение.

- Освобождение - да. У сборной не было времени на подготовку, мне нужно было, чтоб человек понимал с полуслова. Я физически чувствовал, как время уходит, катастрофически его не хватало. Почувствовал, что идет утечка в подготовке. Может, надо было расставаться даже раньше.

-Что за "утечка"?

- Утечка возможностей. Это видно было даже по первому матчу с чехами, по играм до чемпионата.

-Сами ему объявили, что следует собирать вещи?

- Нет, объявил Липман. Зачем я буду этим заниматься? У меня есть руководитель, который этим занимается. Я-то всего-навсего приехал в командировку. Только изъявил желание.

-Что скажете про игроков, отказавшихся играть на чемпионате мира?

- Этого я вообще не понимаю. Что здесь, что в России. Какую-то ерунду затеяли. "Отказники", раздувают это... Здесь тоже раздували - а я плюнул на это дело. Считаю, вообще не надо вести разговор на такую тему. А еще делить на наших и энхаэловцев. Энхаэловцы - они что, из другого теста? Я никого играть за сборную не упрашивал. Не хочешь? До свидания. Сам про них забыл и всем остальным сказал: не вспоминайте. Вот только вы напомнили, а я даже не хочу на эту тему разговаривать. У Наумова была проблема: что-то с женой, операция, трое детей... Говорит: "Я в Вентспилс не поеду". Ну не поедешь - не надо. Потом вернулся, стал тренироваться. Посмотрели, насколько готов, - теперь играет. Вот и вся проблема. Никто его не упрашивал.

-Ирбе отказался играть в сборной или у тренера Воробьева?

- Ирбе 39 лет! Я посмотрел на энхаэловцев, которые приезжали в сборную России в 98-м году. Изможденные. Травмированные, все с фиксированными наколенниками. Кто с одним, кто с двумя. Никто от Ирбе не отказывался - но травма колена не дала ему сыграть на чемпионате мира. Вот и все.

-Месяца хватило, чтоб сборная заиграла по-вашему?

- Нет, конечно. Не хватило. Но ребята стараются. Поработали над характером, это правда.

-После подвига в игре с чехами что сказали своей команде?

- Сказал, что неважно играли в атаке. Просто неважно. Вот в обороне многое получалось, выжимали из себя. Но тут еще в чем дело? Чехи, чемпионы мира, играли здорово!

-В раздевалке потом эйфорию не увидели?

- Да какую эйфорию - я "напихал" им... У меня-то нет эйфории, - почему у них должна быть? Я-то понимаю, что мы собой представляем на уровне "большой шестерки", кто мы среди великих хоккейных держав. А у нас в составе Широков играет из Новокузнецка и два парня, выигравших чемпионат Финляндии. Все остальные где играют, вы знаете?

- Где?

- В чемпионате Дании. Еще где-то. Они все с удовольствием играли бы в суперлиге - только не берут.

-После "Лады" вы делаете второе чудо за сезон.

- Еще ничего не сделал! Пытаюсь - но это другое дело. Это еще не "сделать".

-Сборную гоняете так же, как "Ладу"?

- Конечно. А что мне на них смотреть? Конечно, гоняю. Вот все говорят, будто боятся Воробьева. А тот же Скугарев высказался про динамовские тренировки Крикунова: "У Воробьева отдых на этом фоне!" Да как можно гонять час пятнадцать? На большее время нам в Риге просто лед не дают. По улице мне их гонять? Мы же в хоккей играем...

-Легенды ходят, как вы гоняли игроков рижского "Динамо" давным-давно.

- Да, гонял. По "ночникам" ловил лично, и такое бывало.

-Латышский знаете?

- Нет, не знаю.

-Вы не мечтаете работать со сборной России?

- Нет.

-Почему?

- Не знаю. Отгорело все это.

-А была мечта?

- Была, конечно. А понял, что мне не очень-то это нужно, относительно недавно.

-После чемпионата мира сборная России остается без тренера. Будете смотреть на это безразлично?

- Откровенно говоря, да. Как порой назначают тренеров сборной?.. Не знаю, может, сейчас, при новом руководстве федерации, при Третьяке будет по-другому. А то было: свободный игрок? Давай, в сборную его! Свободный тренер? Туда же! Или в молодежную, или в первую. Потом кто-то находит клуб, говорит: "Вы извините, я работать не буду". Я такого не хочу. Привык работать там пять лет, здесь пять лет, в той же молодежной сборной пять сезонов подряд отработал. И не понимаю, как может быть иначе.

-Людям, которые спрашивают, почему Воробьева нет в сборной, что ответить?

- Меня не пригласили. Латвия вот позвала, - смотрите, я здесь. Черт его знает, может, и в другую сборную пошел бы.

-Белоруссии, например?

- Туда - нет. Я от Белоруссии далек. Хоть месяц там когда-то проработал, в минском "Торпедо", - оттуда в Ригу и перебирался.

-Отношения с латвийской сборной после чемпионата продлите?

- Не знаю. Сам я не могу решать эти вопросы, хоть мне говорят и намекают. Многое зависит от того, как мы выступим. Пока строить планы и мечтать рано. Пока я просто помогаю дорогой для меня стране. Мне Латвия очень дорога...

-Но помогаете вы ей не бесплатно? Контракт достойный?

- Не надо считать чужие деньги. Это неприлично. Я у Юрзинова, например, никогда не спрашивал, сколько он получал в рижском "Динамо", когда работал у него помощником. ..

Киров ЛИПМАН: "ВОРОБЬЕВ ВОПРОСЫ РЕШАЕТ ЖЕСТКО"

День спустя с Кировом Липманом, президентом Латвийской федерации хоккея, встречаемся в главном прессцентре. Отыскиваем тихий уголок.

-Незадолго до начала чемпионата отважиться на такие перемены в штабе сборной - это поступок?

- Это было непросто. Но после Олимпиады нас оценили неадекватно, было слишком много выпадов против нашей сборной, пресса все это подогрела - проблема дошла до простых болельщиков. Напряжение было огромное. Мне как президенту федерации хоккея надо было что-то решать. Принял решение пригласить в сборную Воробьева, - время показывает, что поступил правильно. Я доволен.

-Береснев, кажется, обижен на местных журналистов.

- С одной стороны, может, и правильно. С другой - он сам виноват. Ему следовало быть очень осторожным в высказываниях.

-Береснев мог бы и сейчас отправиться к корреспондентам. Нашел бы что рассказать.

- Честно вам скажу: у меня с Берсеневым остались прекрасные отношения. Он это осознает. Леонид порядочный человек, в этом смысле могу сказать о нем только хорошее. Может, о его профессионализме не могу судить достаточно глубоко. Мне важен только результат, которого не было. Меня, например, Береснев никогда не оговаривал...

-Встречались с другими вариантами?

- А как же? Вот пример: Лундстрем. Хороший тренер. Но он мог тебе в глаза говорить одно, рассказывать, как легко ему работается, что "я не встречал больше таких руководителей федерации", - но тут же пойти за угол и наговорить первому встречному всякой нечисти обо мне. Я открываю газету - плохо становится... Такой человек.

-Что за история с "отказниками" в сборной Латвии?

- Это не "отказники"... Опять же, человеческая натура: свое поражение и недоработки спихнуть на кого-то. У одного нашего игрока показатель - "минус десять". И он заявляет, что не будет играть в сборной! Да его никто и не приглашает!

-О ком речь?

- Тот же Лавиньш. Показал безвольную игру. И этот человек берется судить о тренере: мне, мол, не нравится!

-Сколько было таких "отказников"?

- Два-три человека. Ни одного в сборной не осталось, Воробьев правильно и жестко решил этот вопрос.

-Кстати, это вы объявляли Бересневу об отставке?

- Это достаточно щепетильный вопрос... Прежде чем предложить Воробьеву старшим тренером Береснева, я с Леонидом долго и серьезно разговаривал. Решили, что никаких претензий у него не будет. У нас действующий договор, мы все полюбовно решили. Воробьев вправе был выбирать себе помощников, мы об этом говорили. Но потом Петр Ильич пришел ко мне с разговором: "Есть человек, который лучше справится, которому доверяю..."

-Самым тяжелым моментом был второй разговор с Бересневым?

- Угадали. Воробьев поручил его мне. Это была тяжелейшая миссия, но все обошлось.

-Как Воробьев объяснил, почему этот человек ему не нужен?

- Он не должен был ничего объяснять. Я понимаю, что Шапошников его понимает с полуслова, даже в "Ладе" вместе работали.

-Как говорит Воробьев, Береснева следовало бы убирать еще раньше.

- Наверное, да. Меньше было бы проблем. Но решение убрать было единственно правильным. Хоть потребовало мужества.

-Соглашение с Воробьевым будет продлено?

- Мы этот вопрос оставили открытым. Договорились, что сядем за стол после чемпионата мира. Но есть мысль оставить Петра Ильича.

-В странах Евросоюза принято афишировать тренерские контракты?

- Нет. Однозначно. Но могу сказать, что у Воробьева достойный для европейского тренера контракт. Иначе он не пришел бы.

-Переговоры были тяжелые?

- Знаете, после того как я сумел пережить все проблемы организации этого чемпионата, мне ничего не страшно... Вы не представляете, чего стоило убедить людей, что чемпионат мира следует проводить в Риге. На фоне этого убеждать Воробьева взяться за сборную Латвии было несложно. Дело техники, вопрос умения подойти и таланта разговаривать.

...Прошел еще день, и сборная Латвии в потрясающем стиле разгромила словенцев. С которыми на этом чемпионате мучились, получается, все, кроме команды Воробьева.

Из первого группового турнира набирающие мощь латыши выкарабкались. И если это сенсация - то не последняя. Справьтесь у Воробьева.