Газета Спорт-Экспресс № 97 (4076) от 2 мая 2006 года, интернет-версия - Полоса 3, Материал 1
ФУТБОЛ |
ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА. 7-й тур |
"ЗЕНИТ" - "СПAPTAK" - 1:4 |
ФУТБОЛ "ПО ФЕДОТОВУ"
Игорь РАБИНЕР |
из Санкт-Петербурга |
Это была удивительная, пугающая своим масштабом картина. Молчаливое сине-бело-голубое море из тысяч людей, опустив головы и не роняя ни слова, в едином медленном-медленном ритме брело прочь от "Петровского".
Так идут на похоронах.
Наверное, это и были похороны - того "Зенита" Властимила Петржелы, который мог провалиться в самый нужный момент сезона и устроить в прессе публичное выяснение отношений, но у которого было свое лицо. Озорное, бесстрашное, чуточку даже скандально-голливудское - зато свое. И вокруг этого лица не было "много шума из ничего". Ничего себе "ничего" - серебро чемпионата России и четвертьфинал Кубка УЕФА!
Когда какие-то полтора месяца назад "Зенит" прошел "Марсель", никому и в голову не могло прийти, как все обернется к маю. Но это - футбольная жизнь, а в ту новую газпромовскую реальность, которая нынче правит бал в "Зените", гордец и трибун Петржела не вписывается ну никак. И при первых же поражениях кресло под ним не то что закачалось - завертелось юлой.
В тот момент, когда Петржела пошел ва-банк и раскритиковал в пух и прах клубное руководство, в момент, когда команда могла проголосовать за него одним способом - победой над "Спартаком", "Зенит" на своем поле был не просто побежден, а разгромлен. В войне двух маленьких государств, в которых полыхают революции, победила та, где революция уже состоялась и хотя бы на время настала определенность.
Иллюзии питерских болельщиков растаяли - вот и брели они, словно на похоронах. И было это нечто большее, чем обычное шествие толпы после поражения. Обычного в таких случаях гнева не было - только большая грусть.
Почему не появилось на стадионе ни одного баннера в защиту Петржелы, которые были обещаны на его встрече с болельщиками посреди недели? Есть две версии. Согласно одной, тренер сам попросил их не накалять обстановку. По второй, лидерам каждой из болельщицких группировок позвонили из клуба, прозрачно намекнув, что в случае появления баннеров у ее авторов будут проблемы с сезонными абонементами на следующий год. Верить или нет - дело ваше.
...После матча прошел час, потом еще десять минут, а мы, репортеры, все ждали и ждали, когда из внутренностей стадиона появится Петржела. Ждала и его команда, сидевшая в неказистом по меркам ведущих клубов премьер-лиги автобусе. Воображение рисовало долгий и мучительный разговор главного тренера с президентом Сергеем Фурсенко, бурное обсуждение провального матча и условий отставки...
Все оказалось проще. Фурсенко в раздевалку не пришел и Петржелу ни на какое рандеву не вызвал. Тренер все это время изливал душу., председателю совета ветеранов "Зенита" Петру Трескову.
Журналистам он изливать душу на пресс-конференции не захотел и от прямых вопросов об отставке всячески уходил. Но отдельные слова говорили о его настроении исчерпывающе.
- Что произошло с командой после второго пропущенного гола?
- Почему вы не спросили об этом игроков?
Следующего вопроса я не расслышал, но ответ был лаконичным и мрачным: "Бесполезно. Все бесполезно". Так же было и на пресс-конференции, когда Петржела затеял с журналистами дискуссию о собственной команде.
- Почему команда после перерыва не боролась? - спросили тренера.
- А кто у нас сегодня не боролся? - ответил вопросом на вопрос Петржела. Откуда-то раздался голос: "Аршавин". Ни подтверждать, ни опровергать это мнение чех не стал. Просто добавил: "А у кого завтра будут самые высокие оценки в прессе?.."
Днями раньше Петржела, говорят, в разговорах с болельщиками обвинял Аршавина в том, что тот общается с Фурсенко у него за спиной. А в интервью говорил о футболисте, который дает команде свою установку, имея в виду (в Питере это ни для кого не секрет) именно его. До Аршавина такие высказывания тренера не могли не дойти. А нужно ли говорить, что происходит в тех случаях, когда тренер конфликтует с лидером, а боссы клуба - на стороне лидера? И звонил уже, рассказывают, после матча редактору клубного зенитовского журнала знаменитый шахматист и поклонник "Зенита" Петр Свидлер с вопросом: "Что, игроки не хотят работать с этим тренером?"
Но не только и не столько поэтому, уверен, "молчали" в этот день на "Петровском" Аршавин и Кержаков. А в первую очередь потому, что отрезала их от полузащиты - да и от чужих ворот - новая спартаковская тактика.
Кто мог подумать, что Владимир Федотов, проведший первую свою тренировку в четверг, пойдет на то, чего его предшественник Александр Старков не сделал ни разу за два года - игру в три защитника! Егор Титов после матча подробно объяснял, как эта схема работала: Штранцль с Йиранеком намертво персонально прикрепились к паре питерских форвардов, Йенчи их страховал, а два опорных хавбека - Ковач и Ковальчук - отсекали нападающих "Зенита" от средней линии. Сработало блестяще!
А еще сработало то, что "Спартак" приехал на "Петровский" выигрывать. Сравняв счет на исходе первого тайма, красно-белые на первых секундах второго ринулись вперед и сразу забили. Могло такое быть при Старкове? А не отойти назад при счете 2:1? А выпустить вместо хавбека с уклоном на оборону Бояринцева фактически крайнего форварда - Квинси? А играть с первой и до последней минуты с двумя нападающими? Не этой ли смелости так не хватало уважаемому и основательному, но такому все-таки недопустимо осторожному для "Спартака" Александру Петровичу?
Титов не хочет бросать в спину Старкову слова критики, что вызывает только уважение к капитану "Спартака". "Это не вина Петровича, что так вышло, это просто стечение обстоятельств". Но через пару минут мы слышим: "Игра наша немножко изменилась. Григорич исповедует более короткие передачи. Вы видели, мы длинными сегодня играли очень мало, особенно во втором тайме. Это тот футбол, к которому я привык. Он многим в команде по душе, поэтому даже какое-то вдохновение появилось".
И ведь правда, появилось! И, видимо, не случайно после матча Быстров и Баженов, две молодые спартаковские надежды, на вопрос, хотят ли они, чтобы Федотов остался главным тренером, ответили: "Да". А Баженов еще и рассказал историю, как сразу после установки Федотов, оставивший в запасе автора отличного гола "Москве", отвел его в сторону и сказал: "Не расстраивайся. Вот увидишь - все будет нормально". И так он это сказал, что молодой форвард, фанатично любящий футбол (сам видел это на прошлогоднем сборе "Спартака" в Марбелье и приятно удивился - не очень это характерно для этого поколения), поверил. И, выйдя на замену, забил один гол и поучаствовал еще в одном.
И показалось - может, одному мне? - что это была та самая игра за тренера, на которую в тот же день и в том же месте оказался не способен "Зенит".
Не случайно Титов хвалил футбол "по Федотову". И уже не рассуждал, как раньше, о поиске нового тренера Сергей Шавло. Вместо этого расточал комплименты Федотову и говорил, как заслуживает тот своей нынешней роли. "У нас есть главный тренер", - подчеркивал генеральный директор. "Исполняющий обязанности", - поправляли его. "Это мы посмотрим", - реагировал Шавло.
Разумеется, посмотрим. Но мы уже не раз убеждались, что девяносто - всего девяносто! стадионных минут могут изменить в жизни людей футбола очень многое. Вот только захочет ли этих перемен сам Федотов - мудрый, по-настоящему переживающий за "Спартак", прекрасно знающий футбол, но уже весьма немолодой для таких стрессов человек?
...Я шел на "Петровский" и слышал из разговоров болельщиков, как питерская публика ждала этого матча. "Представляете, звонит мне вчера в 11 вечера приятель, пьяный вусмерть, - рассказывал один из них своим друзьям. - И спрашивает: "Ты на "Зенит" - "Спартак" идешь?" "Иду", - отвечаю. - "Тогда я сейчас за тобой заеду!"
Точно как у питерца Сергея Довлатова - "жизнь опережает мечту".
Мечта обернулась для этих людей коллективным забегом футболистов "Спартака" к секторам со своими болельщиками. И швырянием фанатам своих футболок, а потом прыжками человек двадцати с трибуны прямо в объятия кумирам.
Какие, к черту, правила безопасности, когда в гостях со счетом 4:1 повержен "Зенит"!