Газета Спорт-Экспресс № 85 (4064) от 17 апреля 2006 года, интернет-версия - Полоса 16, Материал 1

18 апреля 2006

18 апреля 2006 | Хоккей - Россия

ХОККЕЙ

Илья КОВАЛЬЧУК

"СБОРНОЙ НУЖНЫ НОВЫЕ ТРЕНЕРЫ - БЫКОВ, ЮРЗИНОВ ИЛИ ПЛЮЩЕВ"

Слава МАЛАМУД

из Атланты

Илья Ковальчук нарушил обет молчания. Впрочем, если подумать, это предложение звучит диковато. Ковальчук - и "обет молчания"? Чепуха. Уже пять лет как общаюсь с Ильей (мне посчастливилось работать на его дебютном матче в НХЛ) - и всегда считал его одним из самых искренних людей в российском хоккее. Можно что угодно думать о Кови (а в России в отличие от Северной Америки отношение к нему действительно сейчас неоднозначное), но он по крайней мере не лжет. То ли не умеет, то ли не видит в этом необходимости. Попытаться уйти от ответа или отделаться общей фразой - такое бывает, но в конце концов Ковальчук всегда скажет то, о чем думает.

Тем не менее так вышло, что свое первое серьезное постолимпийское интервью он дал именно сейчас. Мы встретились на тренировочном катке "Трэшерз" в пригороде Атланты на следующий день после его знаменательной очной дуэли с Александром Овечкиным. Хотелось выяснить прежде всего три вещи: о том, что думает хоккеист о выступлении в Турине, связывает ли он свое ближайшее будущее со сборной и то, почему Ковальчук в свитере "Дятлов" и Ковальчук с двуглавым орлом на груди - зачастую два разных хоккеиста.

...Он отработал свое в первой, "фиолетовой" (по цвету тренировочных свитеров) тройке, покрутил педали стационарного велосипеда, переоделся в уместные для атлантской жары шорты и шлепанцы и в течение двадцати минут отвечал на вопросы. И выяснилось, что ни темнить, ни увиливать, ни "лить воду" он вовсе не собирался.

В ТУРИНЕ СО МНОЙ НИКТО НЕ ГОВОРИЛ

-Илья, давайте начнем с Олимпиады. Для вас лично там был один резкий взлет - четыре гола против Латвии, после чего игра почему-то не пошла. Почему?

- "Игра не пошла" - это мягко сказано. Мне кажется, что Олимпиада - просто такой турнир. В одиночку на ней ничего выиграть нельзя, никому никогда этого не удавалось. Это не фигурное катание. Мне кажется, что мы полностью выплеснулись против канадцев. Это не отговорка, но и мне тяжело понять, как могло произойти, что мы не забили ни одного гола в двух следующих матчах.

-Что вы хотите сказать этими словами: "В одиночку выиграть нельзя"? Вы имеете в виду, что сборная былаплохо сыгранна?

- Нет, вы же спросили, что было не так у меня. Я про себя говорил.

-А с командой что было не так?

- Хорошая была команда, но кто его знает... Вот, реализуй мы тогда "пять на три" против финнов, может быть, все по-другому было бы.

-Тогда вернемся лично к вам. Расскажите об инциденте с чехом Кубиной в матче за третье место. Что это было - всплеск эмоций, несчастный случай, намеренная акция?

- Да ничего там не было. Он уже через два дня за "Тампу" играл. Думаю, что рефери там просто судят по-другому. Я здесь на эту тему с пятью судьями разговаривал, и все мне сказали, что в такой ситуации две минуты - максимум. Я ведь плечом его ударил. Просто так получилось, что он разворачивался в тот момент. Но я, как и полагается, завершил силовой прием.

-Разве это была не попытка мести за Малкина?

- Да нет, какая там месть. Я вообще человек незлопамятный. Ну, ударил он Малкина, ну и что? Это же хоккей, мужской вид спорта. Я всегда стараюсь играть жестко против игрока с шайбой. Эти же защитники меня постоянно колотят, так что, если есть шанс ударить, ударю, почему нет? К тому же сейчас, когда мы играем с "Тампой", Кубина уже начинает откидываться, и мы создаем моменты. Правильно, пусть знает.

-Сергей Гончар после Турина пожаловался на то, что в раздевалке Крикунов кричал в основном на "своих" Овечкина и Афиногенова, а в прессе критиковал всех. Вы согласны с Гончаром? И считаете ли критику тренера справедливой?

- Что касается лично меня, то ко мне за весь турнир никто ни разу не подошел и не сказал, хорошо или плохо я играю. Хороший тренер - тот, который чувствует человека. Тренер должен быть психологом, уметь в нужный момент поддержать, похвалить или, наоборот, прикрикнуть. Я же вообще не видел, чтобы у нас кому-то персонально что-либо объясняли. Разве только Владимир Владимирович Юрзинов поговорил со мной перед началом турнира.

-А объяснили вам, какой видят тренеры игру сборной, какой у нее будет стиль? Крикунов сказал, что сделал все возможное и даже послал игрокам дискеты с игровыми схемами.

- Не дискеты, а файлики в электронной почте. Их действительно послали, но я так и не сумел посмотреть на эти схемы. Так хорошо все это засекретили - наверное, чтобы враги не увидели. Я же в компьютерах не специалист, и у меня ничего не открылось. Потом у других ребят спрашивал, и, как понимаю, вообще никто в команде не смог добраться до истины.

ХОРОШО, ЧТО БУРЕ И НЕМЧИНОВ ПОДСКАЗЫВАЛИ

-Болельщики в России уже недоумевают: почему Ковальчук в сборной - не тот, что в НХЛ? В "Атланте" у вас все великолепно, это любому понятно, достаточно на статистику посмотреть. Но в сборной - что на Олимпиаде, что на чемпионатах мира - совсем другая история.

- А что плохого? На чемпионате мира мы вот третье место заняли.

-Илья, я конкретно про вашу игру.

- Понимаю, но и вы должны понимать, что в сборной я играю намного меньше. Знаю, что тренеры стараются брать тех ребят, с которыми знакомы по суперлиге и на которых могут рассчитывать. Тот же Крикунов больший акцент делает на динамовцев. Поэтому я считаю, что сборную России должен тренировать независимый человек.

-Итак, что именно не дает вам выйти на тот же уровень в сборной, на котором вы играете в НХЛ?

- Чтобы выйти на этот уровень, надо играть. С лавки ведь хет-трика не сделаешь. Тренер должен тебя выпускать. А когда видишь, что он тебе не доверяет, то становится тяжело. Я понимаю, что в сборной много хороших игроков. Но все же, когда набирают сборную, каждого игрока должны брать под какие-то определенные функции, под его сильные стороны, которые надо использовать. Мои, как мне кажется, не используются.

-А вам не кажется, что у вас уже определенная репутация среди тренеров сборной России и они просто боятся вам доверять? Что с Тихоновым, что с Билялетдиновым, что с Крикуновым - одна и та же история.

- Может быть, тут дело не лично во мне, а в том, что тренеры стараются больше доверять "своим". С тем же Крикуновым мы никогда вместе не работали до чемпионата мира в Вене. А на этом чемпионате, кстати, я играл с Сергеем Зиновьевым в третьем-четвертом звене. Выходил на семь минут за матч. Вам любой скажет, как это тяжело - играть после того, как весь матч сидишь "холодным".

-У Хартли в "Атланте" вы звезда и боец. Может быть, вам как раз нужен такой тренер, как Хартли?

- Да нет, вы правильно сейчас сказали. Что это получается, когда и этот тренер не годится, и другой - не тот. Я не считаю себя "трудным" игроком. У нас всегда были и есть хорошие тренеры. Просто мне кажется, что они в своем большинстве - представители старой школы и могут работать только по старинке. Играть строго по схеме, в четыре звена. А на дворе уже двадцать первый век, и нужно играть по-другому.

Вот взять чемпионов Турина. Я разговаривал с нашим атлантским шведом Хавелидом, так он рассказал, что Форсберг играл практически на одной ноге. И при этом не уходил со льда ни в полуфинале, ни в финале. А Альфредссон играл по 30 минут. Шведы умеют использовать свои сильные стороны.

-А мы? Не можем, не хотим, не решаемся?

- Разве может тренер, работавший в одном ключе всю карьеру, измениться за один турнир? Хорошо хоть на этой Олимпиаде чувствовалось влияние новых людей - Павла Буре и Сергея Немчинова. Знаю, что они что-то подсказывали тренерам и вносили коррективы. Например, мы иногда играли в большинстве с четырьмя нападающими, как в НХЛ.

-То есть считаете, что сборной нужны новые, постсоветские тренеры?

- И чем быстрее, тем лучше. И такие люди у нас есть. Например, Вячеслав Быков или Юрзинов-младший. Или, например, Плющев: он отлично знает ту молодежь, которая скоро будет создавать костяк сборной.

БОЛЬШИЕ ПЛОЩАДКИ ВРЕДЯТ ХОККЕЮ

-Поправьте меня, если это не так, но у вас сейчас не только лучший сезон в карьере, но также и первый сезон в НХЛ, в ходе которого в ваш адрес практически не было критики ни со стороны прессы, ни со стороны тренеров. Раньше вас иногда поругивали за игру в пас и действия в своей зоне.

- Детали пусть лучше пресса разбирает, но у тренера нареканий нет, и я доволен.

-Ну а лично вы как считаете? То, за что ругали раньше, в себе изживаете?

- В чем-то, конечно, прогрессирую. Особенно в защите, потому что на тренировках этому уделяется много времени. Мне еще повезло с тренером. У меня очень хорошие отношения с Хартли, а он - из тех, кто не только требует, но и пытается учить игроков. В НХЛ тренеры обычно с учебой не возятся, они тут больше для того, чтобы требовать результаты.

-Получается, что, вернувшись в Атланту после локаута, вы вновь почувствовали себя в своей тарелке. Стали счастливее, увереннее, заиграли еще лучше, чем раньше. Это правильная оценка?

- Да, хотя это не значит, что мне плохо было в прошлом году в Казани. Я не жалею, что там был. Получил отличные впечатления, да и команда у нас там собралась хорошая. Ну а что писалось, будто я не забиваю, плохо играю, то, другое, третье, то тут надо понять, что в России совсем другой хоккей. Там нельзя забивать столько же, сколько в НХЛ. Посмотрите, сколько в этом году голов у лучшего бомбардира Морозова.

-Вы имеете в виду оборонительный стиль?

- Не только. Большие площадки суперлиги делают хоккей менее зрелищным и уменьшают количество опасных моментов. Те же финны уже перешли на маленькие площадки. Думаю, что и нам надо скоро делать то же.

-А чем именно мешают большие площадки?

- Я бы не сказал, что мешают. Наоборот, может быть, кому-то они и помогают. Например, кажется, что больше места для того, чтобы разогнаться или сманеврировать. Но когда, как у нас в суперлиге, сзади играют пять человек, тяжело создать опасные моменты. Во-первых, на большой площадке гораздо хуже угол броска. А когда бросаешь от синей линии, то и вовсе кажется, будто от красной. Во-вторых, обыграв игрока, надо еще суметь от него оторваться. А с нашими правилами и российским судейством это очень нелегко. Схватят или зацепят сразу же. А тут и хоккей чище, и создать голевой момент легче: сделал финт - и ты уже у ворот.

-Новые правила НХЛ будто написаны специально для вас, вы не находите?

- В общем-то, да, мне так играть удобнее. Обогнал человека на полшага, а он тебя уже и трогать не может. И радует, что тут судьи работают профессионально и последовательно: вот сейчас пошли серьезные игры, а судят так же, как в начале сезона. В отличие от российских судей, которые, как мне кажется, часто думают о чем-то другом.

-В Атланте вы, похоже, в своей тарелке. Стали знаменитостью, к вам в раздевалку после матчей ходят Эвандер Холифилд и звезды эстрады.

- Да откуда хоккеисту на юге стать знаменитостью? Это же не Канада и даже не Нью-Йорк. Хотя, чем команда лучше играет, тем больше народу ходит.

-Вы хотите сказать, что на улице вас не узнают? Не верю.

- Нет, узнают, но не так, чтобы совсем прохода не было.

-Расскажите о вашей конфронтации с Кросби в начале сезона. Когда вы, забив гол, ткнули пальцем в сидящего на скамейке штрафников канадского новичка.

- Да это просто эмоции. Он тогда удалился как раз потому, что ударил меня клюшкой по ногам. Ну я и сказал ему, что тот же Овечкин, например, играет жестко в тело, но без грязи, клюшкой не отмахивается, не ноет, гонора нет. А тот... Наговорили про него, понаписали. Нет, он играет, конечно, хорошо, вон уже почти сто очков набрал, но надо быть все-таки поуравновешеннее.

-Вы, я погляжу, вообще мастер-психолог. Вне льда - довольно спокойны, но в игре любите залезть сопернику под кожу.

- Но ведь хоккей - эмоциональный вид спорта. Я по-другому не могу. Если быть по жизни амебой, то лучше идти в другой вид спорта - плавание, например. Нырнул под воду, и никому тебя не видно.

ПОЧЕМУ Я НЕ ХОЧУ ЕХАТЬ В РИГУ

-Трудно не заметить, что об НХЛ вы говорите с большим удовольствием и вообще чувствуете себя здесь комфортно. А теперь такой вопрос. Знаю, что отвечать на него вам не хочется, но все же. Предположим, что в плей-офф вы не попали и вам звонят из сборной. Ваш ответ? "Не поеду", "Подумаю" или - бегом за билетом в Ригу?

- Не знаю. Не думал об этом. Сейчас у "Атланты" очень серьезное время в сезоне.

-Вы не говорите "нет"?

- "Нет" я не говорю. Но у меня маленькая дочка, а сезон в этом году очень уж длинный. Я в Воскресенске сыграл 11 игр, здесь 80 плюс Олимпиада... Но, если честно, не хочу ехать на чемпионат мира вот почему. Если я опять буду сидеть и если мы, не дай бог (стучит по скамье), опять ничего не выиграем, то в прессе и среди болельщиков снова начнется: "Вот, Ковальчук, зачем он приехал?" А что я могу сделать, не играя? Если меня берут в сборную, то пусть используют на все сто процентов. А уж потом пусть и спрашивают. А так - сидишь на лавке, десять минут сыграл, 2:1 проиграли, и - "Ковальчук не забил, Ковальчук-энхаэловец, Ковальчук-миллионер, Ковальчук приехал развлекаться".

-Вы обижены на предвзятое отношение?

- Не обижен. Я понимаю, что народ ждет побед. Люди читают в "Спорт-Экспрессе" о том, как я играю в НХЛ. Вот забил, забил, опять забил, пусть и в сборной так будет. Но я хочу, чтобы в сборной мне дали шанс, дали игровое время. А критиковать игрока, не давая ему возможности себя проявить, - не очень справедливо получается.

-То есть, по существу, вы сейчас обращаетесь через "СЭ" к тренерам сборной с просьбой давать вам больше игрового времени. Так?

- Не совсем так. Просто хочу дать им понять, что если меня брать для того, чтобы я сидел на лавке, то лучше не брать совсем. Ведь есть нормальные игроки в суперлиге. Те же ярославские ребята, которые у Юрзинова играют, или динамовцы Крикунова. Если он чувствует, что у него есть ребята, которые смогут играть, как он будет говорить, в его схему - там 1-4 или что еще, то, может, и результат будет лучше. Россия-то уже давно ничего не выигрывала, и победа, не важно, с кем, будет большим почетом для всех русских игроков. Нас будут воспринимать серьезнее, если мы будем побеждать, даже и "незвездными" составами. А народ, который хочет играть за сборную, у нас есть.

-Итак, если вам все же позвонят, вы спросите: "А как вы собираетесь меня задействовать?"

- Нет, я скажу: "А нужно ли?" Надо ли мне действительно ехать, или меня зовут просто, чтобы сказать: "Вот, Ковальчук приехал". А мне останется сидеть на лавке, злиться на себя и гонять тараканов. А потом опять скажут, что энхаэловцы где-то напились, или другую чушь в этом роде.

-А что, так говорили?

- Это я видел по российскому телевидению. Что, мол, мы справляли во время Олимпиады день рождения Ковалева. Там было про то, как Ковалев сказал, что Крикунов потерял контроль над командой в последние две игры. На что Крикунов ответил, что Ковалев давал интервью пьяный. А ведь люди, которые это смотрят и не знают истины, - они этому верят! Им и в голову не может прийти, что Крикунов может обмануть или сказать глупость. И самое обидное, что мне-то сейчас не поверят. Скажут, что энхаэловцы приехали гулять. Ну кто, кто приезжает на Олимпиаду гулять?! Если хочешь гулять, то скажи, что у тебя болит колено, и езжай себе на Гавайские острова. Лег на шезлонг, солнышко светит, и все хорошо.

-То же самое и с чемпионатом мира?

- Конечно. Я хочу, чтобы люди поняли: если человек, сыграв 80 игр, садится в самолет и летит 10 часов в Европу, чтобы играть еще, - он не летит туда отдыхать. Это глупо и бессмысленно. Я езжу в сборную, чтобы биться за победу. Только хочу, чтобы мне давали это делать.