Газета Спорт-Экспресс № 74 (4053) от 4 апреля 2006 года, интернет-версия - Полоса 16, Материал 2

4 апреля 2006

4 апреля 2006 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

57-й ЧЕМПИОНАТ МИРА. Третий этап. ГРАН-ПРИ АВСТРАЛИИ

ФОРМУЛА-1 С Романом РУСИНОВЫМ

ТРАССА В "АЛЬБЕРТ-ПАРКЕ" - ОБЫЧНАЯ УЛИЦА, НО ОНА НЕ ПРОЩАЕТ ОШИБОК

Воскресный "Гран-при Австралии" завершился очередной победой чемпиона мира-2005 из команды "Рено" Фернандо Алонсо. В нюансах богатого на события австралийского уик-энда нам поможет разобраться тест-пилот российской команды "Формулы-1" MF1 Racing Роман Русинов.

-Какие впечатления от трассы в "Альберт-парке"?

- Это обычная мельбурнская улица, которая в гоночный уик-энд превращается в автодром. Трасса интересная и скоростная, настроить автомобиль под нее непросто. Необходимо найти баланс с прижимной силой, потому что, если переборщишь с ней, машина вообще не поедет. У всех команд разные болиды, с разными шасси и двигателями. Одни быстрее ехали по прямой и медленнее в повороте, другие наоборот. Особенно сложно уживаться на трассе таким разным автомобилям было во время квалификации. Возможно, в том числе и по этой причине она оказалась столь гораздой на сюрпризы. Да еще во время нее дождь пошел...

А результаты квалификации в "Альберт-парке" очень важны, потому что на этой трассе очень трудно обгонять. Это только на первый взгляд она кажется несложной, а на самом деле - весьма коварна, так как на ней практически нет длинных прямых. Плюс на всем протяжении - бетонные отбойники, а чем чреваты вылеты автомобилей в такие стены, мы видели на примере Михаэля Шумахера. В общем, "Альберт-парк" не прощает ошибок, что, естественно, сказывается и на обгонах.

Кому во время квалификации повезло, так это Джексону Баттону. Ведь "Рено" и "Макларены" были действительно быстры, с самого первого круга гонки стало очевидно, что отнюдь не Баттон самый скоростной на трассе.

-Как же он в таком случае попал на поул-позишн?

- А зачем, по-вашему ФИА придумала столь хитрый формат квалификации? Как раз для того, чтобы запутать все, дать возможность вмешаться в дело случаю. Хотели интриги? Получите! На трех первых этапах сезона квалификация никак не могла пожаловаться на ее отсутствие.

Нельзя не отметить и вот еще что: в Австралии прямо-таки черный уик-энд поджидал "Феррари". Неприятности для нее начались в свободных заездах, продолжились в квалификации и получили логическое завершение в гонке. Если еще пару лет назад эта команда без труда выигрывала и поул-позиции, и гонки, то сейчас ее пилоты мало что могут сделать. Оказаться в такой ситуации после нескольких сезонов полного превосходства очень тяжело психологически.

-Но столь могучая и опытная конюшня вроде бы должна была сделать выводы из своих прошлогодних неудач...

- Безусловно. Все в ней рассчитывали, что в этом году дела пойдут гораздо лучше. Подкрепила надежду и первая гонка сезона, в которой Михаэль Шумахер финишировал вторым. Однако этим успехом все пока и ограничилось.

-Каким бурным оказался старт воскресной гонки в Мельбурне!

- Да уж. Но он всегда чреват неожиданностями и авариями. Довольно редко пелотон проходит процедуру старта без потерь. Бурный, как вы сказали, старт очень нравится зрителям: начинается куча-мала, осколки машин летят во все стороны... В Мельбурне жертвой бури стал Фелипе Масса, которого зажали в коробочку. Бразилец ни в чем не виноват: впереди было две машины, столько же позади, и ему просто некуда было деться. Разве что только взлететь...

-Ну а в самой гонке какой момент, на ваш взгляд, был наиболее впечатляющим?

- Вылет Шумахера. Несколько кругов он упорно боролся с Баттоном, естественно, прибавлял газу и на выходе из последнего поворота зашел чуть шире обычного. У "Феррари" снесло переднюю ось. В этом не было бы ничего страшного, если бы на пути не оказалась кочка. Машина Михаэля прямо-таки подпрыгнула и, потеряв контакт с асфальтом, стала неуправляемой.

-Чуть позже аналогичный вылет чуть было не подстерег Монтойю, но он все-таки удержал свой автомобиль на трассе.

- Колумбиец все равно сошел через несколько метров из-за полученных повреждений. Думаю, на его "Макларене" вышли из строя либо коробка передач, либо двигатель.

-И зачем австралийцы в этом месте столь высокий поребрик сделали?

- Уж точно не специально. В принципе такой поребрик не очень опасен, главное, чтобы он не оказался посередине днища машины. А Шумахер с Монтойей как раз и повисли на нем, как на гребне горы... Разница лишь в том, что Михаэль вдребезги разбил свой болид, а Хуан-Пабло поплатился днищем, коробкой передач и, может быть, двигателем.

Впрочем, колумбийцу, у которого были все шансы финишировать как минимум третьим, не повезло еще до этого, когда он застрял в боксах. Думаю, получилось это вот каким образом. Наверное, "Макларен" не предвидел, что на болиде Райкконена придется менять носовой обтекатель, или рассчитывал сделать это быстрее, и Монтойю позвали в боксы сразу вслед за финном. Сработать же оперативно не удалось, и в итоге Хуан-Пабло потерял время в ожидании, когда команда разберется с Райкконеном. Ну а дальше все было закономерно: колумбиец выехал на трассу 6-м, принялся отчаянно прорываться вперед и налетел на поребрики.

-То есть не будь заминки в боксах...

- .. .и все могло сложиться совершенно иначе.

-А не потрясла вас горькая судьба Баттона?

- Еще бы! Стартовать с поул-позишн - и за 50 метров до финиша покинуть гонку из-за взрыва мотора... Впрочем, еще задолго до этого было видно, что "Хонда" Дженсона не тянет. Видимо, инженеры изначально опасались за двигатель и задали ему щадящий режим. А на последнем круге, когда Баттон вел ожесточенную борьбу с Джанкарло Физикеллой, он перешел на максимум. Итальянцу, который был как раз позади англичанина, здорово повезло, что он не улетел с трассы. Если бы Баттон после взрыва не ушел вправо, а остался на своей траектории, то Физикелла разделил бы участь Шумахера и Монтойи. Кстати, Баттон в этом случае мог бы на нейтралке и дотянуть до финиша.

-Почему же он этого не сделал?

- На обычной машине в такой ситуации финишировать накатом можно, но в болиде "Формулы-1" всем или почти всем управляет электроника. Как себя ведет "Хонда" при взрыве движка, мы не знаем. Возможно, электричество на ней отключается. Как тут поедешь...

-Представляю, как расстроился Баттон!

- Полагаю, он был готов к этому. Команда наверняка советовала ему быть поосторожнее с двигателем. Мотор не может выйти из строя внезапно, и инженеры видели по данным телеметрии и потерю мощности, и изменения каких-то других параметров. Так что для Баттона это была не трагедия, а просто еще одна неудачная гонка.

-Известен случай, когда четырехкратный чемпион мира Ален Прост руками доталкивал свою машину до финиша...

- Я бы тоже толкал! Из принципа.

-За всеми этими взрывами и авариями мы забыли победителя Фернандо Алонсо...

- Испанец провел очень хорошую гонку. Сколько раз на трассе появлялась машина безопасности, сколько было рестартов, но Алонсо так грамотно их выполнял, что моментально добивался преимущества чуть ли не в три секунды.

Почему-то мне кажется, что в Австралии закончился чемпионат для Физикеллы. Если до минувшего воскресенья они с Алонсо были в команде на равных, то теперь испанец - явный лидер.

-А что скажете о своем "Мидлэнде"?

- Мы опять добились прогресса: Кристиан Альберс финишировал 11-м. И это при том, что между тремя стартовыми этапами фактически не было пауз, которые можно было бы использовать для совершенствования автомобиля. Теперь у нас впереди трехнедельный перерыв, который команда и посвятит работе над болидами.

Я хочу обратить ваше внимание вот на что: MF1 Racing не только улучшает свои финишные позиции, но, что гораздо важнее, сокращает отставание от лидеров. И еще один момент. Очень многое зависит от двигателя. Каким бы прекрасным ни было шасси, без хорошего мотора далеко не уедешь. "Мидлэнд" пользуется моторами "Тойота", и, значит, его прогресс напрямую зависит от прогресса команды "Тойота". А она выступила хорошо: Ральф Шумахер стал на "Гран-при Австралии" третьим. Так что ждите продвижения вперед и от "Мидлэнда".

-А как вы отнеслись к тому, что за 18 кругов до финиша остановился второй пилот "Мидлэнда" Тьяго Монтейро?

- Я считаю так: если на машине возникли проблемы - скажем, с двигателем, то лучше остановиться. Тогда инженеры смогут выяснить причину проблемы и, следовательно, не допустить ее повторения. А если двигатель сгорел, то уже ни в чем не разберешься. Не знаю, что было у Монтейро, но поскольку в данном случае борьба за очки не шла, команда предпочла остановить его.

"Мидлэнд" сейчас вообще очень много работает над машиной - постоянно ищет регулировки. Помните двухгодичной давности ситуацию с "Феррари"? Базовые настройки автомобиля были хорошо известны, и техникам оставалось только залить в бак бензин, а Шумахеру выехать на трассу и выиграть. Сейчас "Феррари" в поиске. Как и "Мидлэнд".

Лина ХОЛИНА