Газета Спорт-Экспресс № 73 (4052) от 3 апреля 2006 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 2
БОКС |
У РИНГА с Александром БЕЛЕНЬКИМ |
СОБЫТИЕ МЕСЯЦА |
МАСКАЕВ ПОЛУЧИЛ ШАНС
К счастью, справедливость не восторжествовала. Или, наоборот, восторжествовала, только это уже была другая справедливость. Она ведь, как и правда, у каждого своя.
По справедливости, после более чем сомнительной победы чемпиона мира по версии WBC в тяжелом весе Хасима Рахмана над Джеймсом Тоуни последнему полагался бы матч-реванш, которого ему не дали. С другой стороны, руководство WBC еще в октябре прошлого года вынесло решение, что оспаривать титул у Рахмана будет победитель встречи Олег Маскаев - Синан Самил Сам. Победил Маскаев, но потом руководство WBC передоговорилось само с собой и решило, что с Рахманом будет драться Джеймс Тоуни. Никакого, хотя бы претендующего на приличие, объяснения этому решению тогда не последовало.
И вот теперь WBC несправедливым (по отношению к Тоуни) решением как бы компенсировало свое же более раннее несправедливое решение (по отношению к Маскаеву), и Олег наконец-то проведет бой, на который давно имеет право.
Но сначала вспомним, что же произошло в поединке Рахман - Тоуни.
ПЛОХОЙ, ПЛОХОЙ, ПЛОХОЙ
Вся эта история чем-то напоминает начало фильма Серджо Леоне "Плохой, хороший, злой", где идет представление главных героев. Плохой там просто плох - наемный киллер, который по сходной цене убьет кого угодно. Злой тоже плох, но при этом смешлив и обаятелен, как итальянский жулик. Ну а Хороший хорош только тем, что, обобрав своего подельника Злого, он его не убил.
Вот так и с боем Рахман - Тоуни. Хороших здесь как-то не наблюдается. Засуженный и ограбленный Тоуни по кличке Туши Свет на роль поруганной добродетели как-то не тянет. Все-таки редкое хамло и бывший уличный наркоторговец. Рахман с его двумя сотнями ударов по почке и постоянными попытками залепить локтем в кадык - тоже тот еще Хороший.
Рефери Эдди Коттон, всему этому попустительствовавший, был похож на распространенный тип служителя закона, который не берет взятки только у тех, с кого и взять-то нечего. Двое из троих судей, считавших очки, напоминали судей по уголовным и псевдоуголовным делам, которых волнует не то, справедливо обвинение против подсудимого или нет, а то, какой их вердикт более соответствует интересам начальства. Хороши и их коллеги, вроде известного обозревателя канала НВО Харольда Ледермана, который поставил 116-112 в пользу Рахмана и объяснил это тем, что нельзя отдавать победу боксеру, который "выбросил" (что очень важно: именно "выбросил", а не довел до цели) на 300 ударов меньше, чем его соперник. И это при том, что количество дошедших до цели ударов, согласно компьютерному подсчету, как раз почти совпадает. А я-то, наивный, думал, что когда боксер рубит руками воздух, ему это идет скорее в пассив, чем в актив. Кроме того, те удары, которые Рахман, не расплескав, все-таки донес до соперника, пришлись в основном вскользь.
И уж совсем хорош президент WBC Хосе Сулейман, заявивший, что, хотя рефери Эдди Коттон и игнорировал нарушения правил со стороны Рахмана, никакого матча-реванша не будет, потому что на подобном основании они еще никогда не проводились. Если бы все руководствовались такой логикой, так мы бы до сих пор жили при крепостном праве. В самом деле, как же можно было его отменять, если раньше у нас этого никогда не делали?
За всем этим уже как-то забылся сам бой, состоявшийся 18 марта в Атлантик-Сити, который был достаточно интересным. Тоуни, мастер защиты корпусом, уклонялся от большинства ударов Рахмана и все время контратаковал. Будь у бывшего средневеса побольше физической силы, Хасиму пришлось бы куда хуже. Но откуда взяться в баке бензину, если его туда не налили? Все равно у природного тяжа силы в ударах куда больше, чему у "надутого".
Временами Рахман доставал Тоуни, и тому приходилось очень нелегко, к тому же Туши Свет устал к концу встречи. Однако, на мой взгляд, выглядел он все же чуть предпочтительнее и заслужил победу со счетом 115-113. Однако арбитры решили иначе. Двое дали ничью, поставив 114-114, а третий вообще отдал победу Рахману со счетом 117-111.
Этому третьему я бы посоветовал заниматься в жизни тем, что сидеть у окна и считать пролетающих мимо ворон. Даже если ошибешься, вреда от этого все равно никому не будет. Ну пролетело десять ворон, а не восемь, кому от этого лучше или хуже? Ну а если правильно посчитал - то тогда просто молодец, вот тебе за это конфетка и книжка с картинками.
Однако вместо того чтобы предаваться такому богоугодному занятию, подобные люди почему-то стройными рядами пошли в боксерские судьи.
ХОРОШИЙ
Если кто и заслужил право на бой с чемпионом мира, так это Олег Маскаев. На протяжении всей своей карьеры он, как птица Феникс, постоянно восстает из пепла. Благодаря бестолковому и безжалостному менеджменту его уже в седьмом профессиональном бою в феврале 1996 года вывели на экс-чемпиона мира Оливера Макколла. Закончилось это нокаутом в 1-м раунде. Не для Макколла. Для Маскаева. Всего через год, в апреле 1997-го, он дрался с находившимся тогда на подъеме и еще не знавшим поражений Дэвидом Туа. Олег был близок к победе, но в 11-м раунде зевнул удар, после которого рефери остановил встречу.
Потом было долгое карабканье на вершину, и вот 6 ноября 1999 года Маскаев в 8-м раунде нокаутировал нынешнего чемпиона мира по версии WBC Хасима Рахмана. Если бы Туши Свет сделал нечто подобное, ему бы сейчас не пришлось жаловаться на судей.
Олег тогда сначала провел мощнейший удар справа, после которого Рахмана повело. Маскаев его не отпустил, и после серии, завершившейся все тем же правым кроссом, Рахман вылетел с ринга. Своим падающим телом он проломил стол и увлек за собой стоявший на нем компьютер, который еще прихлопнул его сверху.
Затем Олег выиграл еще два боя и стал одним из главных претендентов на титул WBA в тяжелом весе, но здесь случилась катастрофа. В октябре 2000 года его в 4-м раунде нокаутировал канадец Кирк Джонсон. Повторился тот же сценарий, что и в бою с Рахманом, только наоборот. Сначала Маскаев пропустил удар и поплыл, а Джонсон добил его и выбросил с ринга.
Тогдашняя команда Маскаева приняла самое неправильное решение из всех возможных: не оправившегося ни физически, ни психологически Маскаева, как лошадь на водопой, погнали на бой с сильным соперником, Лэнсом Уитакером. И в марте 2001 года тот нокаутировал россиянина во 2-м раунде. А почти ровно через год Олег снова был нокаутирован, на этот раз американцем Кори Сандерсом.
Тогда все были уверены, что это конец. Особенно те, кто сейчас громче всех кричат, что всегда верили в Маскаева. Однако в него действительно поверил один человек, и этого оказалось достаточно. Тренер Виктор Валле. Сам Олег рассказывал мне об этом так: "Это Виктор нашел меня, собрал команду и обратился к моему теперешнему промоутеру Дэннису Раппопорту, сказав: "Послушай, этот парень никогда по-настоящему не проигрывал. Да, пропускал удары с серьезными для себя последствиями - так это просто потому, что у него были проблемы с защитой, которые можно решить. Еще проигрывал, потому что его нагло использовали по ходу его карьеры. Поверь мне: его надо брать. У него есть будущее, кто бы и что бы о нем ни говорил".
На этот раз Олега не стали бросать под танки. Для начала он провел шесть боев с не самыми сильными соперниками и всех нокаутировал. Один из них, британец Джулиус Фрэнсис, который раньше встречался с Тайсоном, сказал, что справа Маскаев бьет не хуже Железного Майка. Вера в себя была восстановлена.
Затем в июле 2004 года наступил черед дотоле не битого нигерийца Дэвида Дефиагбона. Его собирались выводить на новый уровень, и для этого нужна была победа над достаточно известным соперником, который, однако, не представлял большой опасности. Таковым, на свою беду, сочли Маскаева. Однако Олег убедительно победил его по очкам. Еще через два боя, в ноябре прошлого года, он убедительно победил немецкого турка Синана Самила Сама и завоевал право на бой с чемпионом мира по версии WBC, своим старым знакомым Хасимом Рахманом. И вот теперь ему, кажется, дадут возможность это право реализовать.