Газета Спорт-Экспресс № 68 (4047) от 28 марта 2006 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 2
ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ |
ТАРАН НАД ПЕРСИДСКИМ ЗАЛИВОМ
Как уже сообщал "СЭ", в Абу-Даби прошел первый этап Red Bull Air Race World Series.
Воздушные гонки "Красных быков" проводятся с 2003 года. Первые соревнования класса "Мировая серия" состоялись в предыдущем сезоне и включали в себя семь этапов. В этом году планируется увеличить их количество до девяти. Первый этап принимал у себя Абу-Даби 17 марта, награды заключительного разыграют в австралийском Перте 19 ноября.
Red Bull Air Race - явление уникальное. Те, кто видел эти гонки хоть раз, надолго запомнят невероятные трюки, выполняемые пилотами на небольших спортивных самолетах, которые пролетают на малой высоте совсем рядом со зрителями. Сидя на трибуне, не раз с ужасом ловила себя на мысли, когда пилот заходил на вираж: одно неверное движение - и... Но все всегда заканчивалось благополучно, потому что выступали там настоящие асы, для которых развернуться в нескольких десятках метров от публики не составляло никакого труда. А иногда это происходило настолько близко, что можно было рассмотреть лицо летчика, и тогда мы, прямо как в театре, непроизвольно начинали ему аплодировать.
Одним из разработчиков концепции гонок был венгерский пилот Петер Бешеный. Нет, это вовсе не кличка, определяющая характер, а самая настоящая фамилия этого человека. Хотя Петера действительно отличают напористость, даже агрессивность во время гонок. А на земле он - спокойный и улыбчивый, любитель всего изысканного, прежде всего вина. Дома у Бешеного - свой винный погреб, над которым расположилась огромная библиотека. А еще он - талантливый фотограф.
Когда в 2001 году компания Red Bull обратилась к Петеру с идеей организовать гонку, он помог выработать правила и тщательно отобрал наиболее подходящих пилотов.
-Какие качества при этом учитывались? - поинтересовалась я у Бешеного.
- Летчики должны обладать высоким мастерством пилотажа и смелостью, чтобы выдерживать экстремальные физические и психологические нагрузки, - ответил он.
На трассе гонки (а это, по сути, воздушный слалом) длиной примерно в полтора километра устанавливаются ворота - огромные конусообразные пилоны, изготовленные из сверхлегкого материала, который легко рвется, когда его задевает самолет, и вся конструкция тут же опадает. Основание пилона в диаметре - 5 м, в верхней точке - 75 см, высота - 18 м. Давление воздуха в пилонах постоянно контролируется, и при необходимости их моментально подкачивают.
Ворота располагаются дьявольски близко друг от друга: помеченные синей полосой - на расстоянии 14 м, красной - 10 м. Через красные ворота самолет проходит в положении "лезвие ножа", то есть одно крыло смотрит в небо, а другое - в землю. Если учесть, что размах крыльев самолета почти 8 м, то становится ясно: горизонтальный пролет через красные ворота, мягко говоря, нежелателен. Неудивительно, что Петер Бешеный во главу угла ставит мастерство и смелость пилотов.
Уже в предварительном раунде зрители стали свидетелями столкновения самолета с пилоном. На таран пошел новичок гонок - американец Майкл Гулиан. После контакта с воротами его самолет несколько раз качнуло, но Майкл справился с ситуацией. Когда мы встретились с ним в паддоке, Гулиан был так возбужден, что, увидев диктофон, стал отвечать на вопросы, которые я ему еще не успела задать:
- Это моя первая гонка, я очень волнуюсь, но у меня есть способ успокоиться. Перед полетом слушаю музыку, расслабляюсь, чтобы не быть слишком агрессивным.
-Почему же сегодня вам это не удалось и вы протаранили пилон?
- (Смеется.) О, я слишком хотел показать хорошее время, поэтому задел ворота и меня закрутило.
-Как вы попали в Red Bull Air Race?
- Два года назад я участвовал в авиашоу в Неваде. Руководство Red Bull меня заметило, а его пилоты одобрили мою кандидатуру. Потом я прошел тренировочный лагерь, где нам объясняли, что такое Red Bull Air Race, и мы летали через ворота.
-Как чувствуете себя в компании таких асов?
- Они прекрасные парни, хорошо приняли меня. А Кирби Чамблисс - мой друг и во всем мне помогает.
-Знаю, что вы фанат "Формулы-1". Видите в ней сходство с вашими гонками?
- У нас и пилотов болидов одинаковая цель - мы стремимся к совершенству. Лично я руководствуюсь правилом становиться лучше каждый день, каждый месяц, каждый год.
Забегая вперед, скажу что Майкл Гулиан в своей первой гонке занял 6-е место среди 11 участников, хотя метил в призеры. Не исключаю, что старожилы получили серьезного соперника в лице этого новичка.
Два квалификационных раунда в четверг прошли довольно гладко, если не считать протараненные ворота. Кстати, от столкновения колонна рассыпается на мелкие куски, а на установку новой уходит не более пяти минут. В самом начале, когда гонки только зарождались, Петер Бешеный тестировал поведение самолета при столкновении с колонной, тараня пилон в лобовую и крылом. Когда я спросила его, что он при этом чувствовал, Петер поморщился и передернул плечами. Ясно, что ощущения были не из приятных.
На пятницу - в мусульманских странах это выходной - был назначен финал гонки. Уже с утра жители Абу-Даби начали стекаться на шикарную набережную Корнише, чтобы полюбоваться гонками в небе над акваторией Персидского залива. Они располагались на зеленых газонах под пальмами, тут же ставили палатки, разжигали мангалы и жарили шашлыки. Интересно, что властями города такое вольное обращение с газонами даже приветствуется, и люди собираются посидеть на травке, которой в этих местах катастрофически мало, не только во время аэрошоу, но и просто по выходным.
Гонки в Абу-Даби проводились во второй раз. В прошлом году посмотреть воздушную акробатику над заливом пришли 250 тысяч человек. И на этот раз их собралось не меньше. Но кто бы мог подумать, что в этом курортном раю, где обычно 365 дней в году светит солнце, вдруг случится ненастье! Низкая облачность, накрапывающий дождь и сильнейший ветер, скорость которого достигала 36 узлов (полеты запрещены, если она превышает 30 узлов), сорвали все планы. Промаявшись более пяти часов на набережной в ожидании старта, все поняли, что сегодня шоу не состоится. А тут и организаторы объявили, что финальный раунд переносится на следующий день.
В субботу, к счастью, погода наладилась. Перед началом основного действия публику разогревали. Сначала на глади залива свое мастерство продемонстрировал пилот водной "Формулы-1", который с умопомрачительной скоростью носился туда-сюда, мгновенно меняя направления, останавливался как вкопанный и разве что не взлетал. В общем, выжал из своего скутера все, что можно, и даже больше. Затем Flying Bulls Acrobatic Team продемонстрировала фигуры высшего пилотажа в синхронном исполнении трех пилотов. А в конце публику порадовали чешка Радка Мачова, лидер мировой женской воздушной аэробатики, и два парашютиста, один из которых - Ханс Арк лихо приземлился на крошечный пятачок прямо перед ложей прессы.
Сами полеты начались довольно спокойно. После первого раунда лидировал прошлогодний победитель в общем зачете Майк Мангольд, за ним шел Чамблисс. Третье место Алехандро Маклина было неожиданностью, хотя и с натяжкой, а вот пятую позицию прошлогоднего победителя этого этапа Бешеного можно было назвать провалом.
Абу-Даби расположен на стыке пустыни и морского побережья. Гонка в таких условиях несравнима по сложности с гонками в любом другом месте. Из-за весьма специфичного освещения полеты над водой создают тут пилотам дополнительные проблемы, так как трудно точно рассчитать высоту над гладкой водной поверхностью. Помогает легкий ветер, вызывающий рябь, сильный же пилотами не приветствуется. Гонки в таких условиях - настоящая проверка на прочность.
Борьба во втором финальном раунде была значительно острее. Стартовавший седьмым Бешеный показал лучшее время. Оставалось пройти трассу четырем пилотам, которые после первой попытки были впереди венгра. Стартовавший вслед за ним немец Клаус Шродт задел пилон правым крылом, после чего свечой взмыл в небо и замер в вертикальном положении, причем в этот момент от самолета отделился прилипший к крылу кусочек пилона. После этого Клаусу не оставалось ничего иного, как сойти с дистанции, не закончив ее, за что он был дисквалифицирован. Затем "подвиг" Шродта повторил лидер Мангольд. Американец левым крылом срезал ровно половину пилона и получил 10 секунд штрафа, что, впрочем, не помешало ему остаться на втором месте. На третье вышел Бешеный.
Вообще во втором раунде лишь четверо - Чамблисс, Бешеный, Гулиан и Лэмб - сумели избежать штрафных очков. Остается добавить, что на трассе в Абу-Даби было установлено шесть обычных ворот и одни кватро (четыре пилона), через которые пилоты проходили 12 раз в заранее установленном порядке, выполняя между ними различные элементы акробатики.
Есть все-таки что-то очень привлекательное в Петере Бешеном. Понятно, когда в Будапеште ему прохода не дают - сама это видела. Но и в Абу-Даби сразу после награждения именно Бешеного, а не победителя Чамблисса, атаковали журналисты.
-Как, по-вашему, будет развиваться Air Race - по пути шоу или спорта? - спросила я его.
- Это, конечно, разновидность шоу, но гонки будут все больше и больше становиться спортом, потому что пилоты хотят улучшать результаты. В этом году половина из них пересела на более легкие и совершенные самолеты. Я сделал то же, но во время тестов понял, что в новой машине еще многое надо доводить до ума, поэтому в финале летал на старом, более тяжелом самолете.
-Каковы, на ваш взгляд, шансы попасть в эти гонки российских пилотов?
- Я знаком с двумя россиянами, это великолепные летчики. Думаю, со временем они смогут участвовать в Red Bull Air Race и станут для всех нас очень опасными конкурентами.
Если появление российских пилотов на трассе - дело времени, то российский этап уже намечен. В случае положительного решения всех организационных вопросов он пройдет в Санкт-Петербурге 17 июня. А следующий этап состоится 6 мая в Барселоне.
Елена РЕРИХ
Абу-Даби - Москва
Все новости экстремальных видов спорта на нашем сайте extreme.sport-express.ru |