Газета Спорт-Экспресс № 42 (4021) от 24 февраля 2006 года, интернет-версия - Полоса 3, Материал 1

24 февраля 2006

24 февраля 2006 | Футбол

ФУТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА. Межсезонье

Одно из важных слагаемых последних успехов ЦСКА - надежность "последнего рубежа". В том, на чем она основана, специальный корреспондент "СЭ" решил разобраться с помощью тренера армейских вратарей.

Вячеслав ЧАНОВ

ДЕФИЦИТА ВРАТАРЕЙ В ЦСКА НЕ БУДЕТ ЕЩЕ ДОЛГО

Павел АЛЕШИН

из Санта-Софии

Подбором вратарей ЦСКА обладает одним из сильнейших, если не самым сильным, в российской премьер-лиге. Судите сами: Игорь Акинфеев, несмотря на молодость, уже первый номер сборной России. Вениамин Мандрыкин составил бы ему конкуренцию и в национальной команде, если бы имел постоянную игровую практику в клубе. Владимир Габулов в прошлом сезоне неизменно вызывался в молодежную сборную страны. А руководит этим небольшим подразделением один из лучших отечественных специалистов Вячеслав Чанов, в прошлом вратарь "Шахтера", "Торпедо", ЦСКА, "Нефтчи" и сборной СССР. Его методика подготовки вратарей имеет успех не только в России, но и за рубежом. Это видно по именам тех, с кем работал Чанов: сначала с Плотниковым, Новосадовым, Армишевым, позже с Гончаровым, Кутеповым, Барановым - что ни вратарь, то игрок первой, молодежной или юношеской сборных.

ДЕСЯТЬ ЛЕТ ПО ЛЕНИНСКОМУ ПУТИ

-Вы как-то готовили себя к тренерско-вратарской доле?

- Играл я в командах мастеров до 37 лет. И где-то в 35 уже имел толстую тетрадь с набором всевозможных упражнений для вратарей. В их основе были и собственные находки, и наработки отца, брата Виктора (напомним, что Вячеслав вместе с младшим братом, вратарем "Шахтера", киевского "Динамо" и сборной СССР пошел по стопам отца, Виктора Чанова, защищавшего в 40 - 50-е годы цвета ЦДКА и "Шахтера"), и вообще все интересное, что удавалось почерпнуть из книг, журналов и т.п.

-С вратарями ЦСКА вы работаете почти десять лет. В чем залог успеха?

- Основа успеха каждого вратаря, конечно же, его талант. Мог бы добавить банальное - помноженный на труд. Но давно пришел к мнению: слабый духом человек, сколько ни трудись, хорошим вратарем никогда не станет. Понимаю, что творится в душе у тех, кто остается в запасе. Сам прошел через это, почти десять лет довольствуясь ролью второго. Но и сидя на скамейке, старался взять для себя все, что давала отечественная вратарская школа. Шел, можно сказать, ленинским путем - учился, учился и учился. И только в 27 лет вышел на первые роли.

-Значит, непременные качества вратаря - стойкость, выдержка, сила воли, железный характер?

- Безусловно. И еще - неистребимое желание играть и быть только первым, несмотря ни на какие гримасы судьбы. Как только вратарь смирится с ярлыком второго, он может заканчивать, потому что неизбежно начнет деградировать. На каждой тренировке, в каждой игре я убеждаюсь: быть первым - цель жизни каждого из моих нынешних подопечных. Мне ни разу не приходилось принуждать кого-то из них к тяжелой вратарской работе. И еще важный момент: ни один не падает духом, а психологическая уравновешенность играет первостепенную роль не только во вратарском деле, а и вообще в футболе. Тут надо отметить внимание ко всем троим со стороны Валерия Газзаева. Он находит и время, и нужные слова, чтобы объяснить не попавшим в состав: это временно, пока жизнь складывается так, а завтра все может повернуться иначе.

Вопрос вратарям ЦСКА: - Какова цель вашей футбольной карьеры и верите ли вы в то, что ее добьетесь?

Акинфеев: - Цели, поставленные мною в предыдущие два года, осуществились. Теперь главное - совершенствовать свою игру, повышать квалификацию, приносить максимальную пользу команде и проявить себя вместе с ЦСКА в Лиге чемпионов. Думаю, все это реально.

Габулов: - Любой уважающий себя футболист стремится добиться как можно большего. Есть у меня и конкретные цели, но промолчу, чтобы не спугнуть фортуну. А без веры в то, что они будут достигнуты, нет смысла работать.

Мандрыкин: - Моя цель - выиграть с командой все, что можно, вернуться в сборную России и в ее составе достойно представлять отечественный футбол. Верю в то, что задуманное осуществится, но понимаю, что для этого необходимо много трудиться.

ЕДИНСТВЕННЫЙ ВЫХОД - ТЕРПЕТЬ

-Владимир Беляев, вратарь уровня сборной, всю карьеру просидел в запасе "Динамо" за великим Яшиным. Одни вспоминают о нем как об образце для подражания, другие - как о примере погубленной карьеры. А вы как думаете? - возвращаюсь к разговору с Чановым

- Я тоже десять лет просидел на лавке "Шахтера", хотя за это время чуть ли не во всех сборных перебывал. В 19 лет, пока болел Юрий Дегтярев, отыграл в составе команды почти весь сезон и входил тогда в пятерку лучших вратарей СССР. Уход из клуба - всегда риск. Меня тогда в Донецке знала каждая собака, и на карту ставилось жизненное благополучие: предстояло оставить благоустроенную квартиру, с женой и маленьким ребенком отправиться в неизвестность, заново завоевывать себе имя. Ты же не на пустое место идешь, конкуренция в футболе - вещь постоянная. И все же я решился на переход в "Торпедо", но главным образом из-за младшего брата: Виктор уже подбирался к уровню основного, и, если бы я не ушел, он вряд ли состоялся бы как вратарь - ему просто могло не найтись места в составе "Шахтера".

-Мысленно ставлю сейчас на ваше место Мандрыкина...

- У Вени несколько другая ситуация. Если бы не операция на мениске, которая подкараулила его на взлете карьеры, неизвестно, как бы все для него сложилось. А потом взмыла звезда Игоря Акинфеева. Но такова вратарская судьба: если "сломался", а на твоем месте заиграл другой, дожидаться своего часа можно очень долго. И иного выхода, кроме как терпеть, нет.

-Габулову даете такой же совет?

- Володя за время, проведенное в ЦСКА, вырос как вратарь и продолжает расти. Он тоже практически сформировавшаяся личность в футболе и достоин играть в премьер-лиге. Но давайте вспомним: только в прошлом сезоне наших вратарей миновали травмы. А до этого иной раз приходилось приглашать голкипера в пожарном порядке - некому было выйти на поле. Сейчас же у ЦСКА полный вратарский боекомплект.

МЛАДШИЙ БРАТ ВРАТАРЕЙ ЧАНОВЫХ

-Какие трудности создает подбор вратарей примерно одного уровня?

- Не знаю, что и сказать. Работая с талантливыми людьми, стараешься отдать им не только знания, но и всю душу; да так, что после иного рабочего дня наступает полная опустошенность. Они для меня - мое продолжение в футболе.

-Фигурально выражаясь или в прямом смысле?

- Два года назад на Мемориале Лобановского мой брат впервые увидел в игре Акинфеева и воскликнул: "Да это же Чанов-младшенький! Все вратарские повадки наши! Только талантливее - пойдет дальше нас".

-А кто в ЦСКА определяет кандидатуру вратаря на конкретный матч?

- Конечно, главный тренер. Я и не смог бы - для меня все трое равны. Газзаев в ответе за весь тренировочный процесс. Когда мы только начинали, притирались друг к другу, мою работу он контролировал больше: давал советы, говорил, какими видит вратарей команды. А сейчас вмешивается, только когда его что-то не устраивает.

-Как-то не верится, что между играющим вратарем и сидящими в запасе всегда совет да любовь. Наверняка внутри у каждого кипят страсти. Наружу они не выплескиваются?

- Без честолюбия в профессиональном спорте ловить нечего. Другое дело, какие формы оно принимает. Вспоминая себя в роли запасного, могу признаться, что и тени ненависти к первому номеру не испытывал. Желание играть меня обуревало, но зависти не было. В чужую душу не влезешь, но то, что вижу чувствую, работая с вратарями ЦСКА, дает мне право утверждать, что отношения между ними прекрасные. Когда во время тренировки один стоит в воротах, остальные двое суетятся возле него, помогают, подсказывают.

Вопрос вратарям ЦСКА: - Какие отношения у вас с Вячеславом Чановым: чисто деловые, товарищеские или какие-то другие?

Акинфеев: - Не побоюсь сказать: как у сына с отцом. Мы и работаем, и дружим, и вместе делаем общее дело.

Габулов: - Я бы сказал, товарищеско-деловые. Мы часто общаемся и вне поля, обсуждаем как футбольные, так и житейские темы.

Мандрыкин: - Товарищеские. Если бы не разница в возрасте и положении в команде, их можно было бы назвать даже дружескими. И в то же время это рабочие отношения. Вячеслав Викторович мягко опекает всю нашу троицу, стремится помочь в любой мелочи. Но вместе с тем очень требователен к каждому.

ВЕДУЩИЕ ШКОЛЫ - НАША, АНГЛИЙСКАЯ, ЧЕШСКАЯ

-Вы на тренировке "чешете всех под одну гребенку" или предлагаете каждому индивидуальные упражнения?

- Вратари работают в том же ключе, что и вся команда - над "физикой", скоростью, - отвечает Чанов. - Остальное достигается с помощью специальных упражнений. Каждый из голкиперов своеобразен. Зная недостатки того или иного ученика, стараешься больше времени уделять их устранению. Для этого существует набор упражнений, который постоянно пополняется. Раньше, например, мы мало обращали внимания на игру ногами, которая приобретает для вратарей все большее значение. Вспомните недавний промах вратаря "Русенборга" в матче с "Зенитом". Возможно, недоработал в этом компоненте на тренировках. Стараюсь брать все лучшее из иностранного опыта, хотя ведущими школами считаю нашу, английскую и чешскую - знаменитого Иво Виктора.

-Что особенно важно для успешной работы тренера вратарей?

- Доверие подопечных. И я его чувствую. Какие задания ни предлагаю, необходимость их выполнения не вызывает у ребят и тени сомнения.

-Приглашение нашими клубами иностранных вратарей себя оправдывает?

- Не подумайте, что говорю это из расистских побуждений, но считаю, что, скажем, африканские вратари на родину Яшина приглашаться не должны. Просто потому, что наша вратарская школа всегда считалась передовой. И традиции не умерли. Нужно лишь приложить руки к собственным талантам. Пару лет назад "Спартак", например, привез из Марокко вратаря Баги, а очень способного, пусть и сырого Зуева отдал в аренду. Впоследствии, вернув его, спартаковцы как бы признали ошибку но сколько времени для роста Зуева было потеряно! Наверное, это прозвучит нескромно, но приведу пример школы ЦСКА. Сбылась моя давняя мечта: в ней работают сразу три специалиста по вратарям. С самыми маленькими Андрей Мирошниченко, со средним звеном - Андрей Саморуков, старшую группу и дубль взял на себя Дмитрий Тяпушкин. А замыкается все на основном составе. В результате вся вратарская школа ЦСКА работает по единой программе, и юноша, дошедший до профессиональной команды, уже привычен к требованиям и упражнениям, которые ему предложат. За нашим основным триумвиратом уже есть вратарь юношеской сборной России Жидеев, не менее одаренный Джанаев, выступавший за ЦСКА в Кубке Содружества, дальше - талантливый мальчишка 1989 года рождения. Уверен, дефицит вратарей нам не грозит.

Вопрос вратарям ЦСКА: - Хотели бы вы поработать под руководством иностранного специалиста по вратарскому делу?

Акинфеев: - Не вижу в этом никакого смысла. Российская вратарская школа - одна из лучших в мире, а Вячеслав Викторович - один из лучших ее представителей.

Габулов: - Нет. Вячеслав Викторович - один из ведущих специалистов, и, может быть, не только в России. Работать с ним очень интересно. Я чувствую, что прибавляю на каждой тренировке.

Мандрыкин: - Нет. В нашем деле помимо понимания рабочих моментов не последнюю роль играет человеческое общение. Языковой барьер сведет его к нулю. Может сказаться и иной менталитет иностранца. Я в ЦСКА пятый год, но вратарская работа до сих пор не приелась, потому что постоянно разнообразится. И потом, в отношениях с тренером великая вещь - взаимное доверие. Мне повезло в этом отношении: в "Алании" работал с Александром Яновским, в ЦСКА - с Вячеславом Чановым. Какой смысл что-то менять?