Газета Спорт-Экспресс № 38 (4017) от 20 февраля 2006 года, интернет-версия - Полоса 13, Материал 1

20 февраля 2006

20 февраля 2006 | Олимпиада

ОЛИМПИЗМ

TORINO-2006

ХОККЕЙ

ВЗГЛЯД ИЗ АМЕРИКИ Славы МАЛАМУДА

ВСЕ "РУЖЬЯ" СТРЕЛЯЮТ

Это неправильно (по многим причинам), но самые приятные чувства я вчера испытал в начале третьего периода, когда увидел, что в воротах сборной России появился Максим Соколов. Фигура третьего вратаря олимпийской сборной всегда немного трагична: это совершенно не его вина, но в итоге выходит, что медаль он получает вроде бы ни за что. Выйти на поляну, порезать коньками олимпийский лед, получить пару раз шайбой в нагрудник, помочь определить итоговый результат одного матча, и вот пожалуйста - ваш вклад в общее дело ничуть не меньше, чем, скажем, у рулевого в академической гребле.

Однако стоп! Первая и главная причина, по которой моя радость за Соколова была неправильной, - тот факт, что никаких медалей ни он, ни остальные игроки сборной России пока не получили. До медалей еще как минимум две победы, а до золота (очень надеюсь, что ни о каком другом металле они сейчас и не думают) - три. Причем наверняка - над соперниками посильнее, чем явно выдохшиеся латыши. Так что, порадовавшись и за Соколова, и за покер Ковальчука (правильно, Илья, рекорд Буре отложим до финала), найдем более существенные поводы для оптимизма. Лично я их нашел без особого труда, причем в количестве двух штук.

Первый можно изобразить в виде затасканного газетного заголовка: "У нас есть сборная". Причем выделить следует не предпоследнее, а последнее слово. Сборная. В смысле - команда. Это утверждение, может быть, тоже затаскано, но все-таки на Олимпиадах нет и не может быть ничего важнее командной игры.

У более индивидуально одаренных, но менее сыгранных сборных попросту нет времени для того, чтобы задавить соперников классом. А хорошо сбитый коллектив в коротком турнире возьмет свое. Примеров (Чехия-98), равно как и антипримеров (США-98), хватает с избытком.

Россия с ее хорошо отрепетированной рутиной закулисной возни и раскольничества всегда была гораздо ближе к антипримеру. Были такие опасения и сейчас: спляшет ли Ковальчук под дудку Крикунова? Споются ли "энхалиты" с "суперлижцами"? А что там Буре?.. Кто сейчас обо всех этих страхах помнит!

В сборной России можно, конечно же, при желании обнаружить кучу недостатков, но несыгранность не будет одним из них. Это видно и по тому, как в первых играх по очереди выстрелили абсолютно все наши "ружья" - от Набокова до Малкина, и по неожиданно смертоносному большинству, и по равноценности всех четырех звеньев. И можно совершенно не беспокоиться о том, собьется ли завтра прицел у Овечкина и правильно ли загнет свою клюшку Ковальчук. В четвертьфинале будут рубиться не эти конкретные индивидуумы, а монолитный коллектив.

Ну а второй повод для оптимизма? Мне он видится в нетипичности и новизне этой сборной России. Может, кому и покажется, что она проповедует старые добрые постулаты советского хоккея, но если это и так, то - в переложении на молодежный новояз. Во всяком случае, от слегка роботизированных представителей советской хоккейной классики эта команда отличается довольно заметно. Энергия, порыв, эмоциональность, юношеская осатанелость - этого хватало и в бесшабашной игре со словаками, и в шедевральном разгроме шведов, и в избиении латышей. И даже в нудноватом переходе через казахскую степь, где, бесспорно, лучшим у нас был юный Малкин.

В первом матче Вишневский совершенно намеренно, пусть и заведомо обреченно, налетел на гиганта Здено Хару. Вчера Малкин в нескольких эпизодах похоронил под собой целый взвод латышских стрелков. Шведов растерзали не только скоростью и распасовкой, но и мощной игрой у бортов и в средней зоне. Когда Яшин ломится на "пятак", сдвинуть его оттуда можно только бульдозером. Видеть красный свитер, продирающийся сквозь три-четыре белых, мы, может, и привыкли, но ложащимся под щелчок соперника - еще нет.

Почему все это важно? Хотя бы потому, что именно этим отличались от нас хоккейные флагманы последних лет - Чехия и Канада.

Кстати вот, раз уж речь зашла об оптимизме... Два года назад чехи поставили в своем Народном театре одновременно величественную и веселую оперу "Нагано". Главным героем повествования стал Мартин Гниличка, ибо фигура третьего вратаря, как уже говорилось, ну просто насквозь пропитана драмой. Не знаю, пустят ли хоккей в Большой, но лично мне очень хотелось бы послушать арию Соколова.

Вашингтон