Газета Спорт-Экспресс № 32 (4011) от 13 февраля 2006 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1
ТЕННИС |
КУБОК ДЭВИСА. 1/8 финала. ГОЛЛАНДИЯ - РОССИЯ - 0:5 |
Впервые с 1988 года три победных очка в матче Кубка Дэвиса завоевали все четыре игрока, вошедшие в заявку нашей сборной.
ВЕЛИКОЛЕПНАЯ ЧЕТВЕРКА: БЛИЦКРИГ В АМСТЕРДАМЕ!
Евгений ФЕДЯКОВ |
из Амстердама |
ГОЛЛАНДИЯ - РОССИЯ - 0:5 |
Амстердам. Центр RAI. Закрытый корт. Синтетика.
10 февраля. Рамон Слюйтер - Дмитрий ТУРСУНОВ - 7:6 (7:2), 4:6, 6:7 (5:7), 6:7 (5:7). Мелле ван Гемерден - Николай ДАВЫДЕНКО - 6:7 (6:8), 5:7, 4:6.
11 февраля. Слюйтер/Джон ван Лоттум - Игорь АНДРЕЕВ/Михаил ЮЖНЫЙ - 2:6, 6:3, 4:6, 4:6. 12 февраля. Джесси Хута Галунг - АНДРЕЕВ - 3:6, 6:4, 6:7 (7:9). Мелле ван Гемерден - ТУРСУНОВ - 6:7 (4:7), 6:7 (5:7).
ТЕННИС "БЕЗ ГОЛОВЫ"
- Я удивлен. Не хочу обижать Мелле, но создавалось впечатление, что он сегодня играл, как говорится, без головы. Бить с такой силой справа и слева то кроссом, то по линии и практически все время попадать - это, знаете ли, просто поразительно. Мне даже в матче с Федерером на Australian Open бегать меньше приходилось. В первом сете я думал: что за человек находится на другой половине корта? А может, даже и не человек, а робот? - делился своими впечатлениями от второй пятничной встречи Николай Давыденко.
Вообще-то соперником первой ракетки России должен был стать не Мелле ван Гемерден, а более опытный Питер Весселс. Однако в последний момент этого высокого парня вывела из строя травма ребра, которую он получил в январе в Австралии на Кубке Хопмана и по собственной глупости вовремя не залечил. Таким образом, вслед за финалистом Roland Garros-2003 Мартином Феркерком, о котором уже давно ничего не слышно из-за травм, и Сьенгом Схалкеном, только начинающим пробовать свои силы на официальных турнирах после лечения различных болячек, капитан голландцев Тьерк Богтстра лишился еще одного игрока, на которого в принципе мог бы рассчитывать. В связи с чем, как рассказали мне голландские коллеги, теперь у Богтстры на Весселса вырос большой зуб.
Впрочем, закончим разговор с Давыденко, еще не отошедшим после победы над ван Гемерденом.
-После первого сета игра как-то изменилась?
- Да, как я и предполагал, мне стало легче контролировать ситуацию. Но борьба все равно шла до последнего мяча.
-Сказалось ли то обстоятельство, что это был ваш первый матч в зале после возвращения из Австралии?
- Да нет, я был готов играть в помещении и на тренировках контролировал игру. Просто надо было приспособиться к скорости, которую предложил соперник. Считается, что Дмитрий Турсунов, с которым я тренировался в Амстердаме, мощно бьет по мячу. Но ван Гемерден сегодня делал это в два раза сильнее!
-Голландские болельщики вам сегодня на нервы не действовали?
- После того как в Мельбурне мне довелось сыграть с австралийцем, здешняя публика показалась вполне нормальной. Да, они эмоционально воспринимали все, что творилось на корте, но я почему-то не слишком переживал по этому поводу. В конце концов, болельщики везде кричат.
-Сильно устали?
- Да. На этом быстром покрытии пришлось очень много двигаться, тянуться за мячами, и в итоге я немного потянул спину. Если не ошибаюсь, у Турсунова та же проблема.
ТУРСУНОВ НЕ ПОДВЕЛ
В отличие от ван Гемердена участие Слюйтера во встрече с Турсуновым, о которой достаточно подробно было рассказано в субботнем номере "СЭ", сомнению не подвергалось. Своими впечатлениями об этом любопытном теннисисте я попросил поделиться Бориса Собкина, тренера Михаила Южного, которому не раз доводилось наблюдать Слюйтера в деле.
-Голландец и справа, и слева играет двумя руками - как француз Фабрис Санторо. А есть в АТР другие игроки, использующие эту технику?
- Из более или менее известных на память не приходит никто. Из остальных... Совсем недавно на турнире в Загребе я наблюдал в действии молодого серба Божоляка. Но вообще-то уже давно известно, что с точки зрения биомеханики справа и слева лучше играть одной рукой. При выполнении бэкхэнда вторая рука иногда еще немного помогает, но про форхэнд этого никак не скажешь.
-А сопернику к такой манере сложно приспособиться?
- Со временем вырабатывается стереотип реакции на определенные удары, поэтому, конечно, приходится привыкать. Правда, Слюйтер, который больше подкручивает мяч, все-таки не так опасен, как Санторо, с успехом использующий резаные удары. Продолжая сравнение этих двух игроков, могу заметить, что француз лучше играет двумя руками слева, а голландец справа. В то же время Слюйтер лучше принимает, поскольку хорошо находит на мяч. Плюс у него неприятная резаная подача.
Тем не менее, несмотря на все сложности, которые сумел доставить ему голландец, Турсунов его обыграл. Причем в неплохом стиле.
-Дмитрий, за последние полгода вы прошли путь от завсегдатая "челленджеров" до игрока основного состава сборной в Кубке Дэвиса.
- Ко всему быстро привыкаешь. Поэтому не надо удивляться тому, что, к примеру, Марата Сафина может разозлить поражение в финале чемпионата "Большого шлема", тогда как многим другим даже не снится туда попасть.
-А вам снится?
- Иногда бывает. Еще однажды мне приснился сон, что меня сняли с Уимблдона за опоздание на матч. Причем я до сих пор сомневаюсь - уж не наяву ли это было (улыбается).
-Уже поняли, что Кубок Дэвиса - особый турнир?
- Конечно. Здесь и обстановка другая, и болеют за тебя иначе. Не узнав, что такое Кубок Дэвиса, теннисист теряет очень много. Я не хочу только одного - испытать чувство, что подвел команду.
-В прошлом году на Уимблдоне вы, по-моему, не очень-то рассчитывали, что совсем скоро будете выступать за сборную России...
- Просто я тогда не чувствовал себя готовым к выступлению за команду. Боялся подвести. Хотя определенный риск существует всегда, любой шаг должен быть подготовленным.
-Сейчас вы замыкаете список 50 сильнейших игроков мира. А на какое примерно место в рейтинге нацеливаетесь в этом году?
- Трудно сказать. В принципе знаю, что могу побеждать соперников, которые стоят в мировой классификации гораздо выше меня. Хочется быть сначала в двадцатке, потом - в десятке, а в конце концов, может быть, даже первым. Но буду ли я там или нет - совсем другой вопрос.
-С вами по-прежнему работает знаменитый Хосе Игейрас?
- Да. Просто Хосе уже за 50, он быстрее меня устает от путешествий и ездит только на самые крупные состязания - чемпионаты "Большого шлема", некоторые турниры Masters Series. Поэтому, скажем, в Амстердам со мной приехал мой старый тренер Виталий Горин. Все вместе мы составляем одну команду.
ПОБЕДА СО ВТОРОЙ ПОПЫТКИ
В пятницу вечером на массажиста нашей команды Анатолия Глебова и доктора Сергея Ясницкого выпала особенно большая нагрузка. Надо было, во-первых, помочь восстановиться Давыденко и Турсунову а во-вторых, подготовить как следует к субботнему парному поединку Андреева и Южного. Натягивающий во время матчей Кубка Дэвиса примерно по десять с лишним ракеток в день стрингер российской сборной Сергей Косарин, как всегда, тоже вернулся со стадиона одним из последних. Расслабляться было еще рано - никто ведь не мог гарантировать, что в субботу все уже станет ясно. Правда, было известно другое - то, что в паре Южный заменит подуставшего Давыденко.
- Поскольку Игорь любит чаще оставаться на задней линии, а Миша, напротив, предпочитает традиционный парный теннис, им достаточно непросто играть вместе. Зато у ребят с детства сложились отличные отношения, и им очень легко контактировать на корте. Сегодня оба прекрасно настроились на игру, хорошо подавали - это и привело к заслуженной победе, - сказал мне Собкин после окончания парной игры.
Андреев и Южный играли в одной паре всего во второй раз (впервые им пришлось объединиться в один дуэт в прошлогоднем четвертьфинале с французами, когда сильнее оказались Арно Клеман и Микаэль Ллодра). Однако волнения по поводу того, что голландцы сумеют превзойти россиян за счет сыгранности и более тонкого понимания парной игры, оказались напрасными. В дуэте хозяев сразу же обозначилось слабое звено - 29-летний Джон ван Лоттум, который в последние годы заметно сдал и сейчас даже не имеет парного рейтинга АТР. Уяснив, что к чему, Андреев и Южный в конце первой партии взяли четыре гейма подряд.
Выигранный хозяевами второй сет оказал на наших игроков мобилизующее воздействие. В третьей и четвертой партиях они сразу же брали подачу ван Лоттума, после чего ни разу не давали усомниться в своем преимуществе. В итоге уже через 2 часа 6 минут все было кончено.
-Игорь, сегодняшняя победа стала для вас сюрпризом? - спросил я Андреева.
- Мы понимали, что у нас есть хорошие шансы. Старались играть в свою игру и выкладываться на сто процентов. На личных турнирах на пару силы не всегда остаются. Но в Кубке Дэвиса плохо играть нельзя.
-Согласны с тем, что ваше преимущество явно обозначилось уже в первой партии?
- Просто когда ты ведешь в счете, то играешь более свободно. Но когда во втором сете наши соперники сделали брейк, нам пришлось гораздо сложнее. Я бы не сказал, что игра была простой. Борьба шла за каждый мяч, но нам все-таки удалось дожать голландцев.
-Колено, которое вы прооперировали осенью, уже совсем не беспокоит?
- Иногда все еще напоминает о себе, но это совсем другая боль, которая не является проблемой.
-В прошлом году вы выиграли три турнира АТР. Это обязывает показывать хорошие результаты в новом сезоне...
- Для меня самое главное - играть в свой теннис и не думать, что надо что-то выиграть. Тогда победы рано или поздно придут. Кстати, в январе у меня уже был шанс победить в Сиднее, где я дошел до финала. В принципе я сейчас могу уже везде играть - и на грунте, и на харде. Так что буду стараться использовать любую представившуюся возможность.
-Голландским журналистам в пресс-центре оставалось только разводить руками, когда вы в последнем гейме при счете 30:30 выполнили эйс со второй подачи. Это что - домашняя заготовка? - вопрос уже к Южному.
- Нет, просто я сегодня на протяжении всего матча неплохо чувствовал подачу. А поскольку до этого чаще подавал вторым мячом в середину квадрата или от него в левую сторону, то в столь важный момент решил неожиданно для соперника изменить направление. И определенный риск, который присутствовал при этом, оправдал себя.
-Набираете форму после того, как осенью прошли курс лечения травмы спины?
- Да, я прибавляю. Хотя и не так быстро, как хотелось бы.
-Ваши турнирные приоритеты в этом году будут как-то отличаться то предыдущих сезонов в связи с тем, что декабрьская подготовка оказалась скомканной?
- В принципе действительно хотелось бы кое-что изменить, однако существующая сейчас в АТР система обязательных турниров практически не дает возможности планировать календарь выступлений в зависимости от твоих личных желаний.
-Ставите цель не отстать от других наших игроков, добившихся в прошлом году большого прогресса?
- В АТР конкуренция идет не только между представителями одной страны. И меня не устроит, если я буду стоять выше Николая, Игоря, Дмитрия и Марата где-нибудь на 96-м месте.
ПЯТЬ - ХОРОШО, А ДЕВЯТЬ - ЛУЧШЕ
"Надеюсь, история повторится!" Произнося эту фразу на официальном банкете за два дня до начала поединка в Амстердаме, один из тренеров сборной России Александр Волков и не предполагал, насколько окажется прав. Наша команда не просто победила голландцев в пятый раз подряд. Впервые за 18 лет три победных очка завоевали все четыре игрока, вошедших в российскую заявку. В последний раз, представьте, подобное произошло в Юрмале в июле 1988 года, когда в финале 1-й группы Европейской зоны три Андрея - Чесноков, Черкасов и Ольховский - за компанию со все тем же Волковым "всухую" разгромили... сборную Голландии!
-Еще совсем недавно вы сетовали на то, что не можете варьировать состав команды в матчах Кубка Дэвиса. Сейчас же в вашем распоряжении есть классные игроки, умеющие играть на разных типах покрытий. Получается, ваша мечта осуществилась? - спросил я капитана сборной России Шамиля Тарпищева в субботу вечером.
- Действительно, с учетом Марата Сафина у нас есть пять игроков примерно одного класса, с которыми можно побеждать практически на любом покрытии. Однако длинной скамейки запасных все-таки по-прежнему нет. Следующий матч мы играем во Франции сразу после окончания супертурнира в Майами, и если все наши теннисисты сыграют там достаточно хорошо, что в принципе реально, то как следует подготовить их к встрече с французами будет невозможно. Это в женской сборной в подобных ситуациях я могу варьировать состав - заявить, к примеру, третью, пятую, восьмую из общего списка. Поэтому в идеале хотелось бы иметь в наличии еще трех-четырех сильных теннисистов, то есть в сумме восемь-девять человек.
-Турсунов оправдал ваши ожидания?
- В том плане, что выиграл, - да. Кроме того, хорошо, что он умеет прислушиваться к советам со стороны. Но Дмитрию еще предстоит много работать. Если бы он в пятницу уступил в ответственной первой встрече, то, не исключено, мог бы получить психологическую травму. Однако Турсунов победил, и теперь в плане совершенствования игры у него, как говорится, есть плацдарм для атаки на новые рубежи.
-Положа руку на сердце признайтесь: вы рассчитывали, что матч фактически может завершиться уже в субботу?
- Заранее о таких вещах не думаю. Конечно, выставляя Турсунова, я знал, что у него есть шанс принести первое очко. В Давыденко был уверен практически на сто процентов. Что же касается пары, то у голландцев гораздо хуже, чем можно было предположить, сыграл ван Лоттум.
-Если получится так, что Сафин, который должен возобновить свои выступления через неделю в Роттердаме, через два месяца будет стоять в рейтинге ниже амстердамской четверки, вы включите его в состав на четвертьфинал с французами, который пройдет на выезде 7 - 9 апреля?
- Сейчас трудно сказать, кто в каком состоянии будет находиться. Неизвестно, и на каком покрытии мы будем играть. Если, к примеру, на грунте, то снижаются шансы Турсунова, который гораздо более уверенно чувствует себя на более быстрых кортах. Хотя я, к слову, стараюсь поменять эту его психологию.
...Итак, теперь слово за капитаном сборной Франции Ги Форже. Имея в своем распоряжении опытнейшего Себастьяна Грожана, который в течение последних лет показывает стабильно высокие результаты на Уимблдоне, и талантливого молодого универсала Ришара Гаске, наш старый знакомый в глубине души, вероятно, был бы не против провести четвертьфинал на траве. Однако для этого необходимы практически идеальные условия (в отличие от грунта, на котором в принципе можно проводить матчи даже в моросящий дождь), а в начале апреля погода даже на юге Франции часто бывает непредсказуема. Сохранить же в течение нескольких дней тренировок качественное травяное покрытие в закрытом помещении - малореальное занятие.
В то же время за последние четыре года французы уже дважды проигрывали нам на грунте. Так что, может быть, они предпочтут какой-нибудь другой вариант - к примеру, уложив где-нибудь под крышей сверхбыстрый синтетический корт, от которого оказались бы не в восторге как минимум три наших игрока - Давыденко, Андреев и Сафин.