Газета Спорт-Экспресс № 30 (4009) от 10 февраля 2006 года, интернет-версия - Полоса 12, Материал 1
ОЛИМПИЗМ |
TORINO-2006 |
ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ |
СЕГОДНЯ - ОТКРЫТИЕ XX ОЛИМПИЙСКИХ ЗИМНИХ ИГР |
Олег ВАСИЛЬЕВ:
"ПРИ НОВОЙ СИСТЕМЕ СУДЕЙСТВА ВСЕ РАВНО, В КАКОЙ ГРУППЕ КАТАТЬСЯ"
Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ |
из Турина |
В четверг утром на подступах к полицейскому кордону "Палавелы" дело чуть не дошло до мордобоя. Посмотреть на первую тренировку двукратных чемпионов мира в парном катании Татьяны Тотьмяниной и Максима Маринина стремились представители чуть ли не всех аккредитованных на фигурном катании агентств и изданий. Но в самый неподходящий момент возле проходной нарисовалась целая стайка итальянских волонтеров. Расталкивая журналистов, они нахально стали просачиваться сквозь солидную очередь со словами: "Пропустите нас. Мы на работе!"
Пропустить значило опоздать самим. Поэтому местным труженикам на нескольких языках сразу, подкрепляя малопонятные для итальянцев слова весьма убедительными тычками, дали понять: очередь одна для всех. И так будет всегда!
Запланированной тренировки, правда, не случилось. У первой российской пары, прилетевшей в Турин накануне ночью, был выходной день. Мария Петрова - Алексей Тихонов и Юлия Обертас - Сергей Славнов и вовсе еще не прибыли в олимпийскую столицу.
В разгар дискуссий о том, появятся ли в "Палавеле" Тотьмянина и Маринин, в Турин позвонил Алексей Мишин. Небольшая заметка о квартире, в которой во время Игр предстоит жить Евгению Плющенко (эта заметка, напомню, появилась в "СЭ" в среду), оказалась, как выяснилось, очень кстати. Поблагодарив за своевременную информацию, тренер подробно расспросил о деталях будущего интерьера, объяснив:
- Мы прилетаем в Турин поздним рейсом, поэтому мне точно нужно знать: сколько человек может реально разместиться в этой квартире, если одну из комнат мы полностью отдадим в распоряжение Евгения. Не хотелось бы, приехав среди ночи, обнаружить, что кому-то негде спать.
...На катке Тотьмянина и Маринин все-таки появились, но лишь для того, чтобы поприсутствовать на процедуре жеребьевки.
Увидев, как я достаю диктофон, тренер фигуристов, олимпийский чемпион Сараево-1984 Олег Васильев едва заметно покачал головой. Жест был понятен: по возможности не загружать спортсменов вопросами. Так что первый натиск прессы, после того как Тотьмянина и Маринин вытащили предпоследний стартовый номер, тренер взял на себя.
- Заключительный этап тренировок в Питере мы провели нормально, - начал рассказывать он. - Особо не афишировали, что находимся в городе, поэтому журналисты не досаждали. Немножко подлечились, провели полное обследование, получили необходимые рекомендации. За последние две недели лишь два раза Таня чувствовала некоторое недомогание, но совсем незначительное.
Насчет позднего прилета в Турин Васильев сказал:
- Никакой необходимости прилетать раньше не было. Каток знакомый, раздевалки и комната для жеребьевок - те же самые. Даже цвет стен не изменился. Сразу вспомнились все прошлогодние ощущения, так что привыкать ни к чему не пришлось. Правда, транспортная система показалась слишком запутанной. В деревню мы приехали в час ночи, сразу легли спать, с утра долго искали нужный автобус, а потом просто вызвали такси. До начала Игр у нас запланированы две тренировки. И лишь одна из них - на основном катке, в субботу, в 7.50 утра. Хотелось бы, конечно, тренироваться попозже, но выбирать уже не приходится.
-Раннее время влияет на характер тренировки?
- Естественно. В восемь утра можно разбудить голову, но тело продолжает спать. Приходится по-другому строить разминку, чтобы лучше адаптироваться. Особенно тяжело Тане - она привыкла просыпаться позже. С другой стороны, неожиданностей быть не должно. На прошлых Играх Таня с Максимом не претендовали на высокие места, поэтому могли кататься в свое удовольствие. Сейчас ситуация иная, но прежний опыт - большое подспорье. Знаешь, как себя вести в тех или иных ситуациях, чего ждать. Когда едешь в неизвестность, всегда сложнее.
-Стартовый номер в короткой программе вас устроил?
- При новой системе судейства совершенно не важно, в какой группе кататься. Я бы не расстроился даже в том случае, если бы ребятам выпало выступать первыми. Но и так получилось неплохо. Сильнейшая группа выйдет на старт сразу после заливки, так что лед должен быть хорошим.
-В чем вы видите здесь, на Играх, свою главную тренерскую задачу?
- Уберечь ребят от возможной нервотрепки. Бывают моменты, когда мы обязаны принимать участие в каких-то мероприятиях, давать пресс-конференции, но даже при этом я стараюсь, чтобы нагрузка на психику у моих спортсменов была минимальной. Это достаточно тонкий момент - с одной стороны, неизбежно приходится кому-то отказывать в интервью, но с другой, я прекрасно понимаю, как легко можно кого-то обидеть. И, естественно, стараюсь избежать этого. Честно скажу, тренерская работа для меня намного привычнее. Но пока, кажется, справляюсь.
-Программы, с которыми ваши спортсмены победили на чемпионате Европы, остались без изменений?
- Мы подработали некоторые элементы, слегка усложнили их, но эти изменения неподготовленным глазом не заметишь: они сделаны исключительно для судей, для того, чтобы иметь возможность набирать дополнительные баллы.
-Успели посмотреть, как катаются основные соперники?
- На утреннюю тренировку китайских пар просто не попал по времени. Возможно, побываю на вечерней. Хотелось бы понять, в какой форме Шэнь Сюе и Хунбо Чжао. Две другие пары я в этом сезоне уже видел, поэтому ничего особо нового от них не жду. Хотя по большому счету все это уже не важно. Надо кататься самим. Не думаю, что в финале стоит ждать чего-то невероятного. Главное - не делать ошибок.
-Как налажена ваша жизнь в Турине с бытовой точки зрения?
- Пока не успели толком осмотреться, но на первый взгляд гораздо лучше, чем это было в Солт-Лейк-Сити. Особенно комфортно сейчас, когда остальные российские фигуристы еще не подъехали: ни с кем не приходится делить места общего пользования, не нужно по утрам занимать очередь в ванную, никто не шумит, не мешает отдыхать. Да и комнаты в Олимпийской деревне намного просторнее, чем на прошлых Играх.
-Вы способны воспринимать Игры как праздник?
- У этого мероприятия есть как минимум две стороны. Для всех тех, кто смотрит на Олимпиаду со стороны, - это, безусловно, большое, радостное событие. Что касается спортсменов и тренеров, которые приезжают бороться за медали, восприятие Олимпиады не может быть таким по определению. Для них Игры - это постоянный, ужасающий, жуткий стресс. И очень жесткая работа. Вот закончим выступать, тогда можно будет и в празднике поучаствовать.