Газета Спорт-Экспресс № 21 (4000) от 31 января 2006 года, интернет-версия - Полоса 11, Материал 1

31 января 2006

31 января 2006 | Олимпиада

ОЛИМПИЗМ

TORINO-2006

ХОККЕЙ

ЖЕНСКИЙ ВЗГЛЯД Инны ВАРЮХИНОЙ

Владимир КРИКУНОВ

ДОБРОДУШНЫЙ, ЛОЯЛЬНЫЙ, ТЕРПЕЛИВЫЙ

Первый эпитет, которым хочется наградить главного тренера сборной России Владимира Крикунова, когда знакомишься с ним лично, - "добродушный". Не знаю уж, что делает его таким: может, это сам Владимир Васильевич старается - специально, чтобы расположить к себе журналиста; а может, всему виной неглубокие морщинки в нижней части лица и возле глаз Крикунова, расположенные под определенным углом... Впрочем, морщинки, закладываемые годами, - это нередко и есть прямое следствие годами же испытываемых чувств и эмоций.

Сын Крикунова, Владимир Крикунов-младший, с которым я говорила об отце, так и сказал:

- Дома, между собой, у нас очень непринужденная обстановка. В чем выражается? Прежде всего - в доброте.

Помню нашу первую встречу с Владимиром Васильевичем: я приехала в Новогорск в день, когда команда собралась после летнего перерыва. Дел у Крикунова было немало, не говоря о том, что нужно было провести первую тренировку. Я следовала за ним хвостом по базе, а он, на ходу что-то рассказывая, периодически нырял в какие-то комнатки и выносил оттуда в качестве угощения для меня то конфетки, то сухарики. Двадцатиминутный перерыв во время тренировки - святое для любого тренера - был также использован по моему желанию: вместо того чтобы спокойно попить чайку перевести дух, Крикунов, не снимая коньки, отвечал на каверзные вопросы о смысле жизни. "Терпеливый" - вот еще один эпитет.

Терпеливый - это понятно. Тренеру без этого нельзя. Но может ли хоккейный тренер позволить себе быть добродушным?

Если и да - то не на льду. Там Владимир Васильевич другой. "Жесткий и требовательный", как выразился сын. А иначе, считает сам Крикунов, просто нельзя.

- Со львами должен работать только лев! - улыбается он. Этот принцип Владимир Васильевич нашел недавно в книге скаута Алексея Дементьева, который поделился с ним своей первой пробой пера. - Хотя, конечно, бывает по-всякому. Особенно когда накапливается усталость, - например, через месяц после начала работы. Игроки раздражительны, а еще работа, а еще - сопротивление противника... Даже до драк доходит на тренировках (кстати, у хоккейных тренеров есть такой тест: когда начинаются драки - значит, что команда готова к бою). В такие периоды, конечно, не нужно лишний раз раздражать, давить. Все-таки это замкнутый коллектив, который проводит вместе 250 дней в году, так можно и надоесть друг другу.

С другой стороны, иной раз люди, что называется, не понимают по-русски: им говоришь-говоришь на тренировках, что вот с этой командой нужно сделать то-то и то-то, а если возникнут такие-то моменты - поступить так-то и так-то. И вроде все понятно. Но выходим на матч - и все делается по-другому! Как будто не разбирали ничего накануне!..

Да уж, тут, пожалуй, добродушие будет лишним. Время от времени Крикунову вообще не дает покоя мысль, что недостатки в работе игроков - его ли, чьи-то еще - напрямую связаны с нашим, отечественным менталитетом: слишком большой след на генетическом уровне оставило социалистическое общество, уравниловка, расчет на то, что "зарплату и так дадут". Как следствие - инертность и периодическая халтура.

- Думаю, жить по-другому сможет только поколение нынешних детей, подростков - тех, кто не знал нашей недавней действительности, - считает Крикунов. - А пока многим частенько нужна хорошая палка.

-Неужели и матом на них срываетесь?

- Да каждую тренировку.

ДОГОВОР БЕЗ СВИДЕТЕЛЕЙ

В преддверии Олимпиады не коснуться этой темы было невозможно. В основном меня интересовал один вопрос: как может тренер типа Крикунова, с его опытом, с его именем работать вовсе не на равных, - нет! - а, исходя из новых порядков, разве что не под руководством молодого генерального менеджера Буре? Пусть великого игрока, пусть достаточно осторожного и не огульного в оценках, но все же по сравнению с Крикуновым почти мальчишки?

- Но Буре же не тренер, он менеджер, - привычно, надо думать, возразил мне на это Владимир Васильевич.

Если честно, чем дальше наблюдаю ситуацию, тем больше складывается у меня впечатление, что Крикунов старается сделать все, чтобы перед Олимпиадой избежать даже тени возможных конфликтов. Ради этого он готов очень лояльно относиться и к разнице в возрасте и опыте.

-Вас вся эта ситуация не коробит?

- Павел мне сказал, что он будет отвечать за результат, - Крикунов как-то недоверчиво улыбается. - Хотя я вообще-то так никогда не работал, чтобы менеджер отвечал за результат, а не тренер.

-Вы серьезно? - теперь уже не могу не улыбнуться я. - Вы это как-то зафиксировали? Свидетели у вас с Павлом есть?

- Нет, конечно, - смеется Крикунов. - Это только в нашем кругу. Я говорю: "Очень хорошо". Но как я знаю, только что генеральный менеджер снял тренера в Питтсбурге. Команда проигрывала. Команду этот тренер не набирал, более того - он был другом хозяина, Лемье. Но тем не менее этого тренера убрали, а менеджер остался. Хотя всех этих игроков собрал менеджер.

Поэтому я не знаю, как у нас все будет на самом деле. Я так понимаю, что все равно отвечать придется мне. Но раз Паша говорит, что он берет ответственность... (Смеется.) Так случилось, что у нас, к счастью, не было больших разногласий. Когда встретились - договорились по всему составу за 30 минут! Сила, мастерство и способности игроков в принципе известны, и я с кем-то работал... Только вопрос "Харитонов или Брылин" обсуждался отдельно - два часа с Немчиновым. Немчинов был за Брылина, а я за Харитонова. И так, и так крутили...

-Все же они послушались вас - выбрали Харитонова...

- Да, потому что мне работать. И по Жамнову когда его в состав включали, не было особых разногласий. Я просто сказал, что не знаю его и что взял бы кого-нибудь другого. Но они меня убедили. "Хорошо, нет вопросов", - сказал я. Да, с какой-то стороны получилось, что, как в карты, втемную играешь. Но я надеюсь на их профессионализм. Буре играл с ними, Немчинов тренером работает... Коллегам надо всегда доверять.

-Хорошо, что так сложилось. А если бы было иначе и у вас возникли разногласия? Вы смогли бы занять более жесткую позицию?

- Тогда я, наверное, не работал бы, ушел бы. Зачем ходить, качать права? Мы с Пашей так и договорились сразу: если у нас не будут совпадать точки зрения - разойдемся. У нас был очень хороший принципиальный первый разговор, тогда и определились.

-А почему именно вы ушли бы? А не он?

- Это на тот случай, если бы Олимпийский комитет настаивал на том, что Буре должен остаться на посту менеджера.

-Были ли у вас в жизни случаи, когда приходилось топать ногами, хлопать дверью и заявлять: "Или я работаю так - или не работаю вообще?"

- Таких ситуаций в общем-то не было. Разве что... Был я капитаном в рижском "Динамо" и узнал, что один тренер подговаривает ребят голосовать против меня. Сказал, что с этим тренером работать не буду. И ушел из команды. Меня отправили служить на границу, я там послужил месяц, а потом пошел дальше играть. Поиграл еще два года - и стал тренером.

Конечно, бывают такие ситуации, когда надо принимать подобные решения. Но не забывайте: Паша заявил, что берет всю ответственность на себя... Может быть, у нас начинается новая эра? Может, теперь постоянно так будет? Генеральные менеджеры будут набирать игроков, отвечать за результат... А дело тренера - только работать с командой. В принципе в НХЛ так и работают.

ЛЕВ И ЧЕРЕПАШКИ

Каков он дома, в кругу семьи? Спокойный. Отдыхающий. Любит нырнуть из бани в снег, походить вокруг дома с японским мини-трактором, очистить от того же снега дорожки, навести порядок... Но, собственно, этим все и заканчивается: времени у Владимира Васильевича на домашний очаг почти нет, как у любого хоккейного тренера. Сейчас Крикуновы строят дом в Прибалтике, поближе к старшему сыну. А пока живут в Подмосковье. Там обитает супруга Владимира Васильевича Нинель Викторовна, младший сын и... две черепахи.

Черепах лет десять назад увидел в магазине Крикунов-младший. С тех пор они заняли прочное положение членов семьи.

- Папа, когда приезжает - за ними ухаживает: выгуливает их где-нибудь на "просторе", моет, - с серьезным видом рассказывает Володя.

-Что, и одуванчики черепахам рвет?

- А как же! У них даже есть небольшой пруд - мы его с папой сделали специально. Мама занималась дизайном: камни, мостик... Так черепахи и живут, яйца откладывают. Правда, пустые: девочкам самим все же как-то тяжеловато с выведением потомства...

- Какие одуванчики?! - Владимир Васильевич еще серьезнее. - Это ж водяные черепахи! Они в основном комаров и мошек едят. Ну и корм специальный, конечно же.

С супругой у Крикунова - Любовь с большой буквы.

- Она меня знала с первого класса, мы жили с ней в одном дворе, - рассказывает он. - Я на два года старше. Она жила в одной квартире с моим одноклассником. Ее поручали ему, как старшему, и он ее везде таскал с собой.

-А вот сын ваш рассказывает, что вы уже тогда ей понравились. Ему, мол, мама рассказывала...

- Да-а?! - Крикунов хохочет от души. - Ну не знаю - не знаю! Что она там может помнить!

Конечно. Все может помнить только он. И он действительно помнит. Еще как.

До сих пор, хотя прошло 34 года с момента начала совместной жизни, Владимир Васильевич в мелочах и подробностях помнит, как бежал на автобус, как перед носом за красивой девушкой закрылась передняя дверь, как он еле успел вскочить на подножку задней и бросил взгляд вперед... И как девушка обернулась. И молодой Крикунов понял, что пропал.

- У нас действительно была любовь с первого взгляда, любовь и страсть, - мечтательно вспоминает Владимир Васильевич. - Я уже начинал играть, приехал со Спартакиады народов СССР, мы с ней встретились после танцев, они были у нас во Дворце культуры. Помню, стояли с пацанами на остановке, от холода зашли в помещение автостанции, откуда нас почему-то выгнал милиционер: "Нечего вам тут делать, это помещение для кондукторов". А там еще девчонки стояли, и их почему-то не выгнали. Мы очень возмущались. А потом подошел автобус. И все побежали к нему..

Мы тогда уже давно жили в разных местах. Я ее вообще не знал. Маленькую - не помнил совершенно. Потом навел справки, и тот парень, с которым мы когда-то жили в одном дворе, мне сказал: "Ты что, это ж моя соседка была!" И все у нас с ней закрутилось и пошло дальше...

Определение счастья "по Крикунову": "Это когда есть рядом близкий человек, который тебя всегда поймет и готов с тобой разделить все, что выпадает в жизни". Банально? Ужасно. Но когда смотришь, как трогательно Владимир Васильевич рассказывает о супруге... В общем, впечатляет. С таким чувством рассказывают не банальности, а правду жизни.

РЕЛИГИЯ - ЭТО НЕ СТРАШНО

Еще одна банальность: счастье - это здоровые, любящие дети.

Разница в возрасте между крикуновскими "мальчишками" - 11 лет. Оба, судя по всему, родившиеся в рубашках. В прошлом году заставили маму с папой основательно "подергаться".

Младший гнал на машине и свалился с обрыва. Чуть-чуть не долетел до реки: спасла береза, преградила путь.

- Метров пять еще - и все, - рассказывает Владимир Васильевич, сейчас уже - со смехом. - А сзади ехал начальник его команды. Он едет и думает: "Ну что за осел такой гонит, как ненормальный, страшное дело!.." Потом глянул снова - а тот уже летит! Пока остановился - этот умник уже вылез из машины и разговаривает по мобильному телефону с братом: "Приезжай, забери машину, а то мне на тренировку надо спешить!" А потом, в этом же году, досталось и старшему: ехал на мотоцикле, и "сблизился" с фурой: поворачивая, та зацепила его за руль. Но, слава богу все обошлось.

-Многие суеверные люди на вашем месте восприняли бы это как предупреждение лично вам: в один год, с обоими детьми, в похожих обстоятельствах... Мол, делаешь ты, Василии, что-то не то!

- Нет, я воспринял это, как предупреждение лично им: надо думать и быть осторожнее.

Крикунов не суеверный. Он верующий.

- Меня крестили в возрасте 49 лет, - говорит Владимир Васильевич. - Крестным был мой начальник команды. А потом уже я стал крестным - у молодого Павла Дацюка.

-А что вас-то заставило, в таком возрасте?..

Четкого ответа я на этот вопрос не получила, как ни пыталась. Кто там знает, что на самом деле послужило причиной, какое событие, стресс или что-то еще. Иногда причины, заставившие человека принять веру бывают куда более личными, чем то, что мы привыкли называть "личной жизнью". А может, все вообще было гораздо проще, вот так:

- Я, наверное, созрел для этого, - ответ на вопрос звучал именно так. - Все по-разному приходят к религии. Одни через работу, другие через духовные размышления... Хочется верить в то, что жизнь наша не кончается на земле.

-Интересно, какое продолжение импонировало бы лично вам? Если, как на Востоке, верить в перерождения, кем вы предпочли бы быть в следующей жизни - низшим живым существом, каким-нибудь зверем, проживающим жизнь ровно и благополучно, или человеком, живущим страстями, невзгодами и несчастьями?

- Это не от меня зависит. Конечно, невзгоды и несчастья - это плохо. Но человеком, наверное, все же интереснее, чем кем-то еще, как у Высоцкого в песне.

Самый религиозный в семье Крикуновых - старший сын.

- Был период, когда он даже ушел к баптистам, - рассказывает Владимир Васильевич. - Что-то такое пережил, что-то почувствовал по-своему. Возможно, это произошло тогда, когда мы с женой и младшим сыном жили в Словении. Он остался здесь, жил с бабушкой и дедушкой...

-И вы не переживали? Все же семья у вас мирская, а тут...

- Нет, мы не волновались. Нам это было в какой-то степени... интересно: почему он ощущает себя именно так? И еще мы не расстраивались. Знали, что он все это делает осознанно, все прекрасно понимает. Там же страшного нет ничего. И в разных религиозных направлениях я ничего страшного не вижу Когда мы были в Словении, у нас рядом жили мормоны, в Солт-Лейк Сити у нас был переводчик мормон. Я и к исламу отношусь так же, как к любой другой религии. Потому что, если подумать: основа, отправная точка у всех религий все равно одна, общая. Что уж тут страшного...

В конце разговора мы коснулись последних международных успехов "Динамо".

Крикунов с улыбкой сказал:

- Нас с Кубком европейских чемпионов поначалу никто и не поздравил. В тот момент все были заняты только тем, чтобы Стеблина убрать, и говорили только об этом. А про нас даже не вспомнили. Нас поздравил только наш же начальник команды. А что Стеблин? Между прочим, при Стеблине мы все выиграли! РОСНО выиграли, Кубок выиграли, в Евролиге - первые... Молодежка второе место в Канаде заняла...

-Вы с такой добродушной улыбкой говорите о том, что о вашем результате забыли... Вам же, должно быть, обидно. Вы не злопамятный?

- Я считаю, что зло держать в себе просто нельзя.

Воистину: патологически добродушный и всепрощающий. Может, так и надо?