Газета Спорт-Экспресс № 14 (3993) от 23 января 2006 года, интернет-версия - Полоса 13, Материал 1

24 января 2006

24 января 2006 | Бобслей

БОБСЛЕЙ

TORINO-2006

ДО НАЧАЛА XX ОЛИМПИЙСКИХ ЗИМНИХ ИГР ОСТАЛОСЬ 18 ДНЕЙ

КУБОК МИРА

В САНКТ-МОРИЦЕ МЫ ОСТАЛИСЬ БЕЗ МЕДАЛЕЙ

Вчера на трассе в швейцарском Санкт-Морице завершился предпоследний в этом сезоне этап Кубка мира. В субботу российский экипаж-двойка в составе Александра Зубкова и Дмитрия Степушкина занял 9-е место, а вчера в турнире четверок Зубков, Степушкин, Сергей Голубев и Алексей Селиверстов финишировали пятыми.

Сергей БУТОВ

из Санкт-Морица

РОДИТЕЛИ БОБСЛЕЯ - ДРОВОСЕКИ?

Единственный телефон в гостинице Stille, в которой остановилась российская сборная, без дела не простаивает ни минуты. Из маленького закутка возле стойки портье постоянно доносится русская речь. Спортсмены и тренеры подолгу общаются с домашними, женами, мужьями, друзьями. Тяжелейший сезон потихоньку подходит к концу, и, хотя его главное событие еще впереди, тоска по дому дает о себе знать.

Сейчас, когда до Олимпиады осталось всего ничего, ни о каких барах и дискотеках не может быть и речи. Развлечений в отеле не много: кто-то, как Евгений Попов, увлеченно рубится в нарды, кто-то, как Дмитрий Степушкин, смотрит DVD. А еще можно устроиться у телевизора, благо спутник ловит российские каналы.

Распорядок дня известен каждому, как "Отче наш". Тренировки и работа в гараже с перерывами на завтраки, обеды и ужины... Кажется, это будет продолжаться вечно. Впрочем, может, даже и хорошо, что подготовка к Олимпиаде подошла к тому моменту, когда самая лучшая новость - отсутствие новостей.

В предыдущем репортаже я уже писал о том, что естественная трасса в Санкт-Морице - место для бобслея культовое. О том, где этот вид спорта возник в более или менее современном виде, однозначного мнения нет. За право называться родиной бобслея спорят Санкт-Мориц и Шамони. У французов весомый аргумент: именно в Шамони прошла первая зимняя Олимпиада 1924 года. Зато старейший в мире клуб бобслея, основанный в самом конце XIX века, находится в швейцарском Санкт-Морице. Согласно одной из легенд, которую мне поведал президент нашей национальной федерации Валерий Лейченко, бобслей своим появлением на свет обязан местным... дровосекам. К ним в горы за лесом почти никто не приезжал, хотя их дрова были гораздо дешевле. Естественно, встал вопрос, как можно доставить свою продукцию в город с такой высоты. И кому-то пришла в голову идея связывать поленья, укладывать их в санки с высокими бортами и спускать вниз с горки. Увидев это, туристы, которые охотно посещали живописнейший Санкт-Мориц, начали использовать сани для развлечений, с ветерком съезжая со склонов. В 1897 году возник клуб любителей бобслея, а спустя семь лет была построена первая специальная трасса, столетие которой с помпой было отпраздновано в 2004-м.

ЗАКОН САНКТ-МОРИЦА

Удивительно, но летом этой трассы нет. Каждую зиму ее возводят заново по маршруту, отмеченному веточками на траве. Спускаясь по трассе пешком, вы обязательно наткнетесь на участок, где она закладывает длинный вираж. На нем сооружен мостик, рядом стоит деревянный домик. Там же есть и что-то вроде бинокля, в котором видна фотография, сделанная на этом месте летом. Так вот, никакого желоба в это время года там нет - просто небольшая земляная колея. Рецепт приготовления трассы тоже весьма любопытен. Ее лепят не из снега, а из огромных блоков льда, которые вырезают бензопилами на водоеме и укладывают впритирку друг к дружке.

Вода - предмет гордости швейцарцев, и здешний лед считается одним из самых чистых, а значит, и быстрых. А еще эта трасса является рекордсменом по длине - 1800 метров. При стандартном количестве виражей это позволяет разгонять бобы до совершенно фантастических скоростей. Несколько лет назад организаторы регулярно проводящегося в Санкт-Морице этапа Кубка мира зафиксировали у одного из экипажей скорость 150 км/час, пришли от этого в ужас и решились на кардинальные меры: они немного изменили профиль трассы, а стартовую эстакаду безжалостно укоротили. Да еще реконструировали ее таким образом, что спортсмены на первых метрах дистанции разгоняют боб скорее в горку, нежели под нее. Определенный положительный эффект эти изменения дали, однако скорости продолжают зашкаливать даже во время тренировочных заездов.

Трасса в Санкт-Морице уникальна еще и тем, что на ней выгоднее выступать позже остальных. В любом другом месте спортсмен, имеющий далекий стартовый номер, почти обречен: первые экипажи, особенно когда речь идет о четверках, так разобьют лед, что быстро ехать по нему будет практически невозможно. В Санкт-Морице же все наоборот. Стартующие в начале соревнований сбивают со льда иней, и, когда приходит очередь последних экипажей, он становится мягче, "скользистее". Неудивительно, что один из тренеров сборной США был очень разочарован, когда узнал у своих российских коллег, что Зубков в субботу будет стартовать в третьей группе. То есть вместе с лидером американцев Тоддом Хэйсом. Наивный, он полагал, что русские забыли главный бобслейный закон Санкт-Морица.

НЕВЕРОЯТНЫЙ ЛАНГЕ

Жеребьевка в турнире двоек сложилась для нашего ведущего экипажа удачно: Зубков и его разгоняющий Дмитрий Степушкин получили 26-й порядковый номер. Их главным конкурентам - немцу Андре Ланге, швейцарцу Мартину Аннену и Хэйсу - выпало стартовать раньше. Позади Зубкова, на 30-м месте, оказался лишь канадец Пьер Людерс.

Правда, над всеми этими предстартовыми раскладами нависла реальная угроза в виде снега, посыпавшего незадолго до начала первой попытки. Погодный вопрос в такой ситуации - принципиальный. Ведь первые экипажи могут успеть проскочить по чистому льду, а фаворитам придется идти по заснеженной трассе. В такой ситуации громкая сенсация была бы почти гарантирована. К счастью, опасения не подтвердились. Снежок то шел, то прекращался, и никаких изменений в соотношение сил не внес.

В отличие от женских заездов, проходивших в пятницу под прямо-таки палящим солнцем, мужской турнир двоек начался в 10 утра, когда воздух еще как следует не прогрелся. Несмотря на раннее начало соревнований, трибуны были забиты под завязку: мужской бобслей по уровню зрелищности все же никак не поставишь в один ряд с бобслеем женским при всем уважении к последнему. Подъехала и группа поддержки Аннена, развернувшая на склоне одного из соседних холмов забавный плакат: четверка голых бобслеистов во главе с пилотом сидят, покрытые пеной, в обычной ванне и готовятся на ней к спуску по желобу.

Перед стартом все было как обычно. На фоне смеющихся зрителей хмурые лица пилотов и искаженные недоброй гримасой физиономии разгоняющих выглядели очень впечатляюще. В этот момент лучше всего держаться от них подальше. Здоровяк Алексей Андрюнин, милейший в обычной жизни парень, своим рыком был способен разбудить мертвого. Канадец Ласселес Браун очень убедительно, как это только у него получается, изображал буйнопомешанного. А огромный немец Кевин Куске (с таким-то перекошенным лицом!) органично смотрелся бы в подвалах средневековой инквизиции. И только Степушкин олицетворял само спокойствие.

Ланге, давненько не выступавший со своим сильнейшим разгоняющим, в первой попытке уже в самом начале получил два борта, потерял скорость, не смог набрать ее вновь даже на раскатистом нижнем участке трассы и проиграл соотечественнику Рене Шпису. Следом мини-сенсацию преподнес швейцарец Иво Рюгг (вот оно, преимущество своей трассы), который, метеором промчавшись по льду, финишировал с результатом 1.06,74. Его товарищ по команде Аннен отстал всего на три "сотки".

Зубков стартовал слабее соперников, показав шестое время - 5,32, и на этом же месте остался после финиша. А вскоре россияне были отодвинуты на седьмую позицию Людерсом, который проехал в одно время с лидером Рюггом.

Радовало лишь то, что впервые в этом году все три российских экипажа пробились во второй заезд. В перерыве Степушкин признался, что совершил небольшую ошибку, в результате чего прямо перед стартовым рывком боб немного проехал вперед.

Однако старт второй попытки получился у Зубкова и его разгоняющего еще хуже - 5,41, всего лишь 11-й результат среди всех участников. Естественно, ни о какой борьбе за медали речь уже не шла. На финиш россияне прикатили только третьими, а к старту готовились еще шесть экипажей.

Дальше же произошло невероятное. Ланге, шедший сразу перед Зубковым, выполнил вторую попытку так, что у всех глаза на лоб полезли - 1.06,17! Никому не удалось даже приблизиться к его результату, и Ланге по сумме двух заездов опередил на 0,11 ставшего вторым Рюгга.

В ЕВРОПЕ - ТРЕТЬИ

Конечно, 9-е место было сродни легкому щелчку по носу. Тем не менее никакой растерянности в стане сборной не наблюдалось. Наоборот, субботний результат заставил россиян мобилизоваться. Во время ужина накануне гонки они были в хорошем настроении, много шутили. Зубков в ответ на мой вопрос, как поведут себя коньки на бобе-четверке, рассмеялся: "Поедут, куда они денутся! А если не захотят, мы их заставим".

Воскресным утром на разминке наши провели легкую психологическую атаку на соперников. Зубков достал в раздевалке ноутбук и включил на полную громкость запись немецкой группы Rammstein. Сидевшие рядом члены экипажа Андре Ланге приподняли брови от удивления, но закивали в такт. А вот французы, видимо, привыкшие к более мелодичной музыке, поспешили ретироваться вместе с вещами.

Задним разгоняющим в экипаж Евгения Попова встал Алексей Воевода, и их четверка стартовала в общем неплохо - 5,28, однако скорость на нижнем участке оказалась невысокой - 141,5 км/ч. После финиша вопрос о борьбе за место в шестерке отпал сам собой: по итогам первой попытки Попов оказался лишь 17-м. Справедливости ради отметим, что ему достался слишком ранний 6-й стартовый номер. С такой позиции в Санкт-Морице за медали, увы, не борются. Не пробился во второй заезд и Абрамович, занявший 24-е место среди 27 экипажей.

Далее события развивались по захватывающему сюжету. Темп гонке задал Ланге, ушедший на дистанцию с мощным разгоном - 5,20. Однако на нижнем участке сохранить скорость немцу не удалось, и его соперники смогли вздохнуть с облегчением. Стартовавший следом Аннен привел трибуны в восторг - 5,15, новый рекорд трассы на разгоне. Так стартовать в Швейцарии может только он. В результате Аннен опередил Ланге на одну десятую. Время швейцарца тут же побил Людерс, а его потеснил с первой позиции Хэйс.

Последнее слово оставалось за Зубковым. Россияне стартовали неплохо - 5,27 и постепенно, метр за метром, принялись отыгрывать отставание от американцев, однако на финише все же проиграли им 0,03.

В перерыве Сергей Голубев рассказал, что во время старта правый конек боба внезапно выскочил из колеи и разогнать машину удалось лишь ценой невероятных усилий. Хотелось верить, что в случае четкого разгона россиянам вполне по силам побороться за золото.

Вторая попытка поначалу никаких корректив в пятерку лидеров не вносила. То, что для победы надо будет показать выдающийся результат, стало ясно уже после финиша Ланге - 1.05,09, новый рекорд трассы. Но это были лишь цветочки! Аннену удается почти невозможное - он обновляет свое же достижение на разгоне (5,13) и по сумме двух заездов немного опережает немца. Но каков Людерс! Поначалу он здорово уступал лидерам, однако внизу мощно накатил - 1.04,96. Так быстро в Санкт-Морице еще никто никогда не ездил.

Перед попыткой Зубкова на трибунах воцарилась полная тишина. Но старт у наших получился совсем небыстрым - 5,30, и они начали стремительно терять свое преимущество. Уже на середине дистанции мы лишь третьи, а на финише слышится вздох разочарования. Так группа поддержки сборной России отреагировала на 4-е место зубковского экипажа. А спустя еще пару минут наступило время радоваться американцам: Хэйс всего на четыре сотых секунды опережает Людерса. Нам же приходится довольствоваться третьим местом в зачете чемпионата Европы.

Этап Кубка мира (чемпионат Европы). Санкт-Мориц (Швейцария). 21 января. Мужчины. Двойки. 1. Ланге/Куске (Германия) - 2.13, 10 (1.06,93+1.06,17). 2. Рюгг/Гран - 2.13,21 (1.06,74+1.06,47). 3. Аннен/Хефти (все - Швейцария) - 2.13,52 (1.06,77+1.06,75). 4. Людерс/Браун (Канада) - 2.13,57 (1.06,74+1.06,83). 5. Хэйс/Крайтцбург (США) - 2.13,64 (1.06,79+1.06,85). 6. Шпис/Хейдер (Германия) - 2.13,75 (1.06,87+1.06,88)... 9. ЗУБКОВ/СТЕПУШКИН - 2.14,16 (1.06,98+1.07,18)... 13. ПОПОВ/ВОЕВОДА - 2.14,49 (1.07,44+1.07,05)... 15. АБРАМОВИЧ/АНДРЮНИН (все - Россия) - 2.15,09 (1.07,58+1.07,51).

Общий зачет. 1. Хэйс - 460 очков. 2. Людерс - 430. 3. Ланге - 402. 4. Аннен - 399. 5. ЗУБКОВ - 389... 18. ПОПОВ - 147... 29. АБРАМОВИЧ - 39.

22 января. Мужчины. Четверки. 1. Хэйс/Йованович/Меслер/Крайтцбург (США) - 2.10,51 (1.05,47+1.05,04). 2. Людерс/Котик/Линдер/Браун (Канада) - 2.10,55 (1.05,59+1.04,96). 3. Аннен/Лампартер/Хефти/Гран (Швейцария) 2.10,76 (1.05,63+1.05,13). 4. Ланге/Хоппе/Кушке/Путце (Германия) - 2.10,82 (1.05,73+1.05,09). 5. ЗУБКОВ/ГОЛУБЕВ/СЕЛИВЕРСТОВ/СТЕПУШКИН (Россия) - 2.10,89 (1.05,50+1.05,39). 6. Рюгг/Геес/Хандшин/Эбли (Швейцария) - 2.11,24 (1.06,01+1.05,23)... 17. ПОПОВ/МАКАРЧУК/ЕГОРОВ/ВОЕВОДА (Россия) - 2.12,25 (1.06,46+1.05,79).

Общий зачет. 1. Аннен - 475 очков. 2. Хэйс - 450. 3. Людерс - 420. 4. ЗУБКОВ - 400. 5. Ланге - 346.

Российский экипаж Абрамович/Щербаков/Ушаков/Труненков не квалифицировался во вторую попытку и занял 24-е место.