Газета Спорт-Экспресс № 8 (3987) от 16 января 2006 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 3
РАЛЛИ-РЕЙД |
СЕДЬМОЙ ПОБЕДНЫЙ ФИНИШ НА РОЗОВОМ ОЗЕРЕ
Вчера в Сенегале финишировал 28-й "Дакар", победу в котором в классе грузовиков одержал российский "КамАЗ" с экипажем в составе Владимира Чагина, Семена Якубова и Сергея Савостина. Наши грузовики выиграли этот престижнейший ралли-марафон по дорогам Африки уже в седьмой раз.
Лина ХОЛИНА |
из Дакара |
СЮРПРИЗЫ ДО СТАРТА
Большая группа поддержки команды "КАМАЗ-Мастер" вылетала на финиш гонки в субботу, то есть в последний день, когда в марафоне еще возможны какие-то перестановки. На паспортном контроле в аэропорте Внуково дама в форме, увидев мой посадочный талон, удивленно подняла брови: "Дакар? Это где? А, в Сенегале. Долго же вам лететь". - "Ничего, как-нибудь сдюжим", - я старалась выглядеть максимально бодро. Да и действительно, что такое 8 - 9 часов сидения в кресле по сравнению с испытаниями, которые выпали на долю тех же "камазовцев" на пути в Дакар?
Испытания, кстати, начались еще до старта гонки - на перегоне из Москвы к месту старта в Лиссабоне. Помните, как на Васильевском спуске у стен Кремля мы распрощались с "КамАЗами"? Так вот, грузовики без каких-либо незапланированных остановок добрались до Клермон-Феррана, где прошли последнюю предстартовую проверку и доводку. 29 декабря им надо было обязательно появиться в Лиссабоне на техническом контроле, однако в Испании резко ухудшилась погода - повалил снег, а поскольку подобное метеорологическое явление в этой теплой стране - типичный форс-мажор, движение на автострадах парализовало. И наши "КамАЗы" по пути в Португалию накрепко застряли в этом снежно-автомобильном хаосе. Проходили часы, а движение не налаживалось. Чего стоило это стояние в безнадежной пробке нашим ребятам! Только представьте: целый год трудиться над тонкой доводкой машин, придумывать и реализовывать технические новинки - и опоздать на саму гонку.
К счастью, обошлось. Поздней ночью накануне контроля три боевых "КамАЗа" и технички ворвались в Лиссабон после почти двух суток пути по заснеженным дорогам Пиренейского полуострова.
А 29-го "КАМАЗ-Мастер" ждал другой сюрприз. Со знаком плюс или минус, решайте сами. В последние годы серьезное сопротивление "КАМАЗ-Мастер" могли оказать лишь команды Яна Де Роя и Ханса Бекса на машинах DAF. Борьба эта, прямо скажем, велась голландцами подчас на грани фола. И когда в конце 2005-го поклонники провожали "дафовцев" в Лиссабон, те клятвенно пообещали надрать задницу "КамАЗам". Поверьте, мой перевод значительно мягче оригинала. Как же они рвались отобрать золотую статуэтку туарега, которая вручается за победу на "Дакаре", у россиян! И как были в себе уверены, если прибыли на административный и технический контроль с грузовиками, документация на которые не соответствовала действительности...
Все новинки, которыми были оснащены голландские машины в самый последний момент, не имели официальных сертификатов Международной автомобильной федерации. Кто-то скажет, что отклонения невелики: здесь чуть-чуть, там немного. Но автоспорт - это спорт высоких технологий, в котором сантиметр и даже миллиметр решают очень многое. Вспомните "Формулу-1", где исход гонки может быть поставлен под сомнение и аннулирован из-за миллиметрового отступа от оговоренных правилами параметров. То, что намеревались провернуть "дафовцы", на мой взгляд, можно сравнить с такой ситуацией: ты показываешь остановившему тебя на дороге гаишнику документы на совершенно другую машину и пытаешься убедить его в том, что две модели в принципе не слишком сильно различаются. Такой номер ни за что не пройдет, если представитель закона принципиален и неподкупен. В том, что эксперты "Дакара" именно таковы, можно не сомневаться, поэтому совершенно непонятно, на что надеялись Де Рой и Бекс. Они ссылались на то, что послали все необходимые документы в ФИА и ждут одобрения. Но у ФИА есть определенные сроки выполнения всех процедур, и в соответствии с ними DAF мог бы получить все необходимые бумаги в лучшем случае после того, как ралли-марафон финиширует в Сенегале.
В общем, на сей раз "Дакар" стартовал и без отца и сына Де Роев, и без команды Бекса. "Мы готовились к схватке с DAF и никак не предполагали, что может возникнуть такая ситуация при административном контроле. До последнего момента ждали, что наших основных соперников допустят к старту. Ведь без них ралли определенно потеряет часть своей интриги. Однако нарушения регламента на грузовиках голландцев оказались столь серьезны, что их сняли. Жаль, что так получилось, но правила писаны для всех", - сказал по этому поводу руководитель "КАМАЗ-Мастер" Семен Якубов.
Рассказывают, что некоторые "дафовцы", покидая Лиссабон, плакали... Думаю, в следующий раз они приедут на "Дакар" злющими-презлющими, причем не столько на ФИА, сколько на своих российских соперников. Так что драка на африканском марафоне-2007 предстоит нешуточная.
НАВСТРЕЧУ СУДЬБЕ
Ранним утром 31 декабря 177 легковых автомобилей, 233 мотоцикла и 74 грузовика стартовали в направлении Дакара. Всем им предстояло решить множество головоломок, которые в этом году подкинули им организаторы. Как известно, теперь участники рейда существенно ограничены в использовании спутниковой навигации - так называемой привязки к местности GPS, которая здорово облегчала ориентацию на длиннющих этапах. Мотивировано это было тем, что команды-монстры вроде "Мицубиси" и "Фольксвагена" имели в своем штате сотрудников, которые фактически занимались прокладкой параллельного маршрута для своих экипажей. Понятно, что не слишком обремененные проблемами поиска нужного направления экипажи неслись по спецучасткам на всех парах. Как за ними было угнаться небольшим частным командам? Поэтому лозунг "Дакара"-2006 был таков: "Мы возвращаемся к своим истокам". А это значит, что метания автомобилей по пыльным дорогам Африки были заранее запланированы.
Кроме того, в нынешнем сезоне трассу прокладывала другая группа специалистов, которые, похоже, руководствовались иными принципами, нежели те, что "Дакар" демонстрировал всему миру прежде. Раньше события в гонке развивались постепенно, и после коротенького пролога следовал легкий этап по африканскому континенту, предназначенный для "вкатки" и адаптации участников. Лишь потом сложность нарастала и к середине марафона становилась убийственной. Скажем, в прошлом году протяженность одного из перегонов составила 1000 километров. Каково выдержать такое мотоциклистам, вынужденным почти постоянно ехать даже не сидя, а стоя? Как результат - многочисленные аварии и травмы. Теперь же во главу угла была поставлена примерно одинаковая трудность всех этапов. То есть нет запредельно сложных, но нет и проходных.
Что лучше? В принципе это дело вкуса, однако лидерам, как выяснилось, было все равно: в призовых тройках в зачетах грузовиков, автомобилей и мотоциклов оказались сплошь знакомые лица. В том числе и наши, российские.
Что касается столь печального спутника африканского ралли-рейда планеты, как гибель гонщиков, то, несмотря на все меры предосторожности, свою очередную жертву "Дакар" все-таки получил. Австралийский мотоциклист Энди Кэлдекотт уже отчаялся было выйти на старт марафона-2006. Из-за недостатка спонсорской поддержки 42-летнему жителю Кейта оставалось лишь утешать себя воспоминаниями о том, как в прошлом году он финишировал 6-м. Но 20 декабря испанская Repsol KTM неожиданно предложила Кэлдекотту занять место травмированного Хорди Дюрана. От таких предложений, как вы понимаете, не отказываются.
"Я был просто ошеломлен этим приглашением, - делился своими впечатлениями знаменитый на Зеленом континенте мастер внедорожного мотоцикла. - Дело в том, что я не чувствую себя полностью уверенным в своих силах, так как не сидел в седле с прошлого "Дакара". К тому же у меня закончился срок действия загранпаспорта, не было ни одной африканской визы, я не проходил специальный медицинский контроль, позволяющий сохранить суперлицензию FIM".
Все это австралиец успел сделать за неделю, и 27 декабря улетел в Лиссабон. Мы все спешим навстречу своей судьбе. 9 января он погиб.
СУПЕРСЕРИЯ ПРОДОЛЖАЕТСЯ
Если кто-то думает, что после схода DAF очередная победа была "КамАЗу" гарантирована, то он ошибается. В пелотоне хватало тех, кто был способен попортить нервы россиянам. Это и их извечные соперники на "Татрах", и гонщики "Ивеко"... Ну и, разумеется, сама трасса, просто изобилующая возможностями для преждевременного схода. Что, собственно, и произошло с половиной каравана ралли.
Вообще, на протяжении всех 15 дней меня не покидало чувство тревоги, хотя за все это время не было ни единого повода усомниться в превосходстве Чагина, Якубова и Савостина. Думаю, что тревогу эту порождало, как ни парадоксально, именно их постоянное лидерство. Ведь наш грузовик захватил его после первого же этапа Лиссабон - Портиман. Вызывала суеверные опасения и победная серия "КамАЗа" на "Дакаре": три подряд первых места Чагина, а когда в прошлом году его "КамАЗ" неожиданно оступился, эстафету подхватил Фирдаус Кабиров. Ведь не может же так продолжаться вечно...
К счастью, все страхи оказались напрасными, и в 2006-м "КамАЗ" себе не изменил. Никакие проблемы с навигацией, казавшиеся перед стартом чуть ли не неразрешимыми, никакие фокусы дороги, которые в самом же начале гонки выбросили Кабирова из числа претендентов на призы, не смогли воспрепятствовать ни победному шествию Чагина, ни фантастическому кабировскому рывку на итоговое третье место. Машины соперников ломались и сходили, а россияне продолжали неумолимо двигаться вперед. Причем о легкой прогулке не может быть и речи. Надо было видеть смертельно уставшие глаза наших гонщиков, когда они прибыли в вожделенный Дакар...
Последний этап Дакар - Дакар стал, по сути, кругом почета по берегам Розового озера. Накануне один из грузовиков техподдержки сбил 12-летнего местного мальчика. Это была вторая смерть за два последних дня марафона, и организаторы не могли проигнорировать этот факт. Совсем отменить финиш на Розовом озере было нельзя - без этого "Дакар" нельзя назвать "Дакаром", но тайминг в последний день был отменен. Таким образом, наши стали победителями досрочно, еще в субботу.
Сумели, и это просто чудо, финишировать на почетном 25-м месте дебютанты гонки из экипажа "Ниссана" Леонид Новицкий и Олег Тюпенкин. Четыре остальных наших джипа - Алексея Васильева и Николая Жильцова, Алексея Беркута и Антона Николаева, Бориса Букатова и Сергея Додонова, Андрея Иванова и Владимира Демьяненко - увы, стали жертвами технических неисправностей. Но, я уверена, рано или поздно пробьет и их час. Ведь к "КамАЗу" победы тоже не сразу пришли.
Результаты - стр. 15 |