Газета Спорт-Экспресс № 275 (3953) от 30 ноября 2005 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 19

30 ноября 2005

30 ноября 2005 | Экстремальные

АЛЬПИНИЗМ

Валерий БАБАНОВ: "МНЕ 41. САМОЕ ВРЕМЯ ИДТИ В ГИМАЛАИ"

Как уже сообщал "СЭ", в Москве прошел фестиваль "Золото российского альпинизма", организованный компанией BASK, ведущим отечественным производителем одежды и оборудования для экстремальных видов спорта. На фестиваль были приглашены все наши обладатели престижной международной премии "Золотой ледоруб", которая на протяжении вот уже 14 лет присуждается за лучшее восхождение года. Российские альпинисты четырежды удостаивались этой награды, причем дважды лауреатом "Золотого ледоруба" становился Валерий Бабанов. Он приехал в Москву из Канады, где живет последние полтора года.

-Что послужило поводом для вашего весьма неожиданного переезда в Канаду?

- Я жил в Омске, но практически не видел свою семью, так как проводил дома от силы месяц в году. В основном находился во Франции - заканчивал в Шамони школу горных гидов. С каждым разом возвращаться в Омск становилось все тяжелее. Пьяные подростки на улицах, грязь, неустроенность, а у меня растет дочь... Когда начинал представлять себе ее будущее, меня охватывал страх. И однажды я сказал жене: "Надо уезжать отсюда".

-Почему в таком случае выбрали Канаду, а не Францию?

- В то время я еще не работал гидом в Шамони, и случись что в отношениях между нашими странами, меня просто выперли бы из Франции. Поэтому когда появилась возможность обосноваться в Канаде, я ею воспользовался. Благо там есть горы.

-Знакомство с канадскими альпинистами сыграло свою роль?

- Нет. Я познакомился с ними, уже когда приехал в Канаду. Оформление документов длилось три года, за это время мне предложили стать гидом в Шамони, обещали вид на жительство. Мы с женой подумали и решили слетать в Канаду, посмотреть, как там люди живут. Восприняли это как путешествие.

-И как вам Канада?

- Увидел для себя как альпиниста много нового. Начал лазать в двойке с одним из сильнейших канадских восходителей Рафаэлем Славински, у нас получился прекрасный дуэт. У меня словно второе дыхание открылось. Стал ходить микстовые маршруты - это сложная комбинация льда и скал. В общем, не жалею, что уехал. У меня рядом горы, час на машине - и могу лазать по настоящим стенам. Может, в недалеком будущем отправлюсь с семьей в Шамони. Мне там нравится, я там вырос как альпинист, сформировался как личность. Но все будет зависеть от выбора дочери. Ей 17 лет, она заканчивает школу, собирается поступать в университет.

-Ностальгия по чему больше - по России или Шамони?

- У меня ее нет. Другое дело, что не хватает общения. Вот приехал в Москву, увидел своих друзей - и балдею от общения с ними.

-Языковой проблемы в Канаде нет?

- Я живу в англоязычной части страны, в Калгари, но говорю на двух языках - английском и французском, так что все нормально.

-Вы сказали, что продолжаете работать в Шамони.

- Да, езжу туда два раза в год, зимой и летом. Дело в том, что люди, с которыми я там работаю, в основном русскоговорящие. Я востребован. В отличие от Канады.

-Восхождения в Канаде что вам дают?

- Там такая красивая природа - дикая, не затронутая цивилизацией. Чем-то похоже на Россию. А в Альпах этого нет - везде канатные дороги, хижины.

-А о высотных восхождениях в Гималаях не мечтаете?

- Если решу проблему с финансированием, поеду туда весной. Пока не хочу говорить об объекте, который выбрал.

-Может, собираетесь свой третий "Золотой ледоруб" заработать?

- (Смеется.) Я не ставил никогда целью получить этот приз.

-А если все-таки наградят, как вас будут представлять - канадцем, россиянином?

- Конечно, россиянином. Я в душе русский, а где живу, не важно. Сейчас многие мигрируют по всему белому свету. Это нормально.

-Чем зарабатываете на жизнь в Канаде?

- Живем на мою зарплату гида в Шамони. А деньги спонсоров идут на организацию экспедиций. BASK - мой основной спонсор, благодаря ему я и в Москву приехал. Еще мне помогают фирмы Scarpa - это обувь, Grivel - железо и Beal - веревки.

-На фестивале отмечалось, что российский альпинизм приближается к западному пониманию этого вида спорта. Что имелось в виду?

- В западном альпинизме более индивидуальный подход к восхождениям. Одно из проявлений этого - сокращение численности команд. Не знаю, беда это наша или, наоборот, наш плюс, но мы собираем огромные команды для восхождений. Приятно, когда в коллективе 20 человек, весело. Но с моей точки зрения, это вчерашний день. Мировой альпинизм движется по пути индивидуализации, уменьшения команд и материальных затрат. В западном альпинизме ставка делается на возможности человека. Если двойка может сделать то, что делает команда из 10 человек, то работать в двойке гораздо интереснее, хотя и сложнее. Наш альпинизм потихоньку начинает смещаться в сторону западного подхода к восхождениям.

-Вам 41 год. Что такое в альпинизме этот возраст?

- Самое время делать наилучшие восхождения. Пришел опыт, есть еще силы.

-Какое свое восхождение вы считаете самым-самым?

- Те, за которые я получил "Ледорубы" - на Нупцзе Восточную и соло на Меру. Есть еще одно - в 2000 году в Непале на Кантегу (6779 м) по Северной стене. Я не достиг тогда вершины, но само приключение оказалось настолько ярким, что, пожалуй, может перекрыть обе выше упомянутые экспедиции, вместе взятые.

-Как вам понравился московский фестиваль "Золото русского альпинизма"?

- О, это просто грандиозно! Кстати, к тому, что сделал BASK, отчасти и я имею отношение. Когда мы в прошлом году сидели в Шамони на вручении "Золотого ледоруба", Владимир Богданов, генеральный директор BASK, спросил меня: "Как ты думаешь, не устроить ли нам такое же?" Я ответил, что это обязательно надо сделать, а потом постоянно звонил в Москву, интересовался, как идут дела. В итоге получилось прекрасное мероприятие, круче, чем "Золотой ледоруб" во Франции.

Елена РЕРИХ