Газета Спорт-Экспресс № 251 (3929) от 1 ноября 2005 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 1

1 ноября 2005

1 ноября 2005 | Фигурное катание

ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ

TORINO-2006

На прошлой неделе почти параллельно прошли два турнира: второй этап "Гран-при" Skate Canada и второй этап Кубка России. Объединяло эти два несопоставимых по масштабу турнира то, что они позволили увидеть всех лидеров российского мужского одиночного катания: Андрей Грязев выступал в Сент-Джонсе, а Евгений Плющенко и Илья Климкин - в Москве.

ПЛЮЩЕНКО: НА ПИК ФОРМЫ - ТОЛЬКО В ФЕВРАЛЕ

НАШЕ "ВСЁ"!

Это расхожее выражение как-то автоматически стало применяться к трехкратному чемпиону мира. По той причине, что именно на Плющенко делается главная олимпийская ставка. Вряд ли каток "Хрустальный", где проходил российский кубковый этап, когда-либо собирал под сводами такое количество зрителей, какое собралось, чтобы увидеть олимпийские постановки Евгения.

И первый же выход - с новой короткой программой, поставленной на музыку фильма "Однажды в Мексике" - прилично ошарашил поклонников выдающегося спортсмена. Плющенко не сумел справиться с четверным прыжком, сделал двойной аксель вместо тройного и сдвоил второй прыжок в каскаде.

Первый старт, конечно же, не может служить поводом для далеко идущих прогнозов, но разочарование оказалось сильным. Не такого дебюта ждали от кумира даже его наиболее преданные болельщики.

Произвольная программа - прошлогодний "Крестный отец" - была выполнена почти без ошибок и сильно скрасила первое впечатление. Сразу захотелось поверить, что месяца, оставшегося до питерского этапа "Гран-при", Евгению вполне хватит для того, чтобы набрать форму и достойно откататься в родных стенах.

Но вопрос остался: нормально ли, что в разгар первой половины сезона конкурентоспособность наиболее выдающегося одиночника планеты остается под сомнением? Ведь четыре года назад и сам Плющенко, и его главный соперник Алексей Ягудин в это же время выглядели совсем по-другому.

Паниковать, думаю, не стоит. Сравнивать, с моей точки зрения, тоже. Те, четырехлетней давности, баталии между двумя российскими фигуристами неизменно сопровождались чудовищной, нечеловеческой мотивацией для обоих. То, что фаворитом в олимпийской гонке изначально (после победы на чемпионате мира-2001) считали Плющенко, заставляло его соперника в буквальном смысле лезть из кожи вон. Не будь этого, вряд ли появилась бы уникальная ягудинская "Зима", которая сначала произвела фурор в мире фигурного катания, а затем стала основным оружием чемпиона на Играх в Солт-Лейк-Сити.

В отличие от Ягудина образца 2002 года, перед Плющенко вовсе не стоит задача сделать какие-то невероятные программы или прыгнуть выше головы. Нужно лишь не отдать свое. Теоретически этого вполне должно хватить для олимпийского золота, как бы ни выступали соперники. Технического преимущества перед россиянином до сих пор не имеет ни один другой фигурист, претендующий на пьедестал Турина. Другое дело, что всех их отличает от Плющенко сумасшедший кураж, как это всегда бывает в гонке за лидером. Не берусь сказать, что с уходом Ягудина Плющенко потерял интерес к выступлениям, но то, что в его катании стало гораздо меньше азарта, - факт.

Подобное не редкость в спорте. Пока в плавании выступал Александр Попов, мне не раз приходилось слышать, что четырехкратный олимпийский чемпион мог бы добиться гораздо более высоких результатов, если бы в его карьере не случилось нескольких лет отсутствия какой бы то ни было конкуренции. Начиная с 1992 года Попов без труда побеждал на всех соревнованиях подряд, но с каждым новым стартом организм вырабатывал все меньше и меньше адреналина. И в тот момент, когда на Играх в Сиднее для победы понадобилось сверхусилие, его не получилось. Перед Играми в Афинах Попов и вовсе говорил, что с трудом заставляет себя тренироваться. Не осталось, мол, никаких стимулов - все выиграно.

В фигурном катании Плющенко выиграл почти все. Предстоящее олимпийское выступление - пожалуй, единственный старт, способный заставить спортсмена полностью мобилизоваться. Поэтому и подготовка построена таким образом, чтобы выйти на пик формы в феврале. Раньше нельзя - может не хватить сил, чтобы удержать нужное состояние до главного проката.

ТРЕТИЙ - ЛИШНИЙ

В кругу российских фигуристов как-то сложилось мнение, что на вторую, после Плющенко, вакансию в олимпийской команде на декабрьском чемпионате страны в Казани будут претендовать лишь два спортсмена - Климкин и Грязев. Увы, выступления обоих на прошлой неделе не порадовали.

Грязев, которого до сих пор периодически беспокоит травма спины, испортил оба своих выступления в Канаде (в короткой программе он был девятым, в произвольной занял 10-е место), Климкин же до сих пор жалуется на травмы ног и на то, что так и не сумел полностью восстановиться после прошлогодней операции. Он стал вторым после Плющенко в Москве (в короткой программе двое судей даже поставили Илью на первое место), но произвольную программу откатал крайне неудачно.

Само участие этого фигуриста в соревнованиях выглядело странно. После первого дня турнира Илья уехал на показательное шоу в Дмитров, на следующий день выглядел простуженным, едва стоял на ногах, к тому же выступал без тренера (Виктор Кудрявцев задержался в США после турнира Skate America). Все это наводило на мысль, что биться в Казани за серебро, открывающее путь в Турин, на таком уровне способен любой спортсмен, владеющий стандартным набором тройных прыжков.

Другое дело, что до отбора еще почти два месяца. Вполне достаточный срок, чтобы картина (с учетом задач, которые стоят перед Грязевым и Климкиным) принципиально изменилась.

ОСЕННИЕ ПЕРЕВЕРТЫШИ

Осенний "падеж" - отличительная особенность не только россиян и не только в мужском одиночном катании. Результаты первых двух этапов "Гран-при" наводили на мысль, что новые, еще более усложненные по сравнению с прошлым сезоном правила потребовали от ведущих спортсменов куда более длительного вхождения в форму. В Атлантик-Сити, где проходил турнир Skate America, чемпиону Европы-2004 Брайану Жуберу удалось стать лишь третьим. В Канаде двукратный чемпион США Джонни Вейр остался седьмым - получил травму лодыжки в первом же прыжке произвольной программы и едва докатал композицию до конца.

Там же, в Канаде, основные фавориты женских соревнований - бронзовый призер чемпионата мира в Москве Каролина Костнер и победительница финала "Гран-при"-2004 Фуми Сугури - заняли соответственно седьмое и восьмое места. Серебряные призеры прошлого европейского первенства и обладатели бронзы чемпионата мира танцоры Елена Грушина и Руслан Гончаров уступили канадцам Мари-Франс Дюбрей и Патрису Лозону (7-е место на чемпионате мира в Москве). Причем природа этого сенсационного поражения лежала вовсе не в необъективности судей или феномене "родных стен", а в собственном просчете: Грушина и Гончаров упали в дорожке шагов в обязательном танце, затем - в произвольном и в обеих композициях подверглись штрафу за слишком продолжительные поддержки.

Хотя совершенно очевидно, что такие "недоработки" как раз и могут быть устранены в ходе стартов.

ТЕМНЫЕ ЛОШАДКИ

Отсутствие среди участников "Гран-при" двух сильнейших фигуристок США Мишель Кван и Саши Коэн (обе снялись со своих этапов из-за травм) предоставило шанс проявить себя американке Алисе Цисни. Год назад 17-летняя тогда спортсменка не запомнилась ничем примечательным: заняла 7-е место в национальном чемпионате и была шестой на юниорском первенстве мира. Но на Skate America стала второй - за Еленой Соколовой. В Канаде же и вовсе победила, великолепно исполнив обе программы. В итоге Цисни без труда обеспечила себе место в декабрьском финале серии, хотя, как призналась сама фигуристка, в начале сезона вообще не рассчитывала выступать в "Гран-при".

На качестве ее выступления не сказался даже тот факт, что добираться к месту соревнований Цисни пришлось с приключениями: ее авиарейс был задержан на целые сутки. Американка запомнилась чистыми (хотя и не очень высокими) прыжками, прекрасными вращениями и некоей внутренней "породностью" облика в целом. Вот так - весьма неожиданно - страна получила нового кумира.

Победа в парном катании немецкого дуэта в составе экс-украинки Алены Савченко и Роберта Шелковы над чемпионами мира-2000 и серебряными призерами прошлогоднего мирового первенства Марией Петровой и Алексеем Тихоновым выглядела тоже достаточно сенсационно. С одной стороны, в таком результате не было ничего необыкновенного: Савченко и Шелковы прокатались чисто, в то время как россияне не сумели избежать ошибок как в короткой, так и в произвольной программах. С другой - преимущества немецкой пары были налицо. И заключались прежде всего в свежести и кураже, которых в силу множества причин (в том числе спортивного стажа и собственного возраста) не могло быть на данном этапе у их основных соперников.

ФИНАЛ - ЭТО ТОЛЬКО НАЧАЛО!

Четыре года назад финал "Гран-при" собрал (за исключением Ирины Лобачевой и Ильи Авербуха) всех фигуристов, которые спустя два месяца стали чемпионами и призерами Солт-Лейк-Сити. Сейчас же прогнозируется, что главный турнир чемпионской серии вряд ли окажется представительным - все сильнейшие, мол, наверняка захотят сосредоточиться на подготовке к главному старту зимы - Олимпийским играм.

Но вот парадокс: новая система все чаще заставляет предположить, что психологическое преимущество будет на стороне тех спортсменов, на чью долю до выступления в Турине придется большее количество стартов. И, наверное, не так уж случайно, что никто из признанных лидеров, за исключением Кван, Коэн и Плющенко, пока не спешит отказываться от борьбы.

Чей расчет окажется наиболее точным, покажет время. Но уже сейчас ясно: сенсации первых двух этапов - лишь небольшая часть потрясений, которыми может обернуться для фигуристов олимпийский сезон.

Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ