Газета Спорт-Экспресс № 249 (3926) от 29 октября 2005 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1
ХОККЕЙ |
Как вчера сообщал "СЭ", большинство клубов суперлиги поддержали идею главы Федерального агентства по физической культуре и спорту Вячеслава Фетисова о создании ЕАХЛ - новой Евро-Азиатской хоккейной лиги, которая может стартовать уже со следующего сезона.
Сергей ЧУЕВ
Совершать революции, перевороты в октябре повелось в нашей стране издавна. Можно ли отнести к таким событиям встречу руководителей клубов суперлиги с Вячеславом Фетисовым, состоявшуюся в четверг, покажет дальнейший ход событий. Но то, что революционная ситуация назрела, теперь очевидно.
Можно представить, насколько радостным стал для Фетисова тот факт, что декларацию о создании Евро-Азиатской хоккейной лиги подписали 11 клубов. Ведь поначалу говорилось о присутствии в ней 12 команд, российских из которых как минимум 9. Получилось, двое даже окажутся лишними. Очередь, стало быть, выстроилась. Фетисов пояснил: речь о дюжине участников идет как о минимальном их количестве. Однако не снял все же вопрос, по какому принципу будет проводиться отбор. По спортивному? Но тогда в лигу может не войти кто-то из тех, кто ратовал за нее изначально и убеждал в ее необходимости других. В общем, обиженные в любом случае появятся. И куда им деваться? Проводить свой чемпионат? Как бы не вышло так, чтобы зритель отвернулся от него и в то же время не принял новую лигу, процитировав тем и другим незабвенного Николая Озерова: "Такой хоккей нам не нужен!"
Среди тех, кто подписал меморандум, нет "Динамо" и "Локомотива". Выходит, эти два монстра с великолепной инфраструктурой будут выступать в одном соревновании, а "Магнитка", "Авангард", "Ак Барс" - в другом, и тогда наши чемпионаты, как их ни называй, станут сильно напоминать предсезонные турниры, на которые участники отбираются не по спортивному принципу, а по пригласительному, в основе которого - взаимные симпатии или антипатии руководителей клубов, тренеров. Для летнего периода это в порядке вещей, и ничего страшного тут нет. Но главное соревнование сезона - дело абсолютно другое.
Как ни крути, а 11 клубов из 18, представленных в суперлиге, - это большинство. Откуда оно взялось, при том что президента ФХР Александра Стеблина до сих пор клубы поддерживали единодушно и всех вроде бы все устраивало? Возможности находиться в финансовом плане в плюсе у клубов в нынешних условиях нет, и, не исключено, обещание такой перспективы в ЕАХЛ все и решило. А может, на клубы воздействовали через местных руководителей, и не обязательно спортивных?
Впрочем, по словам Стеблина, подписан, по сути, всего лишь протокол о намерениях. И действительно, о выходе из ПХЛ никто ведь не заявлял. Так что пока все на своих местах. Руководители федераций зарубежных стран, представителей которых хотят видеть в новой лиге, высказываются пока о своем возможном участии в проекте осторожно. Похоже, они никуда не спешат. Да и выгодно ли им это? С чем останется национальная федерация, если из ее чемпионата выдернут ведущий клуб? Другое дело, если будет подключен административный ресурс и вопрос решится на уровне руководителей стран. Только это не наши, наверное, проблемы. Во всяком случае - сейчас.
Размах новой лиги намечается грандиозный. Речь идет о ее пополнении в будущем за счет дальневосточных государств. И это, надо думать, один из предполагаемых источников доходов, которыми Фетисов мог заинтересовать клубы суперлиги: выход на азиатский рынок - перспектива, понятно, заманчивая. Но сколько и спортивных, и организационных проблем возникнет, когда в состав ЕАХЛ войдут корейские или японские команды! Трудно представить, чтобы их уровень оказался привлекательным для российского болельщика.
Зная о хороших личных контактах Фетисова с НХЛ, можно наверняка сказать, что благодаря продаже игроков пополнять свой бюджет тоже планируется. Но какую схему ни изобретай, ни одна лига не станет прибыльной и популярной, если в ней нет звезд, личностей, ради которых болельщик приходит на трибуны. Об этом забыли в начале 90-х, создавая МХЛ. Впрочем, резкое падение зрительского интереса не только к хоккею, но и к спорту вообще стало тогда следствием целого комплекса причин, напоминать о которых вряд ли кому надо. МХЛ задумывалась как коммерческая организация и просуществовала четыре года. Со своей задачей - зарабатывать деньги и поднимать зрительский интерес - она не справилась.
Всего лишь на год дольше функционировала баскетбольная NEBL - детище Шарунаса Марчюлениса, который так же, как и Фетисов, приехал из Америки. Он был переполнен энергией и свежими идеями. Почему его замечательная по своей сути задумка, осуществившись, не стала в итоге популярной, создатели ЕАХЛ, надеюсь, проанализировали.