Газета Спорт-Экспресс № 238 (3915) от 17 октября 2005 года, интернет-версия - Полоса 16, Материал 1
ШАХМАТЫ |
МАТЧ-ТУРНИР НА ПЕРВЕНСТВО МИРА |
Веселин ТОПАЛОВ
УКРАИНСКИЙ "КОЛДУН" ОТКРЫЛ МНЕ ГЛАЗА НА ЖИЗНЬ
Юрий ВАСИЛЬЕВ |
из Сан-Луиса |
Этот разговор с болгарским гроссмейстером Веселином Топаловым состоялся в номере № 510 отеля "Потреро" 13 октября после 13-го тура чемпионата мира, в котором он завоевал высший шахматный титул.
Веселин, с которым я знаком с февраля 1994 года, когда он впервые появился на турнире в Линаресе, был в хорошем расположении духа. Может быть, поэтому он поведал мне о вещах, удививших меня. Надеюсь, прочитанное ниже пригодится будущим чемпионам.
ПОДГОТОВКА
-Где и как вы готовились к чемпионату мира?
- Сначала дней десять отдохнул на море в Варне, а затем приступил к основательной подготовке на горном курорте в болгарском Велинграде. Хорошее место. Воздух очень чистый. Там есть минеральный источник. Ежедневно проводил примерно час-полтора в тренажерном зале, пробегал пять километров, потом были массаж, бассейн, отдых и занятия шахматами. Персонально под каждого из соперников разрабатывали дебютный репертуар. Очень важно было обеспечить надежную игру черными. Здесь большинство играло агрессивно: 1.е4, и если бы возникали проблемы с черным цветом, выиграть турнир было бы невозможно. В основном я готовил сицилианскую защиту, а в качестве запасного варианта избрал берлинскую защиту в испанской партии. Думаю, в целом моя домашняя работа выдержала проверку на качество.
-Кого до начала турнира вы считали фаворитами?
- Мне казалось, что главные претенденты на победу - Ананд и я. Предполагал также, что смогут побороться за первое место Леко с Адамсом. Адамс в этом году играл ниже своих возможностей. Без энергии. Не знаю, что с ним случилось. Однако я думал, что к чемпионату он сможет собраться. А вот, скажем, очень талантливый Свидлер в последнее время постоянно показывает высокие результаты. Где бы он ни играл, он все время в "плюсе". Морозевич, по моим прикидкам, может выиграть в хорошем стиле одну-две партии, но на весь турнир его не хватит. Так, в общем, и оказалось. Чтобы выиграть такой чемпионат, надо показать стабильную игру.
ИГРА
-Первый круг был пройден вами на одном дыхании за исключением стартового поединка с Леко, который получил белыми выигранную позицию. Нарвались на более тщательную подготовку соперника?
- Мне бы не хотелось говорить, что я там сделал не так. Это был первый тур, первая партия... В итоге я все же ее выиграл. Это имело двойную пользу: во-первых, вдохнуло в меня уверенность в том, что фортуна на моей стороне, а во-вторых, это поражение подкосило одного из основных конкурентов. Не могу сказать, что на этом турнир для Леко закончился, но когда ты проигрываешь первую партию, в которой мог победить одним ходом, это выбивает из колеи.
-Во второй партии вы изрядно помучили Ананда в удивительной позиции, когда слоны белых закрутили такую карусель, что даже у опытнейшего индийца, кажется, голова закружилась...
- В этом и была идея варианта: у белых нет реальных угроз, но черным все время приходится быть начеку, два слона белых не дают им передышки ни на секунду! Ананд в конце концов ошибся и должен был проиграть. Позицию я имел совершенно выигранную, однако не выиграл, но почти 100 ходов терзал Ананда. Это задало мне необходимый победный ритм на весь первый круг.
-Следующую партию вы выиграли черными у Морозевича. Александр выглядел в этом турнире очень неплохо - не сравнить с Вейк-ан-Зее и прошлогодним суперфиналом чемпионата России. Как вам удалось его одолеть черными?
- Он поразил меня уже в дебюте, когда на 12-м ходу - белыми! - предложил ничью. Честно говоря, я даже растерялся. Напротив меня в VIP-зоне сидел губернатор провинции Сан-Луис, который обеспечил миллионный призовой фонд, да и на организацию чемпионата выделил не меньше. Разве мог я на его глазах цинично согласиться на ничью и без борьбы уйти со сцены? Что бы он обо мне подумал? А что подумали бы обо мне зрители, заплатившие деньги за то, чтобы посмотреть игру гроссмейстеров? В общем, я отказался от предложения Морозевича. В конце турнира, когда все уже ясно, короткую ничью можно и объяснить, и извинить. Но предлагать ничью на 12-м ходу партии 3-го тура, играя белыми, - не лучший способ борьбы за мировую корону. Кстати, позиция у Морозевича была не хуже, но играл он пассивно и потерпел поражение.
В 4-м туре я встречался с Адамсом. Ничего особенного по дебюту получить не удалось. Был момент, когда Адамс мог забрать у меня пешку на b5 и обрести шансы на победу. Майкл думал-думал - и пешку не взял, а вместо этого на ровном месте сам отдал свою пешку. Он запаниковал из-за угрозы моей атаки и быстро проиграл. Я понял, что Адамс в плохой форме.
-Партии с Юдит Полгар и Рустамом Касымджановым чем-то похожи. И в той, и в другой вы не добились перевеса в дебюте, но тем не менее обе выиграли.
- Я вообще здесь не создал ни одного шедевра, просто играл очень ровно и набирал очки. Юдит в "берлинском" эндшпиле до какого-то момента действовала хорошо, но ее самоубийственный ход g2-g4 разрушил пешечное прикрытие короля, и она проиграла. Касымджанов получил нормальную позицию, в которой у него было не хуже, но затем он доигрался до того, что у меня оказалась подавляющая позиция. Однако в миттельшпиле я мог бы сыграть и получше, он должен был сделать ничью, но не воспользовался представившейся возможностью и проиграл. Типичный сценарий большинства партий, в которых я добился победы на этом чемпионате.
ИВАН
-Особняком стоит партия с Петром Свидлером. Не случайно, наверное, вы назвали ее на пресс-конференции вашей лучшей партией на чемпионате...
- Партия со Свидлером оказалась чрезвычайно интересной и важной. Во-первых, потому, что Свидлер был моим ближайшим конкурентом, во-вторых, в ней встретилась очень любопытная новинка, связанная с жертвой коня. Эту идею показал мне мой секундант - 18-летний болгарский гроссмейстер Иван Чепаринов. Первым ее применил какой-то молодой испанец, и она нам понравилась. Перед поединком со Свидлером Иван всю ночь работал и наутро показал мне свой анализ, сделанный с помощью сильных компьютерных программ. Еще раз взглянули - играть можно! Ценность новинки заключалась в том, что она радикально меняла картину борьбы в этом варианте. Не то чтобы черные сразу выигрывали или получали лучшую позицию, но возникала совершенно незнакомая для противника позиция.
-Молодец все же Петр! Какую бомбу сумел обезвредить непосредственно за доской, своим горбом, что называется.
- Да, Свидлер играл прекрасно! Он не только нашел самые точные ходы, но и в какой-то момент мог получить ходом b5 шансы на выигрыш. Однако, столкнувшись с сильной новинкой, он израсходовал почти все свое время и попал в жуткий цейтнот.
-Вы могли пойти на троекратное повторение позиции, чтобы зафиксировать ничью, но продолжали играть. Сделали ставку именно на цейтнот противника?
- Да, позиция у меня была не лучше, но я заметил, что Петр в цейтноте занервничал, и решил посмотреть, как он будет играть дальше. Если бы он нашел b5, то получал "лучше", но сразу я не проигрывал. Однако Свидлер сначала сделал плохой ход Крс3, после которого у белых проблемы, а потом сразу же сделал ход, повлекший за собой проигрыш.
-Чепаринов оказался очень важным звеном в вашей команде?
- Это поистине золотая находка! Иван начал помогать мне за три тура до окончания турнира в Линаресе, и все три партии я выиграл. Он работал также со мной в Софии и здесь, в Сан-Луисе. То есть на всех турнирах, на которых он мне помогал, я добился побед! В Дортмунде же его не было, а в Вейк-ан-Зее он сам играл в турнире "В". Может, поэтому я там и не выиграл? (Смеется.) Раньше мы с моим тренером и менеджером Сильвио Данаиловым работали вдвоем и, видимо, уже достигли некоего потолка, нам нужна была свежая кровь. Появление в команде Ивана вдохнуло новую жизнь в наш союз. Он, как донор, подарил мне свои идеи, готовность работать всю ночь напролет, анализируя для меня критические позиции. Я очень благодарен Чепаринову! В моей победе - огромная доля его помощи.
ТИТУЛ
-Вы завершили первый круг с результатом "плюс 6", после чего для завоевания высшего титула вам было достаточно не проиграть ни одной партии во втором...
- Я был готов продолжать биться и дальше, но меня несколько расхолодили две первые партии второго круга с Леко и Анандом. Обе закончились быстро, и в них не было особой борьбы. Леко нашел интересную идею в новоиндийской защите, которая застала меня врасплох. Позиция полностью уравнялась - ничья. А Ананд, играя белыми, уже на 15-м ходу стал повторять позицию.
-Эта партия привлекла внимание комментаторов. Виши пожертвовал фигуру, хотел атаковать, но затем передумал и предложил ничью...
- Этот поединок хоть и был очень коротким, имел большой психологический подтекст. Возможно, именно он открыл мне прямой путь к титулу. Все знают, что Ананд очень силен в игре белыми фигурами, процент его побед ими впечатляет. В этом году я с ним дважды играл черными "сицилианку". В Линаресе проиграл, в Софии сделал ничью с большими приключениями...
-Я прекрасно помню, как на доске возникали и исчезали новые ферзи.
- Да, это было красиво, но черные балансировали на краю пропасти. Когда ты играешь против Ананда вариант Найдорфа, так чаще всего и бывает. Перед чемпионатом я решил, что созрел для борьбы с Анандом в классической испанской партии. Раньше я боялся играть с ним солидную "испанку" и теперь пришел к выводу, что пора перестать бояться, и подготовил "Берлин". Ананд отказался от берлинского эндшпиля, но для него, наверное, было сюрпризом то, что мы предвидели дальнейший ход событий, связанных с h7-h6 и g7-g5...
-В партии с Касымджановым в последнем туре вы приняли ничью в позиции, в которой могли играть на победу.
- Да, он сделал ошибочный ход Л1:d5 и предложил ничью. Я видел, что он ошибся, необходимо было брать на d5 другой ладьей. Но ничью принял, так как выполнял установку Сильвио, который сказал: "Если Касымджанов предложит тебе мир в ситуации, когда твои конкуренты сыграют вничью, сразу соглашайся!" Я видел, что могу играть на победу, но не стал перечить Данаилову.
-Гроссмейстер Алексей Широв в гостевой сайта "ЧессПро" сказал, что, видимо, черные выигрывают ходом 41.Крg5...
- Кстати, я так и хотел играть, но Чепаринов потом анализировал и пришел к выводу, что белые делают этюдную ничью. Моей задачей было завоевать титул, и я ее решил.
ТАЙСОН
-Назовите, пожалуйста, великих шахматистов, которые более всего повлияли на ваше творчество?
- Мне всегда нравились Пол Морфи, Александр Алехин и, конечно, Гарри Каспаров. Как мне кажется, после ухода Гарри именно мой стиль больше всего напоминает каспаровский.
-У вас с ним всегда были интересные партии. Помню ваши феерические поединки в Вейк-ан-Зее и Линаресе...
- Соотношение побед и поражений, конечно, в пользу Каспарова, но все же я один из немногих, кому не раз удавалось его обыгрывать. И порой красиво.
-Как думаете, сейчас, когда вы набрали столь высокую скорость, выиграв Линарес-2005, Софию-2005 и Сан-Луис-2005, вы могли бы бороться с Каспаровым успешнее, чем раньше?
- Я не знаю, в какой форме ныне Каспаров, хотя, по моим сведениям, он заниматься шахматами не бросил и свою тренерскую бригаду не распустил. Сыграть матч с Гарри мне было бы очень интересно. Ведь он - величайший шахматист современности. Не знаю, победил бы я в нем, но, уверен, боролся бы на равных.
-Все говорят о вашем возможном матче с Владимиром Крамником. Если он пошлет вам вызов, уклоняться не будете?
- Почему я должен уклоняться? Чемпион мира должен игрой доказывать, что он не только носитель титула, но и сильнейший игрок. Этот матч меня тоже очень интересует в творческом плане.
-А если оба вдруг согласятся, то кого выбрали бы?
Мой собеседник задумался. Вопрос застал его врасплох. Тогда я решил зайти с другого бока:
-Чемпион мира по боксу в тяжелом весе Виталий Кличко однажды назвал Каспарова Тайсоном шахмат. Крамник, с которым братья Виталий и Владимир Кличко в дружеских отношениях, называет себя шахматным тяжеловесом. Какого тяжа вы предпочли бы видеть своим соперником?
Выслушав это, Топалов улыбнулся:
- В таком случае я бы выбрал Тайсона.
"ПОЗДРАВЛЯЮ! ФЕНОМЕНАЛЬНО!"
-Вы уже почти десять лет живете в Испании. Сначала обосновались в Лае-Пальмасе на острове Гран-Канария, где я был у вас в гостях во время исторического турнира 21-й категории. Потом перебрались в студенческий городок Саламанку. Что, на Канарах слишком расслабляющая обстановка?
- Да, когда все вокруг загорают, купаются, поют и танцуют, трудно заниматься шахматами. К тому же Канарские острова несколько на отшибе. Из Мадрида, например, туда надо лететь на самолете два с половиной часа. В Саламанке же нормальная академическая атмосфера. Все занимаются наукой, а одна из составляющих шахмат, как известно, - тоже наука.
-У вас большая квартира?
- Да, трехкомнатная, метров 100 квадратных.
-Машина есть?
- "Фольксваген-поло".
-Не собираетесь обзавестись каким-то более солидным аппаратом типа "Мерседеса"?
- Для меня машина имеет чисто функциональное значение. С большим автомобилем в нашем маленьком городке будут только проблемы с парковкой. Не могу сказать, что мне не нравятся красивые престижные автомобили, но все-таки главное для меня в них - чтобы были на ходу. Моя малютка меня вполне устраивает.
-Каков ваш круг общения в Саламанке?
- Я уже довольно неплохо говорю по-испански, и поэтому все мои друзья - испанцы. Они интересуются шахматами, но на любительском уровне.
-Что представляет собой ваш распорядок дня?
- До обеда обычно занимаюсь спортом. Ничего сверхъестественного, обычный тренажерный зал. После обеда уделяю часа три-четыре шахматам. Вечером собираемся с друзьями и куда-нибудь идем - в кафе, на футбол... Правда, перед этим чемпионатом я практически прекратил посещать кафе и рестораны и совершенно перестал употреблять алкоголь.
-Ну хотя бы покуриваете?
- Никогда не курил.
-Даже кальян?
- Пробовал. Понравилось.
-За какой футбольный клуб болеете?
- Просто люблю смотреть хороший футбол, ни за кого не болея.
-Как, разве можно жить в Испании и не болеть ни за "Барсу", ни за мадридский "Реал"?!
- Мне нравятся яркие индивидуальности и хорошая командная игра.
-Кто из футболистов вам больше всего импонирует?
- Марадона!
- Как поживает Чинчо? (Так зовут маленького пушистого зверька шиншиллу, который днем спит в клетке, трогательно положив головку на лапки, а ночью гуляет по квартире Александра Топалова, брата Веселина. Топаловы очень любят Чинчо и могут часами за ним наблюдать. Я познакомился с Чинчо, когда какое-то время жил дома у Александра после супертурнира София-2005. - Ю.В.)
- Чинчо поживает, а как - хорошо или плохо, не говорит. Нас с братом он уже не боится, мы его приручили. А раньше боялся.
-Не тянет на родину? По Софии не скучаете?
- Я везде чувствую себя хорошо. Вот сейчас хорошо чувствую себя в Аргентине. В последнее время на всех турнирах, на которых я играю, очень хорошие условия: гостиница, питание... И поэтому мне везде нормально.
-Вы стали человеком мира?
- Выходит, да.
-Есть какой-то любимый город?
- Люблю центр Софии, обожаю болгарскую кухню. В Испании люблю Барселону. Но вообще-то больше мне нравятся маленькие города.
-Например, Линарес? Тем более что у вас там есть друг - Лечуга Рентеро, сын основателя местного супертурнира сеньора Рентеро.
- О, он мне прислал телеграмму. Сейчас покажу! (Веселин бросается к ящику стола и достает бланк телеграммы. - Ю.В.) Вот: "Сан-Луис, Аргентина. Чемпиону мира Веселину Топалову. Поздравляю! Феноменально!" Самое интересное, что сын сеньора Рентеро послал мне ее за два дня до окончания турнира! Возможно, он посчитал, что здесь, как и в Линаресе, играют 12 туров.
"КОЛДУН"
-Веселин, что вам дало общение с Русланом Пономаревым, которому вы помогали готовиться к матчам с Иванчуком и Каспаровым. Один состоялся, другой нет.
- По существу, это сотрудничество и вывело меня на новый качественный уровень игры. Кстати, это была одна из наших с Пономаревым целей - выйти на новый уровень понимания шахмат. До этого я играл на уровне элитных турниров. После стал играть на уровне борьбы за титул чемпиона мира.
Я сумел преодолеть этот невидимый барьер во многом благодаря очень важной для меня беседы с одним человеком, имя которого я не хочу сейчас называть. Его у нас в команде звали "колдуном". Однажды он посмотрел на меня внимательно и произнес слова, которые меня поразили: "Вы, шахматисты, очень странные люди. Вы совершенно не задумываетесь о том, каким потенциалом обладаете..."
И вдруг я понял одну простую вещь, которая раньше почему-то от меня ускользала: надо ценить отпущенное тебе время. Если до этого разговора я ложился поздно, спал до обеда, жил без четкой цели, то "колдун" словно открыл мне глаза! Теперь я встаю рано. Четко знаю, что, сколько и зачем мне предстоит сегодня сделать. Я стал очень бережно относиться к времени, отпущенному мне...
-Не чувствуете себя ветераном шахмат в 30 лет?
- На днях Найджел Шорт напомнил мне одно мое неосторожное высказывание. Десять лет назад на турнире в Новгороде я, тогда 20-летний, сказал ему: "Такие старые люди, как вы, Найджел..." Десять лет человек ждал, чтобы спросить меня: "Ну как ты сейчас считаешь, в 40 лет я еще недостаточно стар?" Я уже был осмотрительнее: "Нет, - говорю, - Найджел, разве это возраст!" В общем, ветераном я себя не считаю. Тем более что физически я сейчас чувствую себя гораздо лучше, чем в 20 лет в Новгороде.
-А как смотрите на Сережу Карякина, который в январе будущего года станет вашим соперником на турнире в Вейк-ан-Зее? Наверное, как на ребенка?
- А он и есть еще почти ребенок. Ведь я вдвое старше.
-Он может стать вашим преемником на чемпионском поприще?
- Вполне. Сережа очень талантлив! Но чтобы стать чемпионом мира, одного таланта мало. Нужна команда. Не хочу никого обижать, но разве можно было приезжать на чемпионат мира только с женами, как приехали в Сан-Луис Касымджанов и Адамс? Думаю, в моем успехе главную роль сыграли следующие факторы: то, что у меня есть профессиональная команда, то, что я один из немногих, у кого уже много лет есть менеджер, и то, что у меня есть очень солидный спонсор - болгарская компания М-Теl. Ну и, конечно, тот памятный разговор с украинским "колдуном"...
Результаты 14-го тура - стр. 15 |