Газета Спорт-Экспресс № 221 (3899) от 27 сентября 2005 года, интернет-версия - Полоса 16, Материал 1
АВТО |
В воскресенье на британском автодроме Брэндс Хэтч прошел первый "Гран-при" новой гоночной серии А1. На соревнованиях побывал собственный корреспондент "СЭ" в Великобритании.
РОССИЯ ВЗЯЛА СТАРТ В "ФОРМУЛЕ"
Росс УИЛЬЯМС |
из Брэндс Хэтч |
ЭККЛСТОУН НЕ ПРИЕХАЛ
Наверное, это символично, что первая гонка серии А1 прошла не где-нибудь, а на легендарном автодроме, который с 1964 по 1986 год делил с трассой в Сильверстоуне право проводить "Гран-при Великобритании", входивший в календарь чемпионата мира "Формулы-1". Надо ли говорить, что далеко не всем на Альбионе пришлось по нраву решение исключить Брэндс Хэтч из "Больших призов", а тут на тебе - новая гоночная серия! Которой к тому же прочат разрушение монополии "Ф-1" в автоспорте.
Впрочем, создатель А1 арабский шейх Мактум аль Мактум, уже вложивший в свою серию по меньшей мере 40 миллионов фунтов, все разговоры о намечающейся конкуренции его детища с "королевскими" гонками пока старается пресекать. Но сделать это не так-то просто. Вот и отсутствие на дебюте А1 генерального промоутера "Ф-1" Берни Экклстоуна (приглашение ему было, конечно же, послано) породило массу пересудов. По официальной версии, изложенной самим шейхом, Эккслстоун не смог приехать по уважительной причине - в этот же уик-энд в Бразилии проходил очередной этап чемпионата мира. Однако многих это объяснение не удовлетворило: мол, Экклстоун не посчитал старт новой серии достаточно важным событием, чтобы внести коррективы в свое расписание.
- Пока трудно сказать, во что выльется наше начинание, - говорит шейх Мактум аль Мактум. - Но посмотрите на историю чемпионата мира по футболу. Он тоже начинался, как скромный по бюджету и значимости турнир, о котором в ту пору во многих странах и слыхом не слыхивали. Зато сегодня мировые первенства, в которых участвуют лучшие футболисты планеты, всерьез конкурируют с Олимпийскими играми. Конечно, нам предстоит долгий путь к завоеванию популярности А1. Но уже сейчас я могу сказать: мы не сумели бы сразу привлечь к этим соревнованиям 25 стран, если бы не имели четкого плана, который позволяет надеяться, что под этой маркой будет производиться действительно качественный продукт.
К МАШИНЕ НАДО ПРИВЫКНУТЬ
Шейх не случайно прибегнул к сравнению А1 с футбольным чемпионатом мира. Помимо поистине наполеоновских планов отцов-основателей с футбольными форумами новую гоночную серию роднит также жесткая градация команд по национальному принципу, а не в зависимости от владельца, как в других видах автоспорта. Каждая конюшня тут представляет не транснациональный мегаконцерн, а конкретную страну, жители которой, конечно же, будут болеть за цвета своего флага и гонщика-соотечественника с гораздо большим удовольствием, чем за барина-космополита. Собственно, на этом и зиждется надежда шейха на повышенный интерес любителей автоспорта во всем мире к А1. В конце концов в 25 странах, которые представляют принявшие старт в Брэндс Хэтче команды, проживает почти 80 процентов населения Земли.
Читателям "СЭ" наверняка приятно осознавать, что среди этих 25 команд есть и российская. С пилотами "Русского времени" Николаем Фоменко и Алексеем Васильевым я встретился в отведенном членам команды павильоне, которому пока далеко до помпезных ангаров, воздвигаемых близ трассы на время гонок "Формулы-1".
- Мне кажется, что новую серию уместнее сравнивать не с чемпионатами мира по футболу, а с Олимпийскими играми, - начал разговор Фоменко. - Технические возможности команд одинаковы, и, значит, все зависит от самих гонщиков, каждый из которых выступает под флагом своей страны.
-Это налагает дополнительную ответственность?
- Да. Потому что так легче привлечь к нашему виду спорта и к спорту вообще молодежь.
-Может ли А1 в перспективе составить конкуренцию "Формуле-1"?
- Полагаю, что "Ф-1" сейчас в кризисе. За последние 10 лет там накопилось столько проблем, связанных с проводимой ее боссами политикой, деньгами и тому подобным, что люди теряют к ней интерес. Все имеет свою цикличность. У "Формулы-1" были очень успешные десять лет, но потом начался спад. Что касается А1, то пока рано давать какие-то оценки. Однако я надеюсь, что ей удастся вернуть интерес к автогонкам. В дальнейшем, полагаю, появятся и другие серии, в которых смогут принимать участие более молодые гонщики. Это особенно важно для России, где очень многие молодые люди хотят попробовать свои силы в автоспорте, но не могут из-за нехватки технических возможностей и автодромов.
-Ходили разговоры о строительстве в России современной трассы.
- Допустим, в Москве построят автодром, на котором можно будет проводить гонки международного уровня. И что дальше? Ну будет на нем проходить по одной гонке "Формулы-1", GT и GTA в год. Три гоночных уик-энда. Но ведь этого мало!
-Полагаете, в России настолько велик интерес к автоспорту, чтобы требовать большего?
- В последние 10 лет у нас с большим интересом смотрят "Формулу-1". Но все равно автоспорт там по-прежнему остается своего рода закрытым, элитарным обществом. По моим оценкам, за событиями в нем постоянно следят 8-10 миллионов человек, что для такой большой страны, конечно же, немного. Поэтому я возлагаю большие надежды на серию А1 и верю, что она поможет поднять в России интерес к автогонкам на новый уровень.
-Давайте поговорим о предстоящей гонке. Сильно волнуетесь?
- Сейчас меня беспокоит только то, что у нас было не так много времени попрактиковаться. Думаю, в первых четырех-пяти гонках придется в основном привыкать к особенностям машины. Кроме того, мы впервые будем выступать на трассе Брэндс Хэтч.
-Что можете сказать о своем автомобиле после пусть и недолгих, но все-таки тренировок?
- Он просто класс! Быстр и сравнительно прост в управлении.
"ЗАПУСКАЙТЕ МОТОРЫ!"
Но вернемся к гонкам. Итак, в первом чемпионате А1 участвуют 25 команд, которые представляют 25 стран мира. Чемпионат состоит из 12 этапов, каждый из которых включает в себя так называемый спринт (18 кругов) и основную гонку (часовой заезд). Команда вправе выставлять на каждую из этих гонок любого имеющегося в ее распоряжении пилота. Чемпионат А1 будет проводиться по системе "осень - весна", когда в мире автогонок традиционно царит затишье. Поэтому многие этапы новой серии пройдут на всемирно известных автодромах - например, на португальском Эшториле или малайзийском Сепанге...
Личного зачета нет, все заработанные на этапе очки идут в копилку команды. Каждый гоночный уик-энд начинается с пятничных тренировочных заездов, по итогам которых определяются позиции гонщиков на старте спринта (между прочим, он дается с хода). Очки начисляются следующим образом: за 1-е место - 10 очков, за 2-е - 9... за 10-е - 1. Согласно местам, занятым в спринте, команды выстраиваются на стартовом поле в часовом заезде. Вот, собственно, и все.
Чтобы избежать набившей оскомину гонки вооружений в "Формуле-1", организаторы А1 предписали командам-участницам стартовать на одинаковых болидах. Экспериментировать техники команд могут лишь с аэродинамическими конструкциями. Изюминкой является специальное устройство, позволяющее на короткое время - например, чтобы совершить обгон, - резко (с 520 л.с. до 550) увеличить мощность двигателя. Использовать "волшебную кнопку" разрешается 4 раза в спринте и 8 раз в длинной гонке.
Как видите, принципиальные различия между командами не лежат в области "железа". А значит, голубая мечта гоночных романтиков, которые спят и видят, что придут наконец-то времена, когда определяющим фактором будут не технические (читай - финансовые) возможности патрона команды, а сидящий за рулем болида человек, близка к осуществлению.
Младенческий возраст новой серии не позволяет пока говорить о фаворитах, однако из заявочных листов команд можно было почерпнуть кое-какую информацию об их возможностях и прикинуть шансы. Так, у бразильцев явной примой является Нельсон Пике-младший, сын трехкратного чемпиона мира в "Формуле-1" Нельсона Пике. Он, кстати, и занял поул-позишн в спринте. Есть свои лидеры и у американцев с австралийцами - Скотт Спид и Уилл Пауэр. За голландцев выступает опытнейший экс-формулист Йос Ферстаппен.
Старт первой гонке серии А1 дал сам шейх Мактум аль Мактум, произнесший в микрофон: "Гонщики, во славу своей страны запускайте моторы!" Вопреки ожиданиям дебют собрал довольно солидную зрительскую аудиторию. Ни дождь, ни раздолбанные донельзя дороги графства Кент не помешали почти 100 тысячам любителей автогонок заполнить допотопного вида трибуны Брэндс Хэтч. Наблюдая за этим живым морем, я поймал себя на мысли, что "архипелаги" поклонников "Феррари" летом в Сильверстоуне выглядели гораздо монументальнее разобщенных "островков" болельщиков, которых можно было идентифицировать по цветам национальных флагов. Выделялась лишь многочисленная группа поддержки голландской конюшни и персонально Ферстаппена, вырядившаяся в оранжевые цвета флага Королевства Нидерландов. Однако покидала она автодром разочарованной. В спринте их кумир сошел с трассы на первом же круге, а в основной гонке довольствовался лишь 7-м местом. Абсолютным же триумфатором уик-энда стал Нельсон Пике-младший, выигравший и спринтерский, и часовой заезды.
Для российской команды дебютный уик-энд прошел с переменным успехом. В 18-круговой спринтерской гонке Алексей Васильев выбрался на 23-е место. Основная гонка тоже складывалась удачно: команда затянула заезд Васильева в боксы и дала пилоту возможность до последнего момента атаковать, что позволило ему подняться на 5-е место. После пит-стопа российский болид шел 9-м, однако из-за аварии Васильев был вынужден сойти с трассы.
- Второй заезд проходил в отличном темпе и в увлекательной борьбе. К сожалению, мне не удалось надолго закрепиться в лидерах, хотя наша стратегия была правильной. За 18 кругов до финиша, во втором после прямой "старт - финиш" повороте я, пропуская вперед мексиканского пилота, попал на грязную часть трассы и потерпел аварию, - объяснил Васильев.
Серия А1 GP. Кубок мира. "Гран-при Великобритании". Брэндс Хэтч |
Спринт. 70 км. 1. Бразилия - 23.15,682 (средняя скорость - 181 км/ч). 2. Франция - 23.18,122. 3. Новая Зеландия - 23.18,581. 4. Австралия - 23.27,139. 5. Великобритания - 23.28,479. 6. Мексика - 23.32,955. 7. Пакистан - 23.33,714. 8. Португалия - 23.33,871. 9. Швейцария - 23.36,533. 10. Ирландия - 23.36,738. 11. США - 23.39,548. 12. Япония - 23.40,874. 13. Малайзия - 23.41,033. 14. Германия - 23.41,587. 15. Индия - 23.43,475. 16. Италия - 23.51,203. 17. Индонезия - 23.56,015. 18. Чехия - 23.56,028. 19. Канада - 23.58,303. 20. Австрия - 24.10,975. 21. Китай - 24.13,876. 22. Ливан - 24.14,774. 23. РОССИЯ - отставание 1 круг. 24. ЮАР - 1 круг. Голландия - сход на 1-м круге, не классифицирована.
Основная гонка. 148 км. 1. Бразилия (Пике-мл.) - 55.01,910 (средняя скорость 161,5 км/ч). 2. Австралия (Пауэр) - 55.13,240. 3. Мексика (Дюран) - 55.25,035. 4. Новая Зеландия (Халлидей) - 55.25,615. 5. Малайзия (Юнг) - 55.26,262. 6. ЮАР (Симпсон) - 55.26,762. 7. Голландия (Ферстаппен) - 55.27,540. 8. Япония (Фукуда) - 55.28,129. 9. Канада (Макинтош) - 55.29,089. 10. Германия (Шайдер) - отставание 1 круг. 11. Австрия (Лауда) - 1 круг. 12. Китай (Тенцзи Цзян) - 1 круг. 13. Пакистан (Хан) - 3 круга. 14. Чехия (Шаруз) - проехал 24 круга. 15. РОССИЯ (Васильев) проехал 18 кругов. 16. Великобритания (Керр) - проехал 17 кругов. 17. США (Спид) - проехал 14 кругов. 18. Ливан (Бешир) - проехал 13 кругов. 19. Италия (Токкачело) - проехал 13 кругов. 20. Португалия (Паренте) - проехал 1 круг. 21. Швейцария (Яни) - проехал 1 круг. 22. Ирландия (Девейни) - сход на старте. 23. Индонезия (Микола) - сход на старте. 24. Франция (Према) - не стартовал. 25. Индия (Чандхок) - не стартовал.
Зачет Кубка. 1. Бразилия - 21 очко. 2. Австралия - 16. 3. Новая Зеландия - 15. 4. Мексика - 13. 5. Франция - 9. 6 - 7. Великобритания и Малайзия - по 6. 8. ЮАР - 5. 9 - 10. Голландия и Пакистан - по 4. 11 - 12. Япония и Португалия - по 3. 13 - 14. Канада и Швейцария - по 2. 15 - 16. Германия и Ирландия - по 1.