Газета Спорт-Экспресс № 218 (3896) от 23 сентября 2005 года, интернет-версия - Полоса 4, Материал 2
ФУТБОЛ |
"ЗОЛОТАЯ МАНТИЯ" - ПРИЗ "СЭ" ЛУЧШЕМУ АРБИТРУ ЧЕМПИОНАТА РОССИИ |
Урс МАЙЕР
ЧТО ОБСУЖДАТЬ БОЛЕЛЬЩИКАМ, ЕСЛИ МЫ БУДЕМ РАБОТАТЬ БЕЗ ОШИБОК!
Борис ТОСУНЯН |
из Цюриха |
Шла 90-я минута четвертьфинального матча ЧЕ-2004 между сборными Англии и Португалии, когда швейцарский арбитр Урс Майер при счете 1:1 не засчитал гол англичанина Сола Кэмпбелла. По мнению судьи, после того как Дэвид Бекхэм исполнил штрафной удар, его партнер Джон Терри неправильно атаковал вратаря, что и позволило Кэмпбеллу отправить головой мяч в ворота. После этого было еще дополнительное время, в течение которого команды обменялись голами, а в серии 11-метровых ударов сильнее оказались португальцы, вышедшие в полуфинал.
Реакция британских болельщиков на решение Майера последовала незамедлительно. Понятно, что она была отнюдь не доброжелательной. Из-за угроз в свой адрес Урс Майер стал отшельником и старается не общаться с людьми, которых не знает. Поэтому я обратился в крупнейшее швейцарское агентство Sports (занимается трансферными вопросами по всему миру) с просьбой дать рекомендацию для визита к известному в прошлом судье. И, когда договоренность была достигнута, отправился в имение Майера близ Цюриха.
-Как ощущаете себя в роли пенсионера?
- Отлично, во всяком случае, появилось больше времени для основного занятия. Я ведь владелец крупного магазина электробытовой техники: торгую стиральными машинами, на которых больше всего зарабатываю, и пылесосами. Кстати, сразу после чемпионата Европы планировал незамедлительно подать в отставку и вплотную заняться основным делом, но из-за того, что англичане так странно себя повели, из принципа решил доработать до конца 2004 года.
-Был свидетелем вашего последнего матча в чемпионате Швейцарии. После финального свистка на ваших глазах выступили слезы. Они были искренними?
- Самыми что ни на есть настоящими. Мы, швейцарцы, обычно не проявляем эмоций, но когда люди стали сожалеть о моем уходе, я не выдержал. Думаю, мне в виде исключения дали бы возможность еще потрудиться в национальном первенстве, как итальянская федерация разрешила это Коллине. Тем не менее я не стал хлопотать о продлении полномочий, так как твердо решил уйти, кстати, опять же из принципа.
-В чем он на сей раз заключался?
- Раз у меня отобрали нашивку ФИФА, которой я очень гордился, то посчитал невозможным продолжать деятельность арбитра. И все-таки неправильно, что нас, судей, так рано отправляют на покой.
-У вас был собственный массажист. Это принято в Швейцарии?
- Совсем даже не принято. Просто я считал, что обязан иметь массажиста, ведь не ровен час что-то стрясется с ногами прямо на поле. И хотя это накладно, всегда имел под рукой специалиста.
-На чемпионате Европы вы стали врагом номер один английских болельщиков. Изменилось ли что-нибудь с тех пор?
- С одной стороны, да. Меня стали приглашать в Великобританию, там знакомые даже извинялись за все, что со мной сделали их соотечественники. Но я не обольщаюсь. Дело в том, что в таких поездках мне приходится встречаться с людьми из высшего футбольного общества, а вот, боюсь, простые фанаты затаили на меня обиду, и я не хотел бы оказаться среди них. Зря они на меня дуются. Много раз просматривал тот эпизод и пришел к выводу, что все сделал правильно, причем сработала интуиция. Я ведь не видел момента нарушения правил, однако почувствовал, что это произошло.
-Как ваши недруги вели себя год назад?
- Над этим домом, где мы сейчас беседуем, водрузили британский флаг колоссальных размеров. Он длительное время оставался на крыше, так как я в этот момент по совету спецслужб скрывался в Альпах. Но потом соседи стали возмущаться, призвали хулиганов снять флаг с крыши. И они под давлением общественности отволокли его в близлежащее поле. Видите тот большой кусок вспаханной земли напротив дома, так вот его полностью закрывал этот флаг. Я все никак не мог понять, почему мои недоброжелатели это сделали. А недавно люди, которые прошли через Вторую мировую войну, сказали мне, что таким образом англичане тогда маркировали цели для бомбежек. Словом, угроза была нешуточная.
-Вам в тот период не выделили телохранителей?
- Однажды, когда я судил матч с участием сборной Румынии, ее болельщики также угрожали меня убить. Обратился в полицию, но там сказали, что это вовсе не так серьезно, как я думаю. Максимум, что они обещали, следить за подозрительными машинами с румынскими номерами. И на сей раз мне не очень-то хотели помогать. Для начала просто предложили остаться в Португалии и не появляться в Швейцарии пару лет, но когда я не согласился, дали двух полицейских, которые в течение двух недель стояли у входа на мою фирму.
-Вы не сдались, а вот ваш коллега из Швеции Фриск после угроз со стороны болельщиков моментально ушел в отставку...
- Хорошо его понимаю. Но в том случае угрозы касались и его семьи, а в моем, к счастью, только меня одного.
-Время от времени игроки после матча оскорбляют судью. С вами такое бывало?
- Ни разу. Может, мне просто повезло, а может, сыграло свою роль мое умение уходить от конфликтов. Когда чувствовал, что назревает что-то серьезное, старался после матча быстро исчезнуть с поля, чтобы не провоцировать футболистов проигравшей команды.
-В последнее время происходит слишком много судейских ошибок. Как вы относитесь к тому, чтобы арбитры обращались за помощью к видеоповторам?
- Отрицательно. Убежден, что видеодоказательства могут быть подтасованы. Думаю, судье спорный эпизод могут показать не со всех точек, а только с тех, которые выгодны той или иной стороне. Без ошибок нельзя, мы же не роботы. К тому же, о чем еще говорить болельщикам, если мы все будем делать правильно. Например, матч за последний Суперкубок. Судья не увидел, что игрок "Ливерпуля" подыграл себе рукой, когда забивал гол в ворота ЦСКА, зато сколько потом было разговоров среди российских фанатов!
-Почему перед матчем Германия - Корея на чемпионате мира 2002 года вы жевали траву газона?
- Это у меня был своего рода ритуал, причем не только на чемпионате мира, но и везде, где бы ни судил. Я траву сначала нюхал, чтобы проникнуться атмосферой территории, на которой предстояло работать, а потом уже пробовал на вкус.
-Признайтесь, у вас были ошибки, подобные той, которую недавно допустил японский судья в отборочном матче чемпионата мира Узбекистан - Бахрейн?
- За всю карьеру, которая длилась 27 лет, у меня не было ни одной технической ошибки, из-за которой переигрывался бы матч. Случилась, правда, одна грубая промашка, когда я судил решающую встречу австрийского первенства, так о ней до сих пор вспоминать стыдно. Но тот случай не имел ничего общего с тем, о котором идет речь. Более того, во всей швейцарской высшей лиге таких прецедентов не было никогда. А вот в нашем третьем дивизионе в одном из решающих поединков, помню, возникла ситуация, похожая на ту, что произошла с московским "Локомотивом" в матче против "Тироля". Один игрок получил две желтые карточки, однако судья об этом запамятовал. Пришлось матч переигрывать.
-Как вы думаете, почему такие казусы происходят?
- У меня не укладывается в голове. Возможно, в Японии просто плохо перевели футбольные правила. Другой причины не нахожу. Как я понимаю, после такой ошибки ее виновник долго еще не сможет прийти в себя. Впрочем, судя по тому, что ван дер Энде, судивший тот злополучный матч "Локомотива" с "Тиролем", пошел на повышение, стал членом судейской комиссии УЕФА, то, может быть, арбитру-японцу не стоит слишком грустить.
-Какие матчи вам было особенно интересно судить?
- Те, которые принято называть политическими. К таким встречам готовился особенно скрупулезно. Например, читал газеты, рылся в архивах, чтобы понять, по какой причине между странами возник конфликт и чего мне, собственно, ждать от игроков в ходе встречи. Например, предстояло судить матч США - Иран. И я, дабы избежать проблем, предложил командам сфотографироваться, обнявшись. Как ни странно, обе стороны согласились. Таким образом напряжение было снято.
-Говорят, вам приходилось менять отели на последнем чемпионате мира. От кого вы скрывались?
- Нет, это вовсе не детективная история. Просто корейцы подали протест, когда меня поселили в гостинице, где жили американцы. Вот и пришлось срочно съехать. Признаться, я и сам удивился, что нашу бригаду поселили в одном отеле со сборной США, ведь это не принято.
-Есть ли у вас любимчики в футболе?
- Зинедин Зидан. Горжусь, что получил от него подарок. Знаете, футболок от разных знаменитостей у меня огромное количество, но все они неношенные, упакованы в целлофановые пакеты. А вот Зидан пришел в раздевалку, снял с себя майку и вручил ее мне. Это было красиво. А ведь в свое время я наградил его красной карточкой.
-Почему вы довольствовались лишь вторыми местами в рейтингах, а первые занимал другой?
- С Коллиной трудно соперничать. У него такая роскошная лысина. Но я ни за что не стал бы менять прическу. Майер без волос - это ужасно. Кроме того, ведущие футбольные страны имеют преимущество, их бригады постоянно обслуживают крупнейшие турниры, а нам, судьям из стран, где футбол не слишком развит, приходится конкурировать друг с другом, чтобы оказаться на футбольных праздниках. Поэтому был искренне удивлен, когда меня назвали вторым. Любопытно, когда давным-давно я поступал на судейские курсы, то в заявлении должен был отметить, чего хочу добиться. Написал, что моя цель - судить чемпионат мира 1998 года. И этой цели достиг. У меня вообще сильно развита интуиция. Например, когда проходят разного рода жеребьевки, заранее предсказываю, какой матч мне придется судить. Естественно, угадываю не всегда, но большей частью попадаю в точку. Вот только так и не понял, почему матчи с участием российских команд мне довелось обслуживать очень редко, хотя люблю вашу культуру и всегда с удовольствием приезжал к вам в гости.
-Не хотели бы судить в России?
- Увы, уже отошел от дел. Пусть теперь мой сын этим занимается. Любопытно, он также решил стать арбитром. У меня и подруга - судья, но у нас с ней разный подход, когда мы смотрим матчи. Она больше за действиями игроков следит, а я за работой своих коллег, поэтому дискуссии не получается.
-В таком случае, кого можете порекомендовать для работы в России, пока ваш сын еще не вырос?
- Самого нашего лучшего на сегодняшний день - Массимо Бузакку. Однако сотрудничество должно быть обоюдным. Так что, если надо, похлопочу, пусть и ваши судьи к нам приезжают.