Газета Спорт-Экспресс № 216 (3894) от 21 сентября 2005 года, интернет-версия - Полоса 4, Материал 1
ФУТБОЛ |
ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА |
300 СТУПЕНЕК - И ТЫ СВОБОДЕН!
Корреспондент "СЭ" побывал в германском реабилитационном центре Eden Reha, где в последнее время нередко восстанавливаются после травм футболисты российских клубов. Сейчас его пациентами являются защитник "Спартака" Дмитрий ПАРФЕНОВ, полузащитник "Ростова" Георгий АСЛАНИДИ и полузащитник ЦСКА Юрий ЖИРКОВ.
Борис ТОСУНЯН |
из Регенсбурга |
-В реабилитационном центре вы наверняка задумывались о том, что травм, из-за которых вы здесь и оказались, могло и не быть... Извлекли ли какой-то урок из того, что с вами произошло?
Парфенов: - В таком травмоопасном виде спорта, как футбол, никто не застрахован от повреждений. Даже если ты стараешься их избежать, постоянно находишься начеку, все равно ничего не поделаешь. Взять хотя бы такой "пустяк", как надрыв мышцы. Не представляю, как можно предотвратить такую травму. Ну а если нечто подобное с тобой произошло, надо как можно быстрее вылезти из этого состояния. Сейчас только и думаю, как скорее подлечиться и выйти на поле.
Асланиди: - Полностью согласен с Дмитрием. Как футболисту можно от чего-то застраховаться на сто процентов?! От судьбы, как говорится, не убежишь. Значит, так и должно было случиться. Впредь по возможности буду осторожнее. Но, конечно, никакой гарантии, что травм больше не будет, дать, увы, никто из нас не может.
Жирков: - У меня в первый раз даже предчувствие было, что травмы не избежать. Ноги болели на разминке. А когда сломался во второй раз, внутренний голос ничего не говорил. Если бы заменили меня чуть раньше, тогда, может быть, этой печальной участи удалось бы избежать. Каждый раз, когда с тобой что-то происходит, становишься чуточку мудрее. Больше анализируешь, по-иному смотришь на вещи, глядишь, в следующий раз не придется торчать неделями в Германии. У меня, правда, до этого не было серьезных травм, потому и не задумывался над последствиями. Теперь, видимо, придется...
ДЕНЬГИ НЕ ДЕЛАЮТ ФУТБОЛИСТОВ АГРЕССИВНЕЕ
-Может быть, футболисты часто получают травмы, потому что слишком много тренируются?
Парфенов: - В профессиональном спорте этот вопрос не обсуждается. Наше дело выполнять то, что говорят тренеры. Думаю, выразил наше общее мнение.
-В Германии идет дискуссия: делают ли большие деньги футболистов агрессивнее? Считается, чтобы их отработать, игроки порой перегибают палку...
Парфенов: - Меня деньги точно не делают агрессивнее. Человек такой, какой он есть, он не может прыгнуть выше собственной головы. Конечно, не имею в виду Елену Исинбаеву. Она как раз берет заоблачные высоты, но, кстати, тоже получает большие премии за рекорды. Тем не менее убежден: ее деньгами тоже не испортить.
Жирков: - И я, признаться, не замечал какой-либо зависимости от денег.
Парфенов: - Сейчас вот еще раз подумал и пришел к выводу, что эта зависимость на самом деле существует. Только обратная. Что хочу этим сказать? Если бы нам давали меньше денег, тогда бы мы больше натворили бед на поле (смех в тренажерном зале. -Прим. Б.Т.).
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФУТБОЛЬНОГО ТРАВМАТИЗМА
-Германские врачи уверяют, что у футболистов настоящий отдых начинается только к третьей неделе отпуска, когда уже пора подумывать о новом сезоне...
Жирков: - Не знаю как кому, а мне лично отдохнуть удается. Но если бы для нас выкроили больше времени, никто не отказался бы. Тем более что потом по три с половиной месяца только и делаешь, что готовишься к сезону.
Парфенов: - В некоторых странах весь чемпионат именно за этот срок и проводят, а мы по три месяца на сборах сидим! Нет, не подумайте, что мы жалуемся. Просто нам не повезло с климатическими условиями.
-Вы наверняка общались здесь с немецкими коллегами. У них преимущественно такие же травмы, как у российских игроков? Или у футбольного травматизма есть специфические национальные особенности?
Жирков: - Естественно, разницы никакой. У всех же по две ноги!
Асланиди: - А вы лучше у нашего доктора спросите, у Хельмута Хоффманна. Он с футболистами из России уже целый год работает. На стенах его кабинета много фотографий наших ребят. Вот, кстати, и он - легок на помине.
Хоффманн: - С одной стороны, мои пациенты правы. Конечно, мы друг от друга не отличаемся. Но все же кое-какие различия есть. Через мои руки за короткий период прошли приблизительно 40 российских футболистов, поэтому определенные наблюдения имею. К примеру, пришел к следующему выводу: у ваших игроков по сравнению с германскими мышцы более перетружены. Но сразу оговорюсь - на сроки лечения это обстоятельство никак не влияет.
-Если уж начали сравнивать, скажите: может, наши ребята еще и более прилежные, чем ваши?
- Футболисты себе не враги: если им что-то говоришь, они обязательно все аккуратно выполняют. Другое дело, что мои соотечественники предварительно спрашивают - почему? Ваши же берутся за дело без лишних слов.
Жирков: - Это мы тут, в Германии, такие паиньки! В России же, бывает, быстренько сделаем, что от нас требуют врачи, и куда-нибудь с ребятами махнем. А здесь режим построже будет.
Парфенов: - Конечно, здесь лучше. Если бы преимуществ не видели, ясное дело - и не приезжали бы сюда. Процесс терапии в Германии грамотнее построен. А в ресторанах мы и здесь, между прочим, бываем. К счастью, хорошая компания имеется! Правда, ходим не развлекаться, а только вкусно поесть.
-Господин Хоффманн, а у российских футболистов есть физиологические различия?
- Бросается в глаза, что у тех, кто играет в известных командах, мышцы более тренированные. Впрочем, в Германии все точно так же.
АСЛАНИДИ ВЫПИСЫВАЮТ!
-Что скажете о своих нынешних российских пациентах?
- Георгия мы выписываем. Знаете, у нас есть обычай. Рядом с нашим центром находится знаменитый музей, он расположен на горе, куда ведут 300 ступенек. Кто осилит этот маршрут, того мы больше не держим. Георгий с музейными экспонатами уже познакомился - так что ему домой путь открыт. Кроме того, после восхождения у него так улучшился аппетит, что на кухне нашей столовой стало катастрофически не хватать продуктов. Я смеюсь, говорю, у тебя, мол, все признаки выписки налицо, пора домой собираться. Жирков тоже постепенно идет на поправку.
-Юрий, а почему, как я обратил внимание, левой, то есть больной ногой, вы легче делаете упражнения на тренажерах, чем правой?
- Так я же левша!
Хоффманн: - И это, кстати, при том, что на левом бедре у Юрия ожог от процедур. С ним он и поступил к нам. Не подумайте, что осуждаю российских коллег, что они, дескать, не уберегли парня. От этого, к сожалению, никто из нас не застрахован. Просто хочу сказать, что из-за этой болячки нагрузки стараюсь пока давать поменьше.
-Доктор, я обратил внимание, что Юрий с завистью наблюдает за упражнениями группы немецких футболистов, которые работают с мячом на батуте. Когда разрешите ему заниматься на этом снаряде?
- Эти забавы не для его нынешнего состояния. Юрию бы лучше в бассейне поплавать... Что же касается Дмитрия, то с ним мы пока тренируемся на ступеньках нашего здания, бегаем по ним вверх и вниз. Но, думаю, через неделю смогу его проверить и на лестнице, ведущей к музею.
Парфенов: - Да, это будет суровое испытание. Я ведь на самом деле там уже был, с ребятами ходил посмотреть, но на обратном пути ноги стали сильно болеть, спуск очень крутой оказался.
Хоффманн: - Может, Дмитрию удастся побить рекорд бывшего игрока сборной Германии Олафа Тона, который провел здесь несколько недель?! А если серьезно, со спартаковцем придется еще повозиться, у него застарелая травма. Но ничего, есть у меня тут один аппарат - быстро на ноги поставит. Помните, что приключилось со знаменитым австрийским горнолыжником Херманном Майером? Авария, хотели даже ампутировать ногу, но на помощь пришла чудо-техника. И этот аппарат, использующий магнитные поля, как раз оказался в нашем распоряжении. Кроме того, у меня есть еще и собственная методика - для стабилизации функций ног ходим с ним по канатам. Я называю это занятие Русским государственным цирком.
Парфенов: - Удивляюсь, как наш опекун не забывает, что и когда нам надо делать. Целый день бегает от одного из нас к другому и, обратите внимание, без каких- либо записей при себе. Это сейчас еще ничего: нас всего четверо - три футболиста и один волейболист. А несколько дней назад российская группа была значительно больше.
-Дмитрий, не ожидается ли в центре пополнение из "Спартака"? Скажем, у Дмитрия Аленичева вдруг дали о себе знать старые травмы...
- Уже звал его сюда. Если не ошибаюсь, в ближайшее время руководство клуба должно принять решение по его вопросу.
-Господин Хоффманн, а травмированного только что Михаэля Баллака сюда не привезут?
- Нет, у него слишком легкий для нас случай. Баллак приезжает сюда только тогда, когда случается что-то серьезное. Кроме того, в "Баварии" пять физиотерапевтов, они и без нас прекрасно справляются.
Парфенов: - Теперь понятно, почему менеджер "Баварии" Ули Хенесс говорит, что в современном футболе побеждает тот, у кого есть хорошие физиотерапевты.
-Юрий, а вам, когда вы собирались в Германию, уже побывавшие здесь товарищи по команде советы давали?
- Еще сколько! Но самым дельным, как показывает практика, был следующий: взять с собой переносной компьютер и много DVD-дисков к нему. После утомительных занятий хорошие кинофильмы необходимы для того, чтобы немного расслабиться. Кстати, и антенна, принимающая российские телеканалы, в центре имеется. Так что от событий не отстаем, даже кое-какие матчи чемпионата страны удается посмотреть. Хотя времени для этого из-за множества процедур катастрофически не хватает.
P.S. Юрий Жирков и Дмитрий Парфенов завершают курс лечения в реабилитационном центре Eden Reha и в пятницу возвращаются в Москву.